Обособление сложных предложений. Обособление второстепенных членов предложения

В простом предложении интонационно и по смыслу выделяются члены предложения со значением уточнения, пояснения и присоединения . В целом они имеют функцию добавочных сообщений.

В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире .

А) Уточняющие члены предложения

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены.

Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.

Уточняющие члены по отношению к уточняемым служат наименованиями более конкретными по значению, так как они сужают понятие, передаваемое уточняемым (основным) членом предложения, или в каком-либо плане ограничивают его. Таким образом, члены уточняемый и уточняющий соотносятся как общее и частное, широкое и конкретное, родовое и видовое, причём уточняющий член предложения следует за уточняемым (а не наоборот!).

Ср.: Завтра , (когда именно?) в шесть часов вечера , состоится собрание членов кооператива. - В шесть часов вечера состоится собрание членов кооператива.

Уточняться могут все члены предложения.

1. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени , поскольку именно они могут обозначаться очень обобщённо и неопределённо (там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом и др.). Конкретизацию дает именно уточняющий член:

Там , (где именно?) на горизонте , светилась бледно-розовая полоска света (М. Горький); Теперь, (когда именно?) после половодья , это была река саженей в шесть (Чехов).

Иногда соотношение более широкого и более узкого понятий может быть продиктовано лишь данным контекстом:

Сегодня вечером мы с Егором Ивановичем едем в Петроград , (куда именно? / к кому именно?) к Маше (А.Н. Толстой).

Нередко уточняющие обстоятельства места образуют цепочку, выстраиваются в ряд:

Впереди, (где именно?) далеко , (где именно?) на том берегу туманного моря , виднелись выступающие лесистые холмы (Л. Толстой).

2. Уточняться могут и другие обстоятельства , при наличии у них более широкого значения, чем уточняющего:

Он встряхнул кудрями и самоуверенно , (как именно?) почти с вызовом , глянул вверх, на небо (Тургенев); Он был тщательно , (как именно? / до какой именно степени?) до розового лоска на щеках , выбрит (Антонов).

Обратите внимание!

1) Иногда ряды обстоятельств могут быть лишены уточняющего оттенка значения и восприниматься (в данном контексте!) как разные стороны одного явления, без смысловой подчинённости.

Несколько человек идут по снегу через улицу в хату (Быков).

Если между обстоятельствами поставить запятые, то отношения между ними станут несколько иными: каждое последующее будет логически выделяться, восприниматься как подчинённое предыдущему, что усилит впечатление напряжённости и даже опасности описываемого момента.

Cр.: Несколько человек идут по снегу , через улицу , в хату .

Обратите внимание и на то, как изменится при этом интонация!

2) В зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться как уточняющие или не как уточняющие обстоятельства. Сравните приводимые попарно предложения:

Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу). - Далеко , в лесу , раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

Дети расположились на поляне между кустами (поляна окружена кустами, а на самой поляне их нет). - Дети расположились на поляне , между кустами (кусты находятся на самой поляне).

3) Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между ними не ставится.

В 1961 году , 12 апреля , человек впервые полетел в космос. - 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос.

3. Уточняться могут согласованные определения со значением цвета, размера, возраста и др.:

Ещё одно , (какое именно?) последнее , сказанье - и летопись окончена моя (Пушкин); Кой-где выглянули женские , (какие именно?) большей частью старушечьи , головы (Тургенев).

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, такой, каждый, один (не в значении числительного, а в значении местоимения) и др.:

Чичиков немного озадачился таким, (каким именно?) отчасти резким , определением (Гоголь); Ни одного, ни санного , ни человеческого , ни звериного , следа не было видно (Л. Толстой); Хотелось отличиться перед этим, (каким именно?) дорогим для меня , человеком (М. Горький).

Обратите внимание!

1) Обособление уточняющих согласованных определений - явление достаточно редкое и во многом зависит от воли пишущего. Обычно определения с уточняющим значением рассматриваются как однородные, то есть запятая ставится не с двух сторон, а с одной - между определениями.

Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и... увидел совершенно другие , незнакомые мне места (Тургенев).

2) Уточняющие определения могут присоединяться посредством подчинительных союзов.

Неодолимая , хотя и тихая , сила увлекла меня (Тургенев); Нельзя так убиваться из-за простого , пусть и такого дорогого , костюма (Савельев).

Но если определение, присоединяемое подчинительным союзом, является однородным по отношению к предшествующему и не носит характера уточнения (смыслового и интонационного!), то после него запятая не ставится.

Получены важные , хотя и не итоговые сведения.

4. Более часто по сравнению с согласованными определениями обособляются уточняющие несогласованные определения :

Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, (какой именно?) почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Симонов); Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, (какой именно?) в полоску , рубахе (Солоухин); Вошла молодая, (какая именно?) лет семнадцати , девушка (Куприн); Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, (какой именно?) до пят , шинели (Катаев).

5. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, иначе и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных (точнее, вернее, иначе, скорее по смыслу равнозначны словосочетаниям «точнее говоря», «иначе говоря» и т.п.), сами выделяются запятыми:

Его доброта, вернее , его великодушие тронуло меня (в этом примере сказуемое согласовано с ближайшим к нему предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой); Совсем недавно, точнее , в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания; Следует дополнить, скорее , уточнить приведённые в отчёте данные.

В роли уточняющих могут выступать слова более того . Именно они выделяются запятыми, тогда как следующее за ними определение - нет:

Было бы глупостью, более того , безумием упустить такой случай; Он глубоко уважал своего друга, более того , восхищался им.

Обратите внимание!

Слово скорее не выделяется запятыми, если употреблено в значениях:

а) «лучше», «охотнее»:

б) «лучше сказать»:

Павел Петрович медленно похаживал взад и вперёд по столовой..., произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!» (Тургенев); Его не удивил, а скорее обрадовал этот вопрос.

Примечание. Уточняющие члены предложения обычно выделяются запятыми. Однако возможна постановка и такого знака, как тире .

Тире обычно ставится в следующих случаях:

а) при уточняющих обстоятельствах, если подчёркивается не только уточняющий, но и вставной характер обстоятельств, например: Грачи закричали за рекой в ветвях, и повсюду - в кустах и в траве - запели, зачирикали птицы (А.Н. Толстой);

б) при подчёркивании последовательности уточнения и соотнесения уточняющих и уточняемых членов, например: Он устроился на шахту , на неполный рабочий день - после уроков (Баруздин). Здесь обстоятельство на шахту поясняется всей следующей конструкцией на неполный рабочий день - после уроков , причём эта конструкция имеет своё уточнение после уроков , отделённое знаком тире. Использование запятой вместо тире в данном контексте невозможно, поскольку запятая исказила бы смысл, уравняв позиции всех трёх обстоятельств (ср.: на шахту, на неполный рабочий день, после уроков ). А тире подчеркивает то, что обстоятельства неравнозначно соотносятся друг с другом;

в) при уточнении именной части сказуемого (ср.: Снег тут был неглубокий - по щиколотку ).

