Журавлев педагогическая конфликтология. Вопросы к экзамену по педагогической конфликтологии для студентов факультета конфликтологии

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, направленное на изучение природы и причин педагогических конфликтов. Суть этого направления заключается в теоретических рекомендациях, призванных разрешить конфликт наиболее целесообразным образом. Педагоги различают понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация". Конфликтная ситуация представляет собой предвестие конфликта. Сам конфликт пока только зреет, но его можно предотвратить. Разрешить противоборство интересов можно, разумеется, уговорами, обещаниями, угрозами. Но во всех случаях без использования специальных психолого-педагогических знаний конфликт будет сохранять свою конфликтогенную опасность.

В известной мере конфликт является неизбежным следствием нормального процесса обучения. Важно понимать, что само слово не должно иметь пугающего негативного смысла. Без обострения интересов, столкновения разных точек зрения обучению грозит застой: нс следует загонять конфликты вглубь. Конфликты могут возникать в учебно-воспитательном процессе и носить эмоциональную окраску. Поводом для конфликта нередко оказывается инцидент. Для разбора конфликта важно учитывать объективные и субъективные факторы. Учителя далеко не всегда имеют возможность использовать все ресурсы для обучения. Важно при этом понимать и общее социально-экономическое положение учителей, и особенности обучения в конкретном регионе, районе, поселке.

Конфликты часто имеют субъективный характер. Источником разногласий и противоборства может оказаться элементарная психологическая неграмотность. Например, участники конфликта не учитывают знания, которые дает юнгианская психология. Основной постулат последней ясен – мы все разные. Однако есть в ней и другой, не менее важный смысл. Каждый человек считает, что его восприятие мира является нормой, а все остальные оценки ситуации можно считать чуть ли не патологией. Допустим, мыслительный типаж по Юнгу, как правило, неплохо рассуждает, мыслит логически, но его эмоциональный мир недифференцирован. В то же время эмоциональный типаж обладает тонкими переживаниями, но не всегда способен рассуждать последовательно и аргументированно. Он следует за эмоциями.

Юнгианская типология не оценивает людей отрицательно. Она просто показывает, что не следует требовать от человека того, что он выполнить не в состоянии. Надо учитывать психологические особенности каждого типажа. Невнимание к психологической природе учителя или ученика может служить причиной для иррационального конфликта, который не получит благоприятного разрешения.

При разрешении конфликтов учителя считают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что с помощью возмездия можно предотвратить повторение поступка. Однако всегда ли при этом учащийся осознает связь между поступком и наказанием? Нередко он обращает внимание лишь на кару, которая вызывает в нем гнев, озлобленность, стыд и страх.

Процесс обучения, безусловно, чреват коллизиями. Здесь возникают различные типы конфликтов: между преподавателями и учениками, между студентами, внутри педагогического коллектива. Разнообразны и сами конфликты, их природа и смысл. Объективной основой разногласий может служить нивелирование образования, которое отмечено еще Ясперсом. "С нивелирующим массовым порядком, – писал он, – исчезает тот образованный слой, который па основе постоянного обучения обрел дисциплину мыслей и чувств и способен откликаться на духовные творения. У человека массы мало времени, он нс живет жизнью целого, избегает подготовки и напряжения без конкретной цели, преобразующей их в пользу; он не хочет ждать и допускать созерцание; все должно сразу же дать удовлетворение в настоящем; духовное стало сиюминутным удовольствием" .

В современном образовании, которое претерпело за последние годы ряд преобразований, естественно, есть почва для конфликтов. В современных стандартах образования появились новые понятия, да и прежние обрели во многом иной смысл. Вполне понятно, что перестройка сознания – процесс длительный и мучительный. Вот почему в педагогической среде нередко возникают конфликты, рождаются противоборствующие тенденции, развертываются разногласия.

Конфликты требуют разрешения. Это вовсе не означает, что любое противостояние должно вылиться в смертельную вражду. Существует множество способов предупреждения и разрешения конфликтов. Прежде всего, важна культура толерантного воспитания. Толерантность – терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Толерантность – один из демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. Толерантность – важный признак общей и педагогической культуры.

В системе культурно-мировоззренческих универсалий все большее место занимают глобализация, цивилизация, плюрализация, ненасилие и наконец согласие . Согласие давно функционирует в человеческом опыте. Однако оно явно не осознавалось в столь важном качестве. Идея согласия возникла еще в античной философии. Изначальное употребление термина "консенсус" (consensus), означающего "согласие", фигурировало в контексте "согласие для всех". Древнеримский философ Цицерон использовал "консенсус" в смысле "согласия в правовой сфере" как необходимого условия существования и сохранения Римской республики. Идея согласия ориентирована на цивилизованное разрешение противоречий, является надежным, испытанным средством преодоления социально опасных конфликтов.

