Консолидированный бюджет и бюджет расширенного правительства. Консолидированный бюджет российской федерации Увеличение размера пени

в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

Доходы всего 39,17 35,04 34,62 37,26 37,69 36,93 36,93
Налоговые доходы и платежи 36,04 30,88 31,12 34,50 34,97 34,11 34,42
в том числе
Налог на прибыль организаций 6,09 3,26 3,83 4,06 3,79 3,13 3,33
Налог на доходы физических лиц 4,04 4,29 3,87 3,57 3,64 3,78 3,78
Налог на добавленную стоимость 5,17 5,28 5,40 5,81 5,70 5,35 5,52
Акцизы 0,85 0,89 1,02 1,16 1,35 1,53 1,50
Таможенные пошлины 8,51 6,52 6,74 8,25 8,20 7,51 7,74
Налог на добычу полезных ископаемых 4,14 2,72 3,04 3,65 3,96 3,89 4,07
Единый социальный налог и страховые взносы 5,52 5,93 5,35 6,30 6,60 7,09 6,66
Прочие налоги и сборы* 1,73 1,99 1,88 1,71 1,74 1,84 1,82

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности которые реализуются в следующих направлениях.

Первое направление – реализации мер, направленных на легализацию капиталов и активов, в том числе их возврат в Российскую Федерацию:

Предусматривается добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках), включая возможности задекларировать имущество, переданное номинальному владельцу, предоставление таким декларантам значительного объема государственных гарантий, направленных на непривлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства.

При этом предполагается, что при ликвидации иностранных компаний, принадлежащих российским собственникам, доходы в виде прироста стоимости иностранных активов, возвращаемых в Россию, не будут подлежать налогообложению у российских собственников до момента его реализации.

Второе направление – антикризисные меры по следующим направлениям:

1. Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств ("гринфилды" и специальные инвестиционные контракты)

a. предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% (13% - сейчас) ставки налога на прибыль в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения

b. Ввести ограничения для субъектов Российской Федерации и местных органов власти по увеличению ставок региональных и местных налогов, а также региональной части налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, сверх уровня ставки, первоначально установленной для инвестора.

c. Предоставить возможность использовать повышающий коэффициент 2 к основной норме амортизации для оборудования, произведенного в результате реализации специального инвестиционного контракта и относящегося к 1 - 7 амортизационным группам.

2. Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения.

3. Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы

a. расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

b. распространить право на применение 2-летних "налоговых каникул" по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

c. предоставить субъектам РФ право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

d. предоставить право представительным органам муниципальных образований снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

4. Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

5. Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций

6. Учет процентных платежей в целях налогообложения

7. Применение НДС к авансовым платежам

8. Порядок освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров

9. Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам

10. Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте

Третье направление налогообложение доходов физических лиц

Налогообложение доходов физических лиц требует постоянной корректировки, с одной стороны, с целью исключения необоснованных налоговых льгот, а с другой стороны, с целью уточнения отдельных положений в части порядка определения налоговой базы и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налога.

Например, предполагается уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения налогом на доходы физических лиц, в том числе при увольнении гражданских служащих, военнослужащих и судей, при получении доходов в иностранной валюте, уточнение отдельных положений по налогообложению выигрышей в лотереи.

Четвертое направление Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС)

Пятое направление - Акцизное налогообложение

a. Индексация ставок акцизов

b. Порядок исчисления и уплаты акцизов

Шестое направление – налогообложение природных ресурсов

Седьмое направление – совершенствование налогового администрирования

Таким образом, несмотря на то, что Основные направления не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах. Такой порядок повышает прозрачность и предсказуемость, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.


Примером первого может служить обязанность родителей уплатить налог с доходов, полученных ребенком. В качестве второго вида представительства выступает юридическое лицо или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во взаимоотношениях со всеми участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Так, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.