Б) Пояснительные члены предложения

Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия.

Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение - это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Таким образом, пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим по разным причинам то или иное понятие недостаточно определённо и понятно:

Особенно нам, русским , должна быть близка и драгоценна сжатость (Чернышевский); Ему представился свой дом - шесть больших комнат (М. Горький); Иногда что-нибудь хочется сделать - почитать (Гоголь).

1. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть, то бишь :

Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками (Пушкин); Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке (Аксаков); В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам (Достоевский); Третьего дня, то бишь на той неделе , сказываю я старосте... (Слепцов).

При отсутствии в предложении слов именно, а именно, то есть эти слова могут быть вставлены:

У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта - стать столяром (Паустовский); Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Толстой).

Обратите внимание!

1) При отсутствии пояснительных союзов то есть, именно, а именно и при наличии пояснения выделение происходит обычно с помощью тире, а не запятой.

Разговор шёл один - о погоде ; Профессия его была самая мирная - учитель .

2) Встречается постановка двоеточия при пояснительном члене предложения. Обычно двоеточие ставится для того, чтобы избежать двух тире.

Предложен и другой путь: использование некоторых видов морских растений - водорослей, богатых многими ценными веществами.

2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или (в значении «то есть»):

Обратите внимание!

Союз или может иметь разделительное значение («или то, или это»). В этом случае он связывает однородные члены, и запятая между ними не ставится. Если союз или можно заменить союзом то есть , то он имеет пояснительное значение. В этом случае пояснительный оборот выделяется запятыми.

Ср.: Из лесного оврага неслось пение соловья или щегла. - Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок (Аксаков); Дом решено было украсить балконом или мезонином. - Кругом всего здания идёт обширный каменный балкон, или веранда , где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм (Гончаров).

Примечание. Определения, носящие характер пояснения (перед ними можно поставить слова а именно, то есть ), отделяются запятой от поясняемого слова, но после них запятая обычно не ставится, например: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани; Очередной, шестой том подписного издания на днях поступит в магазин; Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном; Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом.

В) Присоединительные члены предложения

Присоединительные члены предложения передают добавочные сведения, разъяснения или замечания, возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания. Присоединительные члены предложения отделяются запятыми, реже - тире:

Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно сверху (Тургенев); У каждой, даже маленькой , речки есть на земле заслуги (Песков).

1. Присоединительные члены предложения могут иметь особые связующие слова: даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, притом, и притом, причём, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще, да и только и др.:

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушкин); Вот тебе ужо будет баня, и с твоею хозяюшкою (Пушкин); По ночам, особенно в жару ,... в доме было страшно (Бунин); Некоторые казаки, и Лукашка в том числе , встали и вытянулись (Л. Толстой); Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости (Мамин-Сибиряк); Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин , делали птичьи клетки и садки (М. Горький).

Такие члены предложения легко отделить от остальной части предложения и для усиления их выделительной роли поставить вместо запятой точку.

Ср.: У тебя солидный опыт работы, причём в области перестройки и поисков новых форм (Беляев). - Среди прочих телеграмм будет и его. Причём самая необычная (Лапин); Все предметы, в особенности ветки деревьев и углы зданий , удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом темнеющем небе (Куприн). - Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен (Паустовский); Было очень тепло, даже жарко (Чаковский). - Механизмы в куклах обычно очень примитивные. Даже в самых дорогих и красивых (Дементьев).

Обратите внимание!

1) Если присоединительный член предложения начинается с вводного слова (например, в частности и др.), то запятая после вводного слова не ставится.

Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки , достигают полного развития в три дня (Аксаков).

2) Не следует смешивать пунктуацию при союзах присоединительных и союзах соединительных и, да , связывающих однородные члены предложения. В первом случае запятая перед союзом ставится, во втором - перед неповторяющимся союзом никакого знака не требуется.

Ср.: Автор статью представил, и своевременно (и - союз присоединительный). - Автор статью представил в переработанном виде и своевременно (и - союз соединительный); Работу можно было давно уже сделать, и даже лучше . - Работу можно было сделать скорее и даже лучше.

3) Не ставится запятая перед союзом да и в следующих случаях:

а) если он употреблён в соединительном значении.

Вот пошёл он в лес по орехи да и заблудился (Тургенев);

б) в сочетаниях типа взял да и сказал (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия):

Прожили они год душа в душу, и на другой-то год она возьми да и помри (Успенский);

в) в сочетании нет-нет да и :

...Heт-нет да и вспомнит о ней [матери], письмо напишет (Гладков).

2. Иногда присоединительные члены могут включаться в состав предложения без союзов (обратите внимание на продолжительную паузу, сопровождающую присоединительный член предложения):

Довольно поздно явился ещё гость, во фраке ... (Герцен); Ночью я стою у орудия, дневальным (Катаев).

Часто при этом используется тире вместо запятой:

Мы поехали на Кавказ - к солнцу, к морю, к живописным горам ; Он оставался таким же, как и прежде, - спокойным, трудолюбивым, скромным .

3. Пунктуационно выделяются не только присоединительные члены предложения, но и присоединительные предложения:

Нет, я его [домового] не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Я шёл в каком-то опьянении, да и было от чего (Гаршин); Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает (Лермонтов).

Г) Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения

К уточняющим, пояснительным и присоединительным конструкциям примыкают обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Такие обороты состоят из имён существительных (с зависимыми словами или без них) с предлогами и предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с, за исключением, включая, исключая и др.:

вместо тяжёлой работы; за исключением трёх человек; кроме трёх человек; наряду с явными успехами.

Обороты обозначают предметы, включённые в однородный ряд или, наоборот, исключённые из такого ряда, или предметы, замещающие другие.

На письме обороты со значением включения, исключения, замещения могут обособляться:

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек , а Гаврила вернулся домой (Тургенев). Сверх всякого ожидания , бабушка подарила мне несколько книг (Аксаков).