Одна из главных задач в любом противостоянии - выяснить подспудные первопричины конфликта, поэтому в начале пути к соглашению, приемлемому для всех сторон, лежит осмысление интересов и потребностей каждой из них, причем как очевидных, так и в первую очередь завуалированных. Очевидные потребности и интересы – это то конкретное, о чем заявляется во всеуслышание, как, например денежные суммы или определенные условия достижения соглашения. Но эти потребности вторичны. В основе же позиций того или иного участника конфликта лежат его глубинные потребности, неочевидные побудительные мотивы, проявляющиеся как тайные желания, страх, беспокойство, тревога и надежды. Именно такие, скрытые, интересы и есть те общечеловеческие, первичные потребности, которые являются по большей части первопричиной любого конфликта.

Вряд ли можно удовлетворить одновременно все конкретные потребности участников конфликта, однако удовлетворение их скрытых, глубинных чаяний часто вполне достижимо. Даже сама попытка миротворца "копнуть глубже", чтобы вскрыть эти не очевидные, не лежащие на поверхности интересы дает больше вариантов возможного урегулирования спора. Традиционно конфликты рассматриваются как явления однозначно отрицательные, которых следует по возможности избегать. Во всяком конфликте есть победители и побежденные, а проигрывать не любит никто. Люди, воспринимающие конфликты исключительно с позиции противопоставления "победитель – побежденный", часто склонны не замечать, недооценивать или игнорировать множество подспудных факторов, которые лежат в основе разногласий. Участники конфликта нередко стараются сгладить острые углы, чтобы не оказаться в положении проигравшего, либо в стремлении навязать все-таки свою точку зрения менее болезненными способами.

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин пе­дагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Современная актуализация интереса к педагогической конфликтологии обусловлена многими причинами. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, ока­залась в сложном положении. Резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и вос­питания, существенные сдвиги в области культурных ориентации всей обще­ственной системы, масштабное развитие криминогенной ситуации не могло не сказаться в целом на состоянии образовательной системы в нашей стране. Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной ра­боты в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с уче­том особенностей школьного социума, по формированию благоприятного мо­рально-психологического климата, методика индивидуального консультирова­ния, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.

Многие процессы, происходящие в общественной жизни или, говоря кон­кретно, в педагогической или управленческой деятельности – это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур. Одним из действенных способов упреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения, оказание психологической и педагогической помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния в этом нуждается. Повышенный интерес вызывает дальнейшая разработка вопросов адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и интеграции, свидетельствующих о достижении психологической совместимости людей и комфортности их меж­личностного общения. Особо актуальны сегодня мониторинговые социаль­но-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов, создание и функционирование конфликтологических служб в образователь­ных учреждениях.

Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм профессиональной этики, умение руководителя направлять конфликты, возникающие в школьных кол­лективах, в конструктивное русло. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного руководителя является его которая включает набор определенных знаний и умений. Более того, обязательным требованием к атте­стации руководящих и педагогических работников является оценка человековедческой компетентности , включающая и конфликтологическую подготовку. В связи с этим в 2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по опре­делению уровня человековедческой компетентности современного педагога.

Предпринятые за последние 20-30 лет попытки научной разработки основ­ного содержания педагогической конфликтологии, опыт практического участия конфликтологов в различных сферах деятельности, показав свою реальную значимость, обнаружил «настоятельную необходимость разносторонней мето­дологической, теоретической и методической работы по концептуализации конфликтологического знания, его оснащению адекватным понятийным ап­паратом и соответствующими эмпирическими процедурами и средствами как для развития возникших конфликтных ситуаций, так и для их эффективного регулирования и разрешения» .

Рассуждая о теоретико-методологических и прикладных проблемах кон­фликтологии, значимых для педагогической практики, прежде всего следует отметить, в чем заключается особенность педагогической работы и почему современный педагогический социум является социальным пространством по­вышенного напряжения.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по клас­сификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен ак­тивно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. «Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка спо­собствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы » .

Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих личност­ных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личност­ную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

Как известно, демографической особенностью педколлектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в одно­родных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной про­фессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.

В жизнедеятельности педколлектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Пси­хологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений. Дифференциация в сфе­ре функционально-статусных отношений порождает социальное неравенство, которое также провоцирует психологическую напряженность.

Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взро­слых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфлик­та отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования спе­цифических компонентов социального опыта воспитанников.

Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания яр­ко проявляется конфликтогенность педагогического социума, заключающаяся в следующем:

Все это приводит к выводу, что конфликтность является закономерно­стью функционирования педагогического социума. Однако данная закономер­ность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рас­смотрения.