В консолидированный бюджет входят:

  • бюджеты субъектов федеративного уровня;
  • объединенные бюджеты субъектов (в том числе автономные субъекты);
  • общие бюджеты округов, автономных республик, всех областей;
  • бюджеты государственных фондов не бюджетного значения;
  • бюджеты административных образований;
  • бюджеты отдельных городов различного уровня подчинения (областного, республиканского);
  • бюджеты поселков, сел, станиц.
Важно! Отдельной статьей в общем бюджете идут бюджеты городов Санкт-Петербурга и Москвы.

Это самостоятельные субъекты РФ, финансирование которых происходит не только из местных бюджетов, но и государственного.

Особое внимание уделяют федеральным бюджетам. Они представляют собой план экономического развития субъектов федерального уровня, который ежегодно рассматривает и утверждает Федеральное Собрание РФ в виде закона федерального уровня. Другими словами, федеральный бюджет — документ по планированию и распределению НД (национального дохода) и ВВП (внутреннего валового продукта) на будущий год.

Консолидированный (объединенный) бюджет не утверждается Федеральным Собранием. В его функции входит объединение финансовых показателей федеральных бюджетов.

Также этот бюджет не может быть источником финансирования расходов. Отчет в этой области подготавливают региональные субъекты, которые самостоятельно финансируют свои расходы из утвержденной доходной части бюджета. Соответственно, каждый год правительство устанавливает определенные уровни доходов, которые субъекты могут использовать для своего экономического и социального развития.

Назначение экономических и финансовых показателей Консолидированного Бюджета для РФ

Их используют для оценки и анализа доходов и расходов каждого субъекта Российской Федерации, при разработке планов общего социального развития государства. Кроме этого, они предназначены для регулирования и контроля налоговой системы РФ, разработки планов расходов и доходов для установления размеров бюджетного финансирования (выделения дотаций и субвенций).

В общем бюджете государства за каждым уровнем субъекта закреплены определенные источники доходов. Они могут полностью или частично покрывать их расходы. Ответственность за правильное распределение доходной части лежит на органах государственного управления регионом.

Объединенный бюджет Российской Федерации должен быть четко сбалансированным. То есть, в нем объем будущих расходов на нужды субъектов должен соответствовать суммарному объему планируемых доходов. При этом учитывают не только бюджетные поступления, но и дотации, субвенции из государственного фонда. Все эти меры направлены на уменьшение показателей дефицитов бюджетов различных уровней.

Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют: федеральный бюджет; консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает: бюджет субъекта РФ; консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории.

Консолидированный бюджет муниципального района образуют: бюджет муниципального района (районный бюджет); консолидированные бюджеты городских и сельских поселений.

Показатели консолидированных бюджетов используются в следующих целях: в бюджетном и сводном финансовом планировании; при анализе централизованного фонда денежных средств; при разработке прогнозов социального и экономического развития государства и его территорий; для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Особенности консолидированных бюджетов: они не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней; являются статистическим сводом бюджетных показателей и позволяют получить более полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом.

Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов образую бюджет расширенного правительства. Этот бюджет также не утверждается. В наст. время доля бюджета расшир. правительства в объеме ВВП достигает по доходам 38%, по расходам – 34%.

Бюдж. процесс и этапы бюдж. процесса в РФ.

Бюджетный процесс - совокупность мероприятий, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетный процесс (на примере федерального бюджета). Этапы.

1 . 1. Составление проекта федерального бюджета и проектов государственных внебюджетных фондов. Непосредственный исполнитель - МинФинРФ. Ответственный исполнитель - Правительство РФ. 2. Разработка проекта основных направлений денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ. Основывается на: Бюджетном послании Президента РФ (которое направляется Федеральному Собранию); прогнозе социально-экономического развития; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.