Следует помнить, что выделение таких оборотов не является обязательным! Они могут обособляться в зависимости от смысловой нагрузки, положения в предложении, степени распространённости и др., то есть в том случае, если автор хочет выделить такие обороты по смыслу и интонационно:

У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка (Пушкин). - Вместо ответа , Кириле Петровичу подали письмо (Пушкин).

Обратите внимание!

1) В такого рода оборотах слова исключая, включая являются предлогами, а не деепричастиями.

2) Если обособленный член предложения стоит в середине предложения, то он обосабливается с двух сторон.

3) Оборот с предлогом кроме может иметь значения включения и исключения.

Ср.: Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леонов) - исключение (только большой дом напоминал о схватке); Кроме города Окурова , на равнине приткнулось небольшое село Воеводино (М. Горький) - включение (на равнине были и город Окуров, и село Воеводино).

Обычно обороты обособляются независимо от оттенков значения. Однако нераспространённые обороты с кроме в значении включения могут и не обособляться (так подчёркивается их включение в однородный ряд предметов).

Ср.: Кроме книг на столе лежали тетради и карандаши (включение). - Кроме книг , на столе ничего не было (исключение).

В последнее время наблюдается тенденция к выделению оборотов с кроме независимо от оттенков значения. Особенно часто это происходит:

А) при наличии отрицательных местоимений никто, ничего и вопросительных местоимений кто, что :

Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели (Пушкин);

б) при наличии в обороте сочетания кроме как :

Мы и зла-то никому, кроме как медведям , не делаем (Марков).

Учтите, что оборот кроме того в значении «к тому же» является вводным словом, поэтому всегда обособляется на письме.

4) Обороты с предлогом вместо также различаются по значению. Если они имеют значение замещения, то запятая обычно ставится.

Вместо голых утесов , я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья (Пушкин).

Если вместо употребляется в значении «взамен», «за», то запятая обычно не ставится.

Он сел в машину вместо шофёра .

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае второстепенные члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому. В других случаях они обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного.

Все обособленные члены делятся на две группы: обособленные члены со значением добавочного сказуемого и обособленные члены со значением уточнения .

I. Значение добавочного сказуемого могут иметь обособленные определения, приложения и обстоятельства.

Эти члены предложения легко заменить сказуемым.

Сравните: 1) Море, утихшее за ночь , сейчас еле плескалось в скалах. - Море утихло за ночь и сейчас еле плескалось в скалах; 2) Отличный механик , он легко устранил неисправность в моторе. - Он легко устранил неисправность в моторе, так как был отличным механиком ; 3) Проехав несколько станций без остановки , электричка остановилась только в Люберцах. - Электричка проехала несколько станций без остановки и остановилась только в Люберцах.

Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.

Например: Книги, прочитанные в детстве , помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый , темный , тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками , был героем дня (Тургенев).

Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др.

Например: Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Солоухин); Несмотря на погоду , мы решили выступать (Обручев).

Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.

Например: Кроме диких птиц и зверей , около монастыря не показывалась ни одна душа (Чехов).

Все обособленные члены предложения могут быть выражены также сравнительными оборотами с союзами как, как будто, будто, словно и др.

Например: По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру ; Комната была залита ровным светом, будто от керосиновой лампы (Паустовский).

II. Значение уточнения могут иметь различные обособленные члены предложения , которые конкретизируют предшествующие уточняемые члены. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении.

Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.

Например: С юга, со степного гребня , набегом шел теплый и мокрый снег; Разметнов на вторые сутки, к вечеру , прибежал к Давыдову (Шолохов). В этих предложениях конкретизируются обстоятельства места и времени (наиболее распространенные случаи).

Обособляются присоединительные конструкции, которые содержат дополнительные замечания или разъяснения , вводимые в середину или в конец предложения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще и др.

Например: Было очень тепло, даже жарко (Чаковский); В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах (А. Островский); А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (Тургенев); Что тут делать скульптору, да ещё плохому ? (Тургенев); Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана , что он был четыре раза тяжело ранен… (Л. Толстой); Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами , так что сбиться было невозможно (Короленко); Пусть эти люди, да и многие другие , запомнят случившееся. Казалось, что всё, в том числе леса и поля , движется на запад, а на восток идти и ехать невозможно (Казакевич)

Условия обособления

Для того чтобы понять, почему одни второстепенные члены предложения обособляются , а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо учитывать условия обособления .

Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возможности обособления является отсутствие тесной связи второстепенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются.

Например , не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство: Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усилению смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия:

1. Порядок слов:

Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов (инверсия). Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость.

Поэтому среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым.

Например: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова).

Например: И снова, отсечённая от танков огнём , залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов).

Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определение.

3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов .

Например: Ведёрко, полное росы , я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения.

Например , обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Истощенный усилиями и лишениями , старик слег в постель (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае связано с морфологическим способом выражения второстепенного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены.

Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный , староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположения.

Например: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою , Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена , вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

Например , личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (сравните: внимательный ученик, сердитый человек ). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются.

Например: А он, мятежный , просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и подобные), то это тоже может способствовать обособлению определения .

Например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька , щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и подобные), определения образуют единое целое, т.к. существительное без определения не может участвовать в формировании высказывания.

Например: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным ; Случались дела смешные, трогательные и трагические (В. Астафьев) - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

Таким образом, обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения имеют :

смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению;

грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами йии дополнениями);

интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления);

пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми.

Что такое обособленные члены предложения? Какие они бывают? Когда вообще члены предложения обособляются, а когда нет? В данной статье мы разберемся с тем, что такое обособленные члены предложения, на какие категории они подразделяются, а также с тем, какие существуют правила обособления.

Понятие об обособленных членах предложения

Итак, начнем, как положено в таких случаях, с определения. Обособленные члены предложения это такие второстепенные члены, которые выделяются интонацией и смыслом. Выделение делается, чтобы они приобрели “самостоятельность” в рамках всей фразы.

Как выделяются обособленные члены предложения?

Выделение при устном разговоре происходит при помощи интонации. Если же говорить о письме, то там дело обстоит несколько иначе. Для выделения обособленных членов предложения в тексте применяют запятые.

Сравнение обособленных членов с необособленными

Стоит отметить один простой факт: синтаксический вес обособленных членов значительно больше, чем у их противоположностей. Следовательно, возрастает и стилистическая выразительность. Нельзя не сказать и о логическом выделении.

Что можно обособить в русском языке?

Из всех членов предложения обособить можно только второстепенные. Главные члены в предложении никогда не обособлялись, и в ближайшем будущем такого не предвидится.