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

(Журнал: Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394)

____________________

Конфликтология и конфликты

Педагогический конфликт -

Общие этические правила выхода из конфликтной ситуации:

Ø ищите то, что вас сближает,

Ø не нагнетайте напряженность,

Ø идите «навстречу» противнику,

Ø будьте открыты для принятия другой позиции,

Ø стремитесь создать самую сердечную, теплую атмосферу при встрече (дискуссии, переговорах, беседе, споре, полемике),

Ø не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственностьза возникшую ситуацию.

Способы разрешения педагогического конфликта по степени их усложнения по Н.Е. Щурковой:

1. Юмор (беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо, но в нем не должно быть сарказма).

2. Психологическое поглаживание (нежность, ласка, одобрение, выражение любви; выделение положительных «черт» противника и улучшение отношений между партнерами).

3. Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок).

4. Третейский суд (незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили во время конфликта, он может быть непосредственным участником примирения враждующих сторон или опосредованным).

Методы разрешения педагогических конфликтов:

· метод «выхода чувств» (человеку предоставляется возможность выразить свои отрицательные эмоции педагогу, психологу или психотерапевту, а от выслушивающей стороны требуется эмоциональная поддержка собеседника, сочувственное понимание);

· метод «эмоционального возмещения» (собеседник (который недруг) условно рассматривается как страдающее лицо, которому необходима помощь, сострадание, похвала его лучших качеств);

· метод «обнажения агрессии» (психолог, педагог, психотерапевт (или другое лицо) предоставляет возможность конфликтующим сторонам выразить свою неприязнь в его присутствии, дальнейшая работа основывается на одном из следующих методов);



· метод «принудительного слушания оппонента» (в ходе ссоры конфликтующих сторон педагог, психолог, психотерапевт (или другое лицо) дает инструктивный совет обеим сторонам: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику» и тогда обе стороны внимательно слушают друг друга);

· метод «обмена позиций (взглянуть на ситуацию глазами оппонента);

· метод «расширения духовного горизонта» спорящих (ссора протоколируется или записывается на магнитофон, ее запись воспроизводится с целью ее анализа).

И прямые, и косвенные методы погашения конфликта должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство и служить духовному росту личности.

Барьеры восприятия в общении и их влияние на установление контакта с детской аудиторией.

Барьеры общения - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию.

Барьеры общения связаны с:

· характерами людей,

· их стремлениями,

· взглядами,

· речевыми особенностями,

· манерами общения.

Барьеры (межличностного) общения:

· барьеры восприятия;

· семантические барьеры;

· невербальные барьеры;

· барьеры, возникающие при плохом слушании;

· барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

Барьер восприятия связан с:

· источником информации,

· избирательное внимание,

· искажение,

· запоминание.

К барьерам восприятия относят:

· первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);

· предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);

· стереотипы;

· эффект проекций (когда человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник);

· эффект порядка (общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней).

! Информацию на установление контакта с детской аудиторией я не смола найти, но там можно и так подумать. Например, дети всегда замечают все мелочи, поэтому следует следить за своим внешним видом и речью, а иначе при первой встречи с ребятами сложно будет установить контакт и заполучить их авторитет. Но я без понятия верно или нет.

Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно - этический аспект. Негативные явления, осложняющие общение в педагогическом коллективе. Этика взаимоотношений руководителя образовательной организации с педагогическим коллективом.

Педагогические конфликт - взаимодействие субъектов педагогической системы, обусловленное противоречиями, возникающими в образовательном процессе.

Конфликты в педагогическом коллективе отличаются от педагогических конфликтов тем, что первые происходят в системе «учитель – учитель» или «учитель – директор». (хз)

Виды конфликтов с точки зрения этической (нравственной) стороны природы конфликта по В.И. Журавлевой:

· дидактического характера,

· дисциплины,

· связанные с методикой обучения,

· конфликты этики,

· втактике взаимодействия,

· вызываемые бестактностью учителей,

· запредельно-этические конфликты (педагогические правонарушения).

Основные группы производственных конфликтов:

· вызванные объективными обстоятельствами (неправильное распределение функциональных обязанностей),

· вызванные субъективными причинами (столкновение мотивов, взглядов учителей, притязания на определенный статус в коллективе и т. д.).

Однако на ту и другую группу причин могут также влиять обстоятельства значимости конфликта для отдельных личностей и всего коллектива.

Именно в педагогическом коллективе деструктивные конфликты наиболее нежелательны, так как они парализуют воспитательно-образовательный процесс и негативно отражаются на деятельности ученического коллектива. Но и отсутствие конфликтов тоже плохо. Как отмечает Ю.П. Львова, «беспроблемностъ в педагогическом коллективе порочна, ибо она означает оторванность коллектива от реальной действительности».