2 .Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. Государственная Дума, Совет Федерации. Рассматривает и утверждает в 3-х чтениях:

В 1 чтении: обсуждается концепция ФЗ о ФБ, прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной и налоговой политики; рассматриваются основные характеристики ФБ. Во 2 чтении рассматриваются: перечень главных администраторов доходов; распределение расходов; распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; программа предоставления государственных кредитов; программа государственных внутренних заимствований; программа государственных внешних заимствований; программы государственных гарантий. В 3 чтении: рассматривается и утверждается ведомственная структура расходов; законопроект выносится на голосование в целом.

В течение 5 дней со дня одобрения направляет Президенту РФ для подписания и обнародования.

3 . Исполнение федерального бюджета. Ответственный исполнитель – Правительство РФ, МинФинРФ. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание – Федеральное казначейство. Для кассового обслуживания исполнения ФБ Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ единый счет, через который осуществляются все кассовые операции. На каждого получателя бюджетных средств в Федеральном казначействе открываются лицевые счета.

4 . Составление и утверждение отчета об исполнении ФБ: ежеквартальных нарастающим итогом; годового. Федеральное казначейство представляет отчет Министерству финансов РФ, Министерство финансов РФ далее представляет отчет Правительству РФ.

Ежеквартальные отчеты (нарастающим итогом) утверждаются Правительством РФ, годовой отчет – Государственной Думой. Годовой отчет: подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ, куда он должен быть представлен до 1 апреля следующего года; должен быть представлен: в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года; подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению Федеральным законом.

Налоговая система и принципы ее построения

Налоговая система – это совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». В дальнейшем принципы налогообложения развивались в соответствии с экономическими условиями хозяйствования. В настоящее время основными принципами налогообложения являются:

§ принцип обязательности;

§ принцип справедливости (горизонтальная и вертикальная справедливость);

§ принцип определенности (налоги должны быть определены законодательно);

§ принцип экономичности;

§ принцип пропорциональности (установление лимита налогового бремени);

§ принцип однократности налогообложения;

§ принцип оптимальности;

§ принцип эластичности и др.

Налоги, их классификация и роль в наполнении доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Классификация налогов:

1) по способам взимания выделяют:

а) прямые налоги - это налоги на собственность, доходы и капитал:

· налог на прибыль организаций;

· налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

· налог на имущество организаций;

б) косвенные налоги - это налоги, которые представляют собой надбавку к ценам на товары или услуги:

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· акцизы;

2) в зависимости от характера налоговых ставок налоги делятся на:

а) пропорциональные , если налоговая ставка неизменна и не зависит от величины объекта налогообложения (например, налог на прибыль организаций, НДС, налоги на имущество);

б) прогрессивные , если налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения;

в) регрессивные , если налоговая ставка понижается по мере возрастания величины объекта налогообложения;

3) по объекту налогообложения выделяют:

а) налоги с доходов ;

б) налоги с имущества ;

в) налоги и сборы с определенных видов деятельности ;

г) налоги и сборы за совершение определенных операций ;

а) налоги, уплачиваемые физическими лицами;

б) налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

в) налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами;

5) по источникам уплаты разделяют:

а) налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);

б) налоги, относимые на финансовые результаты;

в) налоги, включаемые в выручку от реализации.

6) в зависимости от закрепления за уровнями бюджетной системы различают следующие группы налогов:

а) федеральные налоги и сборы;

б) региональные налоги и сборы;

в) местные налоги и сборы.

Закрепление налогов и сборов за уровнями бюджетной

Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод федерального бюджета, консолидированных бюджетов всех субъектов Федерации. Консолидированные бюджеты субъектов Федерации есть свод бюджетов самих субъектов Федерации и бюджетов находящихся на их территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы, и что особенно важно — межбюджетные трансферты. Консолидированный бюджет имеет важное аналитическое значение и дает достаточно полное представление о структуре доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, а также о полномочиях в финансировании бюджетных расходов разных уровней бюджетной системы.

В дальнейшем при анализе важно обратить внимание на то, что для бюджетов субъектов