Зачем нужно обособление?

Оно позволяет привлечь внимание к тому или иному информационному фрагменту. К тому же фрагмент можно представить более детально, прибегнув к обособлению. Как говорилось ранее, обособленные второстепенные члены предложения обладают большим весом и большей самостоятельностью. Сразу отметим, что обособления могут быть самыми разными. Это и дополнения, и обстоятельства, и определения. Дальше постараемся разобраться с каждой из этих категорий, привести конкретные примеры для каждой группы.

Обособление уточнений

Прежде всего разберемся с тем, что такое обособленные уточняющие члены предложения и зачем они нужны. Как понятно из названия, такие второстепенные члены предложения служат для конкретизации, уточнения. Они неразрывно связаны синтаксической функцией с тем или иным членом предложения, смысл которого они, по сути, и поясняют.

Когда обособляются уточняющие члены предложения?

1. Обособленные уточняющие члены предложения могут быть выражены определением. Пример: “Вокруг было темно, даже очень темно, я бы сказал. Настолько, что, казалось, кто-то в этом мире просто выключил весь свет”. В данном случае оборот “даже очень темно” имеет уточняющее значение и с двух сторон выделяется запятыми.

Стоит отметить, что определения с уточняющим значением могут при письме выделяться при помощи тире. Пример: “В доме было очень много вещей - как его личных, так и принадлежавших явно не ему”.

2. Обособляются обстоятельства, имеющие соответствующее значение. Они могут быть выражены существительными с предлогами, а также наречиями. Например:

  • “Прошла всего секунда - и где-то близко прогремел взрыв, прямо за его спиной”.
  • “Когда-то и здесь, в тихой, мало кому знакомой деревне, протекала жизнь”. Третий пример: “Это случилось совсем недавно, буквально пару дней назад”.

Пояснение: в первом и втором примере уточнение носит характер места. В третьем - характер времени. Частенько обособление уточнений зависит от самого автора места.

3. Обособляются уточнения, присоединяемые при помощи слов “или”, “то есть”, “именно”. Например:

  • “Как его только ни звали. Ходили слухи, что он или волшебник, или маг, или сверхчеловек”.
  • “Это было взвешенное, индивидуальное, то есть не навязанное ему никем, решение”.
  • “Очень многое говорило о страшном бое, произошедшем здесь, а именно: каски и обрывки обмундирования, воронки от артиллерийских снарядов, гильзы”.

4. Обособляются уточняющие члены предложения, которые присоединяются при помощи таких слов, как “даже”, “особенно”, “в том числе”, “в частности”. Например:

  • “Все помнят, что одержать победу над магом не удавалось никому, даже тем, кто пытался сделать это толпой”.
  • “Победа стала радостью для всех, особенно для тех, кто многим ради этого пожертвовал”.
  • “Еще секунда - отряд пошел на прорыв, и он в том числе”.
  • “Многие страны принимают российских туристов с большой радостью, в частности это сейчас делает Турция”.

Обособление дополнений

Виды обособленных членов предложения включают в себя группу дополнений. Это есть не что иное, как падежные формы, примененные к существительным. Они употребляются с такими сочетаниями, как “за исключением”, “вместо”, “кроме”, “наряду с”, “исключая”, “помимо”. Таким образом, можно заметить, что словосочетания в таком употреблении имеют значения, соответствующие замещению и включению, исключению.

Обособление происходит в зависимости от того, какая имеется смысловая нагрузка, имеет ли желание автор выделить данный фрагмент:

  • “Он чувствовал себя уже более или менее стабильно, за исключением того, что еще чуть-чуть болела нога”.
  • “Кроме обещанного накануне дождя, небо озарилось ветвями фиолетовых молний, на мгновение оставлявших свой яркий след на сетчатке глаза”.
  • “Наряду с вопросами, которые ждали своего разрешения на работе, нужно было делать что-то и с домашними делами”.
  • “Помимо всего этого, был еще один существенный недостаток в товаре, который решающим образом удерживал от покупки”.
  • “И все было хорошо, исключая, конечно, некоторые пункты”.

Отметим, что если предлог “вместо” употребляется в значении “взамен”, то он не обособляется. Пример: “Взамен всех обещанных, как он думал, друзьями денег он получил только обещания, слова и ничего больше”.

Обособление обстоятельства

Обособленными членами предложения называются, как мы выяснили раньше, второстепенные члены, выделяемые интонационно и при помощи знаков препинания. Когда же обособляются обстоятельства? Вот об этом дальше и пойдет речь.

  1. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастным оборотом. Пример: “Вдвоем они, затаившись и затаив дыхание, ожидали, пока тень проскользнет дальше, мимо них”. Пояснение: здесь “затаившись и затаив дыхание” - однородные и обособленные члены предложения, выраженные деепричастным оборотом. Есть из этого правила исключение. Деепричастный оборот не обособляется, если он представляет собой фразеологизм.
  2. Обстоятельство обособляется запятыми с двух сторон независимо от его расположения в тексте, если оно выражено деепричастием одиночного типа. Пример: “Он уходил, не оборачиваясь, хотя и понимал, что он сейчас сделал”. Пояснение: здесь “не оборачиваясь” выступает в роли одиночного деепричастия. Тут также есть исключение. Одиночное деепричастие не обособляется, если оно сливается с наречием по своему смыслу. Пример: “Пока мне кто-то что-то говорил, я стоял призадумавшись”.
  3. Обычно два деепричастных оборота, соединенные союзом “и” (как и два одиночных деепричастия) обособляются в качестве одного оборота. Пример: “Я, несмотря на ошибки других и не прислушиваясь к здравому смыслу, продолжал настойчиво вытаптывать свою дорогу”. Пояснение: здесь “несмотря на ошибки других” и “не прислушиваясь к здравому смыслу” - однородные деепричастные обороты. При этом они относятся к одному и том же слову, поэтому они равноправны. Следовательно, запятая между ними не ставится.
  4. Обстоятельство обособляется, если оно представлено в качестве сравнительного оборота. Обычно в сравнительных оборотах употребляются слова наподобие “точно”, “будто”, “как”. В обособлении сравнительных оборотов есть некоторые исключения, они обособляются не во всех случаях. Вообще обособление сравнений и сравнительных оборотов относится к обособлению второстепенных членов предложений только иногда, поэтому много разговаривать об этом в данной статье мы не будем. Пример: “Голова болела, как будто по ней прошлись чем-то массивным”.