Факторы, порождающие причины конфликтов в педагогическом коллективе:

· критика в адрес коллеги,

· высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной неприязни,

· неумение применять этику в полемике (выразить свое мнение, точку зрения на ту или иную проблему спокойно, без лишних эмоций),

· отсутствие профессиональной этики в общении.

Правила, которых нужно придерживаться в педагогическом конфликте:

· помнить о содержании проблемы,

· помнить о критики по существу дела,

· следить чтобы оправданная резкость слов не переходила в грубость, не создавала нервозности, не унижала человеческого достоинства,

· чрезмерно подчеркивать не какой-то один факт и строить на нем все претензии к коллеге, а приводить примеры и факты, которые должны быть неопровержимы, а все суждения доказаны,

· помнить, что нет людей, которым на протяжении всей профессиональной деятельности сопутствует удача и которые не совершают ошибок,

· выработать у себя умение ко всякой неприятности во взаимоотношениях с коллегами относиться как можно прозаичнее и спокойнее, с тем чтобы перенести ее как можно легче,

· пользоваться советами более опытных педагогов:

Познайте самого себя,

Возьмите на учет свои достоинства и недостатки,

Увидев недостатки в работе своего коллеги, не спешите их критиковать, если не знаете, как их устранить,

Если вы предлагаете что-то новое, удостоверьтесь, что ваше предложение действительно имеет реальную ценность для совершенствования воспитательно-образовательного процесса в целом,

Соблюдайте профессиональный этикет и культуру общения.

Руководитель учебного заведения является главным и ответственным лицом, организующим работу всего педагогического коллектива. Манера его поведения, настойчивость, интеллект, целеустремленность и последовательность - все это важнейшие качества, которые влияют на стиль школы, престиж ее в глазах общественности и родителей, на морально-психологический климат в коллективе. Поэтому к моральному облику руководителя образовательного учреждения предъявляются высокие требования.

К числу личностных черт руководителя, обуславливающих эффективность руководства, можно отнести:

· доминантность («влияние») - умение влиять на подчиненных,

· уверенность в себе - при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а психологический комфорт в педагогическом коллективе обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению заданий,

· креативность (способность к творческому решению задач) - особенно существенно для инновационной деятельности, так как и ней руководитель выступает как творец,

· умение самому принимать решение (как бы ни были хороши консультанты, конечное решение руководитель должен принимать сам),

· общечеловеческие нравственные качества - честность, искренность, прямота, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность,

· эффективный стиль руководства - соучаствующее управление, но не исключаются авторитарный и демократический стили (так как нет однозначных ситуаций, когда решение нужно принимать быстро; реакция каждого члена педагогического коллектива на один и тот же стиль руководства может оказаться различной).

Руководитель образовательного учреждения обязан:

· мастерски владеть культурой педагогического общения: подсказать, посоветовать, помочь своим заместителям, педагогам; внимательно выслушать родителя, ученика,

· быть достаточно строг, но справедлив, демократичен в общении и уметь держать дистанцию, обеспечивающую его ролевой статус,

· уметь преодолевать конфликты, возникающие в педагогическом коллективе,

· быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться только интересами дела, коллектива.

· открыто отзываться о каждом члене своего коллектива, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами,

· обязан заботиться о создании атмосферы психологического комфорта в коллективе, основными элементами которой является чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги, беспокойства за завтрашний день, оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, уверенность, что в трудной ситуации руководство и коллеги поддержат и защитят,

· не пользуются административно-командными методами, не принимают решений единолично, если дело касается всего коллектива.

· не «раздувать» конфликта в педагогическом коллективе, где используется всевозможные способы преследований, дискредитации, сведения счетов со «строптивыми», по собственному мнению, коллегами.

Достаточно продолжительный исторический период конфликтология как наука развивалась в рамках других отраслей научного знания. На различных этапах ее развития и становления конфликтологические проблемы рассматривали древние философы, социалисты-утописты, экономисты, психологи, социологи и другие представители естественных и гуманитарных наук.

Как социально-психологическое явление свойственен практически всем сферам жизнедеятельности человека. Исходя из этого, практически все отрасли научного познания в той или иной мере связаны с конфликтологией. Эта связь носит взаимный характер. Конфликтология, являясь самостоятельной научной дисциплиной, особенно тесно связана с теми областями знаний, на базе которых она, собственно, и образовалась, - с социологией и психологией.

Конфликтология как наука пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых других наук, если это помогает в изучении конфликтов.

Конфликтология как наука использует :

  • Теоретические модели;
  • Данные;
  • Приемы;
  • Методы.