Есть в российском синтаксисе такое понятие - факультативно. Это значит “на усмотрение автора”. Так вот, факультативно обособляются обстоятельства в двух случаях:

  1. Если обстоятельство представлено в виде существительного. При этом предлог может быть, а может и отсутствовать. Но больше всего случаев, когда обособляются обстоятельства, которые выражены сочетанием существительных с определенными предлогами. Это: “благодаря”, “несмотря на”, “вопреки”, “в соответствии с”, “в зависимости от”, “во избежание”, “ввиду”. Примеры:

    - “Благодаря наличию свободного времени, он смог решить почти все свои проблемы”.
    - “Несмотря на дождь, они все же решили отправиться на пикник”.
    - “Вопреки угрозам, он ничуточки не изменил свою политику”.
    - “В соответствии с планом, все задания были выполнены в обозначенные сроки”.
    - “В зависимости от того, какое будет принято решение, его ждала разная участь”.
    - “Во избежание драки, находившиеся рядом люди развели их по разным углам”.
    - “Ввиду непредвиденных обстоятельств, нужно было что-то быстро решать, но продуманно”.

  2. Если есть уточнение места, времени. Пример: “И все же невозможно было не заметить, что здесь, в этом забытом цивилизацией помещении, некогда работала и процветала какая-то компания”.

Как в тексте можно найти обособленные обстоятельства? Для этого необходимо сначала найти обыкновенное обстоятельство. А потом посмотреть, действительно ли оно обособлено знаками препинания. После этого можно приступать к разбору вопроса о том, чем выражено обособленное обстоятельство. Легче всего начать поиск с деепричастных оборотов, а также одиночных деепричастий. Не хуже просматриваются и сравнительный обороты, которые, как вы помните, также являются обособленными обстоятельствами наравне с уточнениями места и времени, образа действия лица. Есть опросник, который называется “Тест “Обособленные члены предложения”. В нем обычно даются задания на поиск обособлений. Там есть задание, по которому в тексте необходимо найти обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Логично, что там будет не одно деепричастие, а некоторый набор зависимых слов. Уточняющие обстоятельства найти можно так же легко. Для этого проведите просто поиск слов, которые выражены существительными, стоящими в косвенных падежах. Рядом с ними должны быть и наречия, предлоги. Это, в большинстве случаев, и есть обособленные обстоятельства, выраженные уточнениями места и времени.

Признаки обособления

Согласно правилам русского языка, признаки обособленных членов предложения можно условно разделить на четыре группы. Первая группа - смысловые признаки. Вторая - грамматические. Третья - интонационные (то есть паузы и выделяющая интонация). И последняя, четвертая группа - это пунктуационные признаки. Как говорилось ранее, чаще всего в качестве пунктуационных признаков выступают такие знаки препинания, как запятые. Но не исключено, что обособление будет производиться при помощи тире. Авторские знаки препинания - вещь все-таки достаточно сложная.

Роль обособления в русском языке

Обособление часто позволяет наделить тот или иной фрагмент текста или фразы некоторым особенным смыслом, придать ему информационный вес, отличный от того, который имеется у других частей предложения. То есть за счет обособления делается своеобразный акцент на некоторые факты. Во время разговора мы нередко, рассказывая о чем-либо, сами того не замечая, выделяем некоторые слова и даже фразы интонацией. Соответственно, мы пытаемся добиться внимания к этим фрагментам, они играют какую-то особую роль в той или иной ситуации. Это может вносить некоторые уточнения также. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль обособленных членов предложения кроется в усилении информационной нагрузки.

Тест “Обособленные члены предложения”

Перед тем как перейти к заключительной части статьи, где мы будем подводить ее итоги, хотелось бы написать свой, уникальные тест с предложениями, чтобы помочь читателю закрепить полученные знания об обособлении второстепенных членов. Возможно, кому-то тест может показаться легким, но на самом деле именно такого рода задания применяются для выявления знаний у учеников средних образовательных учреждений. Далее будет задание, на которое нужно дать ответ, затем варианты ответов, а после этого пояснение для тех, кто ответил на задание неправильно и правильный ответ.

1. Какие цифры правильно обозначают ВСЕ запятые, которые должны стоять в тексте? “Он подошел к озеру(1) которое переливалось на солнечном свету(2) и уходило куда-то дальше”.

Варианты: а) только 1; б) только 2; в) 1 и 2.

Объяснение: “которое переливалось на солнечном свету и уходило куда-то дальше”- конструкция, состоящая из двух причастных оборотов. Причастный оборот - один из примеров обособленного определения. “Переливалось на солнечном свету” и “уходило куда-то дальше” - два равноправных причастных оборота, которые относятся к одному и тому же слову. Значит, запятая между ними не ставится.

Правильный ответ: а.

2. Во всех следующих случаях будет сразу написано предложение, в котором нужно правильно расставить запятые. “Все было хорошо(1) за исключением того(2) что на горизонте уже маячила(3) собравшаяся в одно целое группа туч(4) предрекающая грозу(5) и сильный ливень”.

Варианты: а) 1, 2, 5; б) 1, 3, 4; в) 2, 5; г) 1, 2, 4.

Пояснение: “за исключением” - пример обособленного дополнения. Он стоит не в начале предложения и не в конце, поэтому обособляется сразу с двух сторон. “Собравшаяся в одно целое группа туч” - распространенное определение, которое выражено причастным оборотом. На месте пропуска (3) никакого обособления не будет. А вот между “туч” и “предрекающая” необходимая запятая. “Грозу” и “ливень” - два равноправных дополнения, которые относятся к одному и тому же слову. Поэтому между ними запятая не нужна.

Правильный ответ: г.

3. “Небо(1) постепенно(2) темнело(3) изредка озаряясь разветвлениями молний(4) а где-то вдалеке(5) слышались раскаты грома(6) предвещающие непогоду”.

Ответы: а) 1, 2, 5; б) 2, 3, 4, 5; в) 3, 4, 6; г) 1, 5, 6.

Пояснение: пропуски 1 и 2 не будут содержать запятой, потому как никакого уточнения там нет. “Изредка озаряясь разветвлениями молний” - распространенное обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Оно будет обособляться с двух сторон. “Предвещающие непогоду” - причастный оборот, стоящий в конце предложения. Он обособляется с одной стороны.

Правильный ответ: в.

Заключение

Итак, что же мы выяснили в ходе данной статьи?

  • Во-первых, употребление обособленных членов предложения делается с целью наделения обособляемого фрагмента самостоятельностью и повышенной информационной нагрузкой.
  • Во-вторых, для обособления в пунктуации используются запятые и тире, а при разговоре - интонация.
  • В-третьих, обособленные члены предложения могут быть только второстепенными.

Обособленные члены предложения, таблица по которым будет представлена далее, могут иметь цель уточнения времени и образа действия, места. Часто они выражаются также деепричастиями, причастиями и оборотами. Не исключаются вовсе и случаи со сравнениями.

Один из разделов синтаксиса - именно обособленные члены предложения. Русский язык предполагает наличие таких второстепенных обособленных членов, как: дополнения, обстоятельства, определения, уточнения и сравнения.

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае второстепенные члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому. В других случаях они обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного.

Выделяются следующие основные группы обособленных членов :

1.Обособленные второстепенные члены , имеющие значение добавочного сообщения, дополняющего основное, выраженное главными членами; такие обособленные второстепенные члены легко трансформируются в сказуемое (того же предложения или отдельного предложения): Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов). Ср.: Тополи были покрыты росой и наполняли воздух нежным ароматом. Или: [Тополи, (которые были покрыты росой),наполняли воздух нежным ароматом].

2.Уточняющие и поясняющие обособленные члены : Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть... (А. Чехов).

3.Присоединительные обособленные члены предложения : Мне продают мужички овёс, да уж больно плохой(А. Чехов).

4.Сравнительные обороты: На противоположном берегу, как исполинские часовые, стояли могучие кедры (В. Арсеньев).

Обособленные члены предложения, имеющие значение добавочного сообщения

К этой группе относятся следующие второстепенные члены предложения:

1) обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с производными предлогами: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал (М. Лермонтов); Утром, несмотря на непогоду,миноносцы снялись и пошли дальше (В. Арсеньев);

2) обособленные согласованные определения: Я часто находил у себя записки, короткие и тревожные. (А. Чехов);

3) обособленные несогласованные определения: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальную (Ю. Тынянов); Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма (К. Паустовский);

4) обособленные приложения: Со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (М. Лермонтов).

У всех предложений, содержащих подобные обороты, есть одна общая черта: являясь сообщениями, они как бы содержат в своём составе ещё и «дополнительное сообщение», а потому легко перефразируются в сложное предложение (или в две самостоятельные фразы), причём в одном из предложений сказуемым является обособленный оборот «исходной» фразы. Ср.: Туманы сползали по морщинам соседних скал, они клубились и извивались; Со мной был чугунный чайник, который был единственной моей отрадой в путешествиях по Кавказу и т. п.

Условия обособления

Для того чтобы понять, почему одни второстепенные члены предложения обособляются , а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо учитывать условия обособления .

Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возможности обособления является отсутствие тесной связи второстепенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются. Например, не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство: Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усилению смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия :

1.Порядок слов: 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Поэтому, например, среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь.

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов). Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определение.

3.Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

4. Особая смысловая нагрузка, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения. Например, обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления :

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае связано с морфологическим способом выражения второстепенного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположения: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена, вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления:

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются .

Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособлению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и под.), определения образуют единое целое, т.к. существительное без определения не может участвовать в формировании высказывания, например:

Это заблуждение свойственно даже л юдям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательныеи трагические (В. Астафьев) - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ГОРОДНЯ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Система упражнений по теме:

«Простое осложненное предложение.

Обособление второстепенных членов предложения»

(9-11 класс)

Еремина Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Городня

Конаковского района Тверской области

2013г.

Обособление вводных слов.

Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

    Мы долго кружили по просторному, наполненному птицами заливу и разумеется заблудились.(С.-М.) 2. Он полз задыхаясь падая в снег, теряя сознание от напряжения полз торопясь скорее добраться до гребня пригорка, с которого наверно должна быть видна спасительная дорога.(Пол.) 3. Наш соловей был по- видимому из опытных старых певцов.(С-.М.) 4. Из всех певчих птиц пожалуй самая близкая к человеку птица – это скворец.(С.-М.) 5.К счастью Печорин был покружен в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа, и кажется вовсе не торопился в дорогу.(М.Л.) 6. Вронский к ужасу своему почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л.Т.) 7. Утро на такое счастье выдалось свежее, чистое, с упругими облаками, с голубым небом.(А.) 8. По его словам я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом (П.) 9. Мы были по словам охотника первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.(Пауст.) 10. Не было ничего, что бы не пригодилось по мнению Плюшкина в хозяйстве.(Г.)11 Итак, я вам советую, как приятель, быть осторожнее.(Л.) 12 Впрочем он все-таки написал Алексею, и написал довольно скоро.(Пол.) 13. Скоро однако в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь. (Бун) 14. Одним словом дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходный..

Ключи

Мы долго кружили по просторному, наполненному птицами заливу и,разумеется, заблудились.(С.-М.) 2. Он полз, задыхаясь, падая в снег, теряя сознание от напряжения, полз, торопясь скорее добраться до гребня пригорка, с которого, наверно, должна быть видна спасительная дорога.(Пол.) 3. Наш соловей был, по- видимому, из опытных старых певцов. (С-.М.) 4. Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица – это скворец. (С.-М.) 5.К счастью, Печорин был покружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу. (М.Л.) 6. Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л.Т.) 7. Утро, на такое счастье, выдалось свежее, чистое, с упругими облаками, с голубым небом.(А.) 8. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом. (П.) 9. Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет. (Пауст.) 10. Не было ничего, что бы не пригодилось, по мнению Плюшкина, в хозяйстве. (Г.) 11. Итак, я вам советую, как приятель, быть осторожнее.(Л.) 12 Впрочем, он все-таки написал Алексею, и написал довольно скоро.(Пол.) 13. Скоро, однако, в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь. (Бун) 14. Одним словом, дом, где жил Петя, во всех отношениях был превосходный..

Обособление уточняющих членов предложения.

Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.

1.Здесь в лесном краю родилась моя любовь к живой, радостной природе, к родной земле. (С.-М.) 2. Ранним утром еще до рассвета я затоптал костер и оправив свое охотничье снаряжение отправился на ток.(С.-М.) 3.Среди соснового парка

на песчаном бугре ребята разбившись кучками расположились на отдых.(А.Г.) 4. Соловей уже не по-вчерашнему отрывисто и нерешительно, а по-новому неторопливо и спокойно заливался на весь сад.(Л.Т.) 5.Перед самой войной ему удалось побывать дома в маленькой деревеньке на берегу извилистой луговой речки.(Пол.) 6. Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (Л.) 7. Тайга всегда даже лютой зимою наполнена жизнью. (Перм.) 8.Даже в городах например в Москве когда тронется мелководная Москва-река, все ее берега и мосты бывают усыпаны народом. (Акс.) 9. После чая Анна Сергеевна предложила пойти погулять, но стал накрапывать дождь, и все общество за исключением княжны вернулось в гостиную.(Т.) 10. Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку разноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов.(Г.)