С одной стороны другие области научного знания дают конфликтологии фактический материал, а с другой - являются точкой приложения ее концепций.

Социально-гуманитарные науки: Фактический материал >> << Точка приложения конфликтологических концепций: Конфликтология

Рассмотрим, как конфликтология связана с другими науками:

  • дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию.;
  • Математики - математические методы моделирования конфликта как абстрактных математических моделей;
  • Психология - изучение конфликта с точки зрения противоречивости функционирования психики человека;
  • Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействии в социуме.

Рассмотрим эту взаимосвязь более подробно.
При исследовании конфликта как социально-психологического явления конфликтология опирается на требования методологических принципов, сформулированных философией.

Методологические принципы:

  • Принцип развития;
  • Принцип единства теории, эксперимента и практики;
  • Принцип системного подхода;
  • Принцип конкретно-исторического подхода;
  • Принцип объективности;
  • Принцип всеобщей связи.

Охарактеризуем эти принципы более подробно.
В соответствии с принципом развития конфликтология рассматривает конфликт с диалектических позиций как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. И не только от простого к сложному, но и наоборот. В процессе изучения конфликта выявляются основные тенденции его эволюции. При его длительном непрерывном развитии анализируется переход от одних форм к другим, как правило, ОТ простых к более сложным. Такой анализ позволяет делать более точные и долговременные прогнозы возможных вариантов его развития и результата. Таким образом, конфликт не есть что-то постоянное, это динамично развивающееся многообразное, системное, неповторяющееся явление. Но процесс развития конфликта идет в соответствии. С определенными общими закономерностями. Эти закономерности как раз и позволяет выявить учет принципа развития.

Принцип всеобщей связи требует при изучении конфликта выявлять максимальное количество как внутренних связей конфликта, так и внешних, связывающих его с другими социальными и психическими явлениями и процессами. При этом конфликтология опирается на основные законы и парные категории , выполняющие методологическую роль при изучении конфликта.

Основные законы диалектики:

  • Закон единства и борьбы противоположностей;
  • Закон отрицания отрицания;
  • Закон перехода количественных изменений в качественные.
  • материя-движение;
  • качество-количество;
  • сущность-явление;
  • причина-следствие;
  • необходимость-случайность;
  • содержание-форма;
  • единичное-всеобщее;
  • время-пространство.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики . Исходя из этого принципа, конфликтология рассматривает конфликт любого уровня с точки зрения оптимального соотношения его теоретической и практической компонент. Несоблюдение требований данного принципа приводит к снижению эффективности вырабатываемых ею практических рекомендаций.

Исходя из требований принципа системности , конфликтология рассматривает конфликт как системное явление. Любой конфликт включает: соответствующие компоненты, эти компоненты между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены и функционируют в соответствии с определенными тенденциями и закономерностями.

В соответствии с принципом конкретно-исторического подхода конфликтология подходит к рассмотрению конкретного конфликта с учетом конкретных исторических, временных и социальных условий, в которых он возникает, развивается и разрешается.

Принцип объективности требует от конфликтологии как науки рассматривать конфликт в большей степени минимизируя влияние субъективных факторов, как личностных, так и групповых.

Тесная взаимосвязь конфликтологии с социологией и психологией обусловлена тем, что она рассматривает конфликт как социально-психологический феномен, как результат противоречивости функционирования человека, как форму социального взаимодействия людей. Зародившись почти одновременно в недрах социологии и психологии как самостоятельная наука, ей свойственны две новые традиции: психоаналитическая и социально-психологическая.

Конфликтологическая проблематика поднимается не только в рамках конфликтологии. Проблема конфликта рассматривается в педагогических, исторических, экономических, военных науках, психологии, политологии, искусствоведении и др. Однако все они рассматривают конкретные конфликты в конкретных сферах и условиях. Например, психология в большей степени отдает предпочтение рассмотрению внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов на уровне малых групп. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки в военном деле. Искусствоведение изучает конфликт в различных видах художественного творчества как эстетическую категорию. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении.

Конфликтология как наука связана и с естественными науками, в частности с математикой. В математике конфликт представляется в виде абстрактной математической модели, которая может быть применена к конкретному конфликту. Такая попытка еще в 1920 году была предпринята российским математиком Г.Ф. Гаузе. В развитии отношений конфликтологии и математики можно выделить ряд этапов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА :

  • 1-й ЭТАП 1920-1933 гг. (Г.Ф. Гаузе);
  • 2-й ЭТАП 1940-1974 гг. Математическая теория игр Модель «рефлексивных игр» (В.А. Лефсвр, Т. Саати, В. Крапивин и др.);
  • 3-й ЭТАП 1975-1985 гг. Применение математических моделей в решении частных проблем экономики, спорта;
  • 4-Й ЭТАП 1986 г.- настоящее время. Создание программного продукта для использования ЭВМ в моделировании конфликта.