Ключи.

1.Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой, радостной природе, к родной земле.(С.-М.) 2. Ранним утром, еще до рассвета, я затоптал костер и, оправив свое охотничье снаряжение, отправился на ток.(С.-М.) 3.Среди соснового парка,

на песчаном бугре, ребята, разбившись кучками, расположились на отдых.(А.Г.) 4. Соловей уже не по-вчерашнему, отрывисто и нерешительно, а по-новому, неторопливо и спокойно, заливался на весь сад.(Л.Т.) 5.Перед самой войной ему удалось побывать дома, в маленькой деревеньке на берегу извилистой луговой речки.(Пол.) 6. Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (Л.) 7. Тайга всегда, даже лютой зимою, наполнена жизнью. (Перм.) 8.Даже в городах, например в Москве, когда тронется мелководная Москва-река, все ее берега и мосты бывают усыпаны народом. (Акс.) 9. После чая Анна Сергеевна предложила пойти погулять, но стал накрапывать дождь, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную.(Т.) 10. Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов.(Г.)

Обособление обстоятельств.

Спишите. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

1.Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят. 2. Встречая день на прибрежной иве снова заворковали горлинки, удивительно нежные птицы. 3.Пробираясь к скале он услышал стрельбу и обогнав остальных разведчиков ринулся туда ломая кусты как медведь в смелой и страшной ярости. 4.Капельки бегут наперегонки и истекая ими светлеет делается прозрачной розовая на заре сосулька отливая радугой, а свет пробившись сквозь неё разделяется на белом стволе березы семью цветами спектра.

5.Бледная со слабой недоуменной улыбкой на запыленных губах она с опаской посматривала на тихое небо, по которому переваливаясь и клубясь торопливо плыли яркие летние облака.

6.Над деревней занятой красными снаряды неслись с воем и свистом заглушая всё и падая взлетали вверх развороченные глыбы земли..7. Лентяй сидя спит лежа работает. 8. Кокетка судит хладнокровно Татьяна любит не шутя.9. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.10.Черная речка вследствие таяния снега и ледников вышла из берегов и затопила низинные пастбища.

Обособление обстоятельства.

1.Выделить деепричастные обороты.

2.Произвести морфологический разбор деепричастий.

Остановив на внуке увлажненный слезой взгляд, дед осторожно погладил шершавой рукой его голову. (М.Горький)

Обособление второстепенных членов предложения.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

1(.Не)вдалеке что(то) т_желое грохнулось в воду и шумно дыша двинулось (в)перед. 2.В камышах испуган__о припадая на передние ноги заходил лось. 3.(Не) заметив опасности великан обессилено упал в камыши и застонал протяжно и жалобно.

4. Когда занялась з__ря положив первые румяна на озеро охотника разбудил всплеск. 5. Человек свистнул- лось откинув на спину гордую голову помчался через камыши в лес и скрылся.

6.По небу плыли табунки круглых облаков изумительно белых похожих на комочки пены. 7.Главный бой последний и решительный разгорался непосредственно на городских подступах.

8.Снег сухой и сыпучий несся по высветлен__ым рельсам и вздымаясь ввысь дымился под крышами вагонов.

9.Моему спутнику старому охотнику удалось встретить в лесу леопарда. 10. Сосны большие свечи теплились солнечным сиянием.

Ключи.

1.Невдалеке что-то тяжелое грохнулось в воду и, шумно дыша, двинулось вперед. 2.В камышах испуганно, припадая на передние ноги, заходил лось. 3. Не заметив опасности, великан обессилено упал в камыши и застонал протяжно и жалобно.

4. Когда занялась заря, положив первые румяна на озеро, охотника разбудил всплеск. 5. Человек свистнул- лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес и скрылся.

6.По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены. 7.Главный бой, последний и решительный, разгорался непосредственно на городских подступах.

8.Снег, сухой и сыпучий, несся по высветленным рельсам и, вздымаясь ввысь, дымился под крышами вагонов.

9.Моему спутнику, старому охотнику, удалось встретить в лесу леопарда. 10. Сосны, большие свечи, теплились солнечным сиянием.

Обособленные определения.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные определения.

1.И, убеленный сединою я вновь иду в поля твой, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.(И.Палькин) 2.Рожденный в далекие годы под смутною сельской звездой я русскую нашу природу не хуже люблю, чем другой.(Сурк.)

1.Не страшны нам юным ни бури, ни штормы, ни трудные страдные дни.(Сурк.)

2. И вся она худая, большеглазая, легкая неожиданно преобразилась из старухи- богомолки в молоденькую девушку.(Пол).

    Опечаленный вернулся я домой и засунул браунинг на прежнее место. (А.Г.)

    Он сделал несколько движений и соскользнул обессиленный и немощный. (Пол)

    Он ухищрялся безнаказанно пробираться почти вплотную к воображаемым вражьим постам и преследуемый градом выстрелов из ружей из пулеметов, возвращался невредимым в свой стан. (А.Г.)

1.Молва о красных флагах вывешенных в Краснодоне в честь революции прошла по всем городам и поселкам Донецкого бассейна.(А.Ф.) 2. Валько был старый хозяйственник, выдвинутый из рабочих –шахтеров.(А.Ф) 3. В раскрытое окно выходившее в сторону шахты, видно было движение воинских частей, грузовых машин покидавших город колонны эвакуируемых жителей.(А.Ф)

    По небу плыли табунки круглых облаков изумительно белых похожих на комочки пены.(Сарт.) 2. В первую голову славились они боевыми делами известными далеко за пределами своей части. (Кат.) 3. Играй, мой баян, и скажи всем друзьям отважным и смелым в бою, что, как подругу, мы Родину любим свою. (Л.Давидов.)

1.Снег сухой и сыпучий несся по высветленным стылым рельсам меж вокзальных платформ и, вздымаясь ввысь, дымился под крышами вагонов 2. Ситцевая занавесочка шевельнулась, и я увидел лицо Анки бледное и исхудавшее. (А.А.) 3. Главный бой последний и решительный разгорался непосредственно на городских подступах. (Фурм

1.Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.(С.-М) 2. Обессиленный навязчивой мыслью о парусе дедушка впадал в забытье

(Кат.) 3. Неприхотливый в одежде Алексей начал вдруг ежедневно гладить себе брюки, чистить пуговицы форменной куртки, ежедневно брил свою жесткую щетину.(Пол.)