Однако человеческие конфликты настолько сложны, разнообразны и специфичны, что упрощающие допущения, которые необходимо вводить для математического описания, делают их мало-информативными. Достаточно эффективно математические модели зарекомендовали себя при моделировании масштабных конфликтов. В частности, Т. Саати на математической модели американско-вьетнамской войны доказал необходимость вывода американских войск из Вьетнама еще до ее окончания.

В экономике, спор те, поенном деле для некоторых частных случаев математическое моделирование конфликтных ситуаций оказывается полезным. Возможно, с разработкой более совершенного математического аппарата, особенно в компьютерных игровых моделях, связи конфликтологии с математикой станут более тесными.

Таким образом, выделившись в относительно самостоятельную отрасль научного знания, и на сегодняшний день тесно взаимосвязана не только с социальными науками, но и с естественными.

Гребенюк О.С.

1. Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Как известно, в настоящее время в школе учатся совершенно иные учащиеся, чем в 90-е годы. Об этом говорят данные социологических опросов, говорящие об отношении молодежи к труду, учению, к старшим. Около 70% школьников не любят труда, не имеют навыков бережливости, их мотивационная сфера резко поляризована: потребительская мотивация значительно превышает созидательную мотивацию. Среди жизненных интересов и ценностей интерес к профессии старшие школьники ставят на четвертое место, учение в школе - на десятое. За последнее десятилетие (1985-1995) резко изменилось отношение молодежи к старшим: уважение к старшим как ценность переместилось с первых мест в конец списка жизненных ценностей. Большинство старшеклассников (78%) считают, что начавшиеся в России перемены либо ни к чему не привели, либо вызвали ухудшение дел и в стране, и в школе (кто виноват? Ясно, что не школьники). Конфликты с учителями теперь (1995 г.) возникают в три-четыре раза чаще, чем пять лет назад. На вопрос: “Стали ли человечнее отношение учителей с детьми?” - ответили “да” 18% опрошенных взрослого населения России, а “нет” - 52%. Психологи отмечают, что на каждом уроке возникает от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педагогов и детей (10).

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:

И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;

Директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;

Химичка ругает меня за то, что я дружу с...;

Почему, если тебе не удается какой-нибудь предмет, учитель придирается ко всему. Например: “Было бы у тебя столько знаний, сколько одежды” Или: “Ты бы не волосы красила, а решала примеры”;

Учительница информатики заставила стереть помаду;

Учителя не дают высказывать свое личное мнение;

На счет оценок! Если я не согласна с отметкой, которую мне выставили за четверть, естественно, я начинаю отстаивать свое, то есть, например, мне поставили 3, а я уверенна, что знаю на 4. Совершенно не выслушивают, не хотят и не желают углубляться в этот вопрос. Учитель в какой-то степени психолог, так надо же не забывать это;

Физрук ударил Шурика;

Трудовик с неба берет оценки;

Учительница сказала, что тетрадь это лицо ученика, а раз в тетради есть пробелы, то значит и в голове то же самое.

Всякий раз, когда заходит разговор с учителями о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллегами, родителями, школьниками. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Это обусловлено сменой позиций и ролей ученика в отношении с родителями, другими школьниками, учителями. Непосредственно межличностные отношения влияют на характер отношений учителя и школьника при организации групповых форм занятий. При этих формах работы происходит смена неформальных лидеров, изменяются критерии популярности учеников, составы малых контактных групп, то есть происходит активная перестройка отношений, за чем не всегда может уследить учитель. Отношения учителя и учащегося преломляются через его отношения с другими учениками класса, определяют реакцию ученика на замечания, обращения к нему учителя.

Готовы ли учителя к работе в изменившихся условиях? Как показывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. В наибольшей степени их беспокоит собственная неподготовленность к решению психологических задач, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией (10, с.64). Психологи отмечают, что “лишь у одного учителя из десяти достаточно развиты такие профессионально важные качества, как пристальное и постоянное внимание к личности другого человека, глубокое ее понимание, уважение к ней, искренность в выражении своих чувств и переживаний в межличностном общении (11, с. 23). В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией управления педагогическими конфликтными ситуациями.

2. Понятие конфликта в педагогике, конфликтные ситуации.

Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности учителя и учащихся, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, “силой” или рангом. Ранг оппонента - это социальная характеристика человека. Например, оппонент первого ранга - человек, преследующий только собственные интересы и цели; оппонент второго ранга - человек, отстаивающий некую групповую цель и интересы и т.п. Человек более высокого ранга имеет более развитые индивидуальные и личностные качества.

Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию. Объект может быть эквивалентен призовому месту в спорте, денежной премии, праву на контроль, праву на человеческое достоинство. Если объект неделим, то он является одним из условий существования конфликтной ситуации. Если объект делим, и способ деления признается справедливым всеми участниками, то и конфликтной ситуации может не быть, она не должна возникать. Объект может быть как материальным, так и духовным как следствие желаний, интересов и т.п. Отношения между объектом и оппонентами можно сформулировать как доступность объекта для оппонента. Таким образом, конфликтная ситуация включает оппонентов, объект, цели и отношения между ними. Каждый из оппонентов характеризуется уровнем цели и интересов, доступностью для него объекта и рангом. Изменение одного из них приводит к изменению всех других составляющих конфликтную ситуацию.

По нашим данным две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладывают объективно существующее противоречие, проявляющееся в несоответствии взглядов учащихся и педагога на суть дисциплины (“я только повернулся и попросил карандаш у друга, а она уже замечание в дневник пишет”), неоптимально выработанных и несогласованных с учащимися критериях оценивания результата учебной работы (“в четверть выходило 4, а поставили 3”), отсутствии у учителей преподавательских умений и навыков (“учитель рассказывает неинтересно, на уроке скучно, хочется хоть с соседом поговорить”), педагогической этики и такта (“чуть, что не по ней, то сразу начинает кричать и ругаться”), приверженности традиционной авторитарной педагогической философии - “мое дело учить, а ваше - молчать и слушать”, вступает в противоречие с доминирующими потребностями возраста старших школьников - не только брать, но и отдавать, не только исполнять, но и вести и т.п., с социальными требованиями сегодняшнего дня - творческой активности, ответственности, самостоятельности индивида.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и неучебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя.

Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Такие ситуации могут приобретать характер конфликтных в случаях, если учитель, не выяснив мотивов сделает ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся. Учитель не всегда знает обстоятельства детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступков, не всегда представляет отношения между детьми, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности. Если педагогическая ситуация вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу, то такая ситуация также приобретает конфликтный характер. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными отношениями, когда даются неоправданно отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам. Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица, очень тонка, почти незаметна. Поэтому конфликтная ситуация может перейти из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную.

Возможно, ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся. В то же время конфликтная ситуация - это сигнал - звонок - набат какого-то нарушения. Это возникшее, обнажившееся пpотивоpечие. Не замечать его нельзя.

Можно сделать вывод, что сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий, выполнения правил поведения, право учащихся и учителя на чувство собственного достоинства, то есть возможность конфликтной ситуации заложена в его должностных функциях. Но, чтобы возник конфликт одной конфликтной ситуации недостаточно, конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов.

Конфликт - столкновение противоположно наплавленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Обратимся к школьной практике.

На уроке учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания не pеагиpовал, продолжал мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников. Как, по-вашему, это конфликт? Он произошел или еще нет? Это еще не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (то, что вызвало конфликтную ситуацию, - учебная работа). Но раз ученик не выполняет, учитель настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастет в конфликт.

Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом. В определенном смысле конфликтная ситуация и конфликт ведут себя независимо. Читатель спpосит, какое практическое значение для нас, как педагогов, может иметь знание стpуктуpы конфликта? Обратимся к практике.

Рассмотрим пример одной из конфликтных ситуаций, которая нередка в наших школах - это сорванный урок.

Урок шел как обычно. Учительница по черчению приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтоб он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Она и не подозревала, что провал ее урока начался, так как она поддалась на провокацию (не смогла быстро проанализировать и оценить конфликтную ситуацию). Учительница продолжила свое объяснение, но скрип все равно возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание (переход к действиям - возник конфликт).

Так она совершила сразу две педагогические ошибки. Прежде всего, если бы она учла особенности С. (озорной, наглый, неумный, трусливый), то поняла бы, что достаточно было взять дневник и положить к себе на стол, тем самым вызвать у С. стимул хорошо работать на уроке, чтобы не записали замечание в дневник. Вторая ошибка - это потеря драгоценного для учителя времени на запись замечания и привлечение к конфликту внимания всего класса.

Поскольку замечание было записано, С. стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока. Это была очередная ошибка молодой учительницы (она не выходила из конфликта, а еще более усугубляла его). Учительница в этом случае поставила себя в такое положение, когда ее авторитет публично, на глазах у детей, падает. Такие слова (“Удалю с урока!”) может себе “позволить” учитель только в том случае, когда он твердо уверен в том, что ученик подчинится его требованию, когда он обладает большим авторитетом и достаточной властью.

С. не только не вышел из класса, а еще больше продолжал препираться, тогда учительница хлопнула журналом и села за стол. Но это никак не подействовало ни на С., ни на класс. Прозвенел звонок, и со слезами на глазах учительница вошла в учительскую, где все учителя сочувствовали ей, слушая ее рассказ о сорванном уроке.

Следующий урок в этом классе был урок географии. Преподавала этот предмет учительница, которая была подругой молодой учительницы и острее других пережила ее рассказ. Будучи во взвинченном состоянии, оно, забыв поздороваться с детьми, стала на высоких тонах делать замечание С. про то как надо стоять за партой. С., как всегда, не смог смолчать, за что она начала его отчитывать и в конечном счете выгнала из класса. С., ничего не поняв, вышел. Класс также ничего не понял и солидаризировался с С., заняв негативную позицию по отношению к действиям учителя.

Следующий урок в этом классе был урок иностранного языка. Преподавала этот предмет классный руководитель. Вместо того, чтобы вести урок, она стала разбирать случай на уроке черчения.

С. не был трудным учеником, но в результате конфликта только с одним учителем у него были испорчены отношения с другими педагогами. После происшедшего С. возненавидел учительницу черчения.

Главная ошибка других учителей состоит в том, что из солидарности с коллегой они разрушили то, что долго создавалось и что должно быть основным правилом педагогического влияния на ребенка. Если эта волна учительской “солидарности” против С. вовремя не остановится, то весьма вероятно, что подросток быстро станет объективно трудным.

Анализ подобных фактов из школьной жизни показывает, что во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта - нежелательные поступки учащегося. В нашем примере причиной конфликта стали действия... учительницы, точнее, ее педагогически неграмотные действия. Ученик С. действительно создал конфликтную ситуацию, но конфликта могло и не быть, не допусти учительница ряд ошибок.

Во-вторых, легче конфликт предупредить, чем pазpешить. Задача учителя пpедупpедить возникновение конфликтной ситуации (где это возможно). Например, познакомиться с листом здоровья и сведениями о родителях по журналу класса. Если у ребенка заболевание эндокpинной системы - ждите немотивированных поступков и эмоциональных взрывов.

В-третьих, возможно возникновение инцидента, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Это касается прежде всего эмоциональной сферы (pаздpажение, гнев, обида). В таких случаях и ученику и учителю могут помочь навыки саногенного мышления и поведения.

Наконец, если предупредить конфликт не удалось, то его придется pазpешать. В педагогике неразрешенные конфликты особенно опасны как для педагогов, так и учащихся. Это длительный процесс, но при правильном его развитии воспитательный успех вам обеспечен.

Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал на урок), но могут быть созданы и по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными, или и тем, и другим.

Сторонами конфликт может восприниматься по-разному. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит процесс развития конфликта и его разрешение.

3. Динамика конфликта

Социальная психологии в динамике конфликта различает 4 этапа: 1) возникновение объективных пpотивоpечий; 2) осознание конфликтной ситуации; 3) переход к конфликтным действиям; 4) pазpешение конфликта. Рассмотрим подробнее каждый этап, но применительно к практике педагогов.

В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит противоречие. Противоречие - это двигатель пpогpесса, pазвития. Логично ли избегать его? Преодолевая разногласия, различия позиций или взглядов, мы поднимаемся на качественно более высокий уровень развития индивидуальности.

Вся педагогическая хитрость заключается во втором этапе динамики конфликта - осознании ситуации. Во-первых, если перед вами конфликт эмоциональный, где просто не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь, не нужно оценивать ситуацию как конфликтную. Необходимо позаботиться о том, чтобы, сработали механизмы психической защиты (см. главу о сфере саморегуляции) или стражи душевного здоровья: мудрость, понимание другого и свобода выбора переживаний (см. 8). Во-вторых, если налицо объективное пpотивоpечие, где есть объект конфликта (именно тот, в котором вы увидели воспитательный потенциал), вы оцениваете ситуацию как конфликтную конструктивную и переходите к конфликтному поведению.

Под “конфликтным поведением” мы понимаем не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника. Оно включает в себя продуманную систему акций, как для учителя, так и учащегося. Эта система конфликтного поведения представляет собой pазpаботанные и реализованные известные стили поведения в ситуация разногласия. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на школьника зависит от правильно оцененного учителем пpотивоpечия (есть ли в конфликте делимый или неделимый объект конфликта) и от оптимально выбpанного стиля поведения.

Таким образом, педагогический конфликт - это объективное пpотивоpечие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального pазвития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (pазpешение) которого пеpеводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального pазвития.

КоллективеДипломная работа >> Психология

Конфликта в сознании. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение... профессионального общения с представителями различных возрастных категорий учащихся. Данные, полученные при...

mob_info