1.Окруженное легкой мутью показалось багровое солнце.(Ч.) 2.Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит. (Ник.) 3 Он стоял удивленный неожиданной встречей и, тоже смущенный, собирался уйти.(Остр.)

1.Шумной толпою с сумками в руках они шли серединой деревенской улицы.(С.-М) 2.Люба с перекинутым через руку пальто вошла в подъезд незнакомого ей дома. (Фад.)

Ключи.

Согласованные определения, относящиеся к личным местоимениям, стоящие перед определяемым словом.

1.И, убеленный сединою, я вновь иду в поля твой, чтоб вечно пели надо мною моей России соловьи.(И.Палькин) 2.Рожденный в далекие годы под смутною сельской звездой, я русскую нашу природу не хуже люблю, чем другой.(Сурк.)

Согласованные определения, относящиеся к личным местоимениям, стоящие после определяемого слова.

1.Не страшны нам, юным, ни бури, ни штормы, ни трудные страдные дни.(Сурк.)

2. И вся она, худая, большеглазая, легкая, неожиданно преобразилась из старухи- богомолки в молоденькую девушку.(Пол).

Согласованные определения, отдаленные от определяемого слова. (личного местоимения.)

    Опечаленный, вернулся я домой и засунул браунинг на прежнее место. (А.Г.)

    Он сделал несколько движений и соскользнул, обессиленный и немощный. (Пол)

    Он ухищрялся безнаказанно пробираться почти вплотную к воображаемым вражьим постам и, преследуемый градом выстрелов из ружей, из пулеметов, возвращался невредимым в свой стан. (А.Г.)

Согласованные распространенные определения, выраженные причастным оборотом, стоящие после определяемого существительного.

1.Молва о красных флагах, вывешенных в Краснодоне в честь революции, прошла по всем городам и поселкам Донецкого бассейна.(А.Ф.) 2. Валько был старый хозяйственник, выдвинутый из рабочих –шахтеров.(А.Ф) 3. В раскрытое окно, выходившее в сторону шахты, видно было движение воинских частей, грузовых машин, покидавших город, колонны эвакуируемых жителей.(А.Ф)

Согласованные определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого существительного.

    По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены.(Сарт.) 2. В первую голову славились они боевыми делами, известными далеко за пределами своей части. (Кат.) 3. Играй, мой баян, и скажи всем друзьям, отважным и смелым в бою, что, как подругу, мы Родину любим свою.

(Л.Давидов.)

Два однородных согласованных нераспространенных определения, стоящие после определяемого слова.

1.Снег, сухой и сыпучий, несся по высветленным стылым рельсам меж вокзальных платформ и, вздымаясь ввысь, дымился под крышами вагонов.2. Ситцевая занавесочка шевельнулась, и я увидел лицо Анки, бледное и исхудавшее. (А.А.) 3. Главный бой, последний и решительный,разгорался непосредственно на городских подступах. (Фурм)

Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение.

1.Прогретые солнцем, тронулись в лагунах медлительные черепахи.(С.-М) 2. Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье.(Кат.) 3. Неприхотливый в одежде, Алексей начал вдруг ежедневно гладить себе брюки, чистить пуговицы форменной куртки, ежедневно брил свою жесткую щетину.(Пол.)

Согласованные определения, отдаленные от определяемого слова.

1.Окруженное легкой мутью, показалось багровое солнце.(Ч.) 2.Окаймленное кустами молодых ракит, разноцветными огнями озеро блестит. (Ник.) 3 Он стоял, удивленный неожиданной встречей, и, тоже смущенный, собирался уйти.(Остр.)

Несогласованные определения, относящиеся к именам существительным и личным местоимениям.

1.Шумной толпою, с сумками в руках, они шли серединой деревенской улицы.(С.-М) 2.Люба, с перекинутым через руку пальто, вошла в подъезд незнакомого ей дома. (Фад.)

Обособление причастных и деепричастных оборотов.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните причастия и деепричастия как члены предложения. Покажите графически границы причастных и деепричастных оборотов.

Солнце прорвавшись скво…ь обл..ка осв..щает желт..ватый еловый лес. Мы стоим возле камен..ого столба утвержден..ого н…когда на границ… между двумя губерниями; поднявшийся в гневе медведь кажется нам скорее мужицким гербом, нежели дворянским. Высокая, освеще…ая солнцем ель, вся в дли..ых медных шишках, простерла вокруг т..желые м..хнатые лапы. Ш…фер остановившей-

ся тут же грузовой машины, должно быть, из-за солнца и смолистого духа и запаха та…щего снега, схватил вдруг валявшийся здесь обломок жерди, швырнул его вверх, и старая ель потр..воженная им мгновенно оделась скв..зными, с..яющими, летящими семенами. Каждое семечко пр..креплено к основанию крошечного крыла, но в полете в..ртясь оно кажется мотыльком весело помахивающим двумя крылышками.

Поблескивая медле..о опускаются на землю крылатые семена.

1.Выделить причастные обороты.

2.Произвести морфологический разбор причастий.

Ожидая паром,они оба легли в тень от берегового обрыва и долго и молча смотрели на быстрые и мутные волны Кубани у их ног.

Ленька задремал, а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. На темно-коричневом фоне земли их потрепанные и скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками; утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям.

Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперек узкой полоски песка; задремавший Ленька лежал калачиком сбоку деда. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях, он казался корявым сучком, отломленным от деда- старого иссохшего дерева, принесенного и выброшенного сюда, на песок, волнами реки.

Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами ивняка. Его тусклые и воспаленные глаза, с красными опухшими веками, беспокойно моргали, а испещренное морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски.

Остановив на внуке увлажненный слезой взгляд, дед осторожно погладил шершавой рукой его голову.

(М.Горький)

Использованная литература:

1.Г.А.Костяева, Г.М.Чуриков. Сборник диктантов по пунктуации 8-9 классы.

М.Просвещение.1989г.

2.Сборник задач и упражнений по русскому языку. Для 9 класса средней школы. Под редакцией Ю.С.Пичугова и Б.И.Фоминых.

М. Просвещение. 1991г.

3.Типовые экзаменационные варианты. Русский язык. Под редакцией И.П.Цыбулько. Национальное образование. М.2015г

4. Н.А. Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты на 2015 год. Легион. Ростов- на- Дону.2014г

mob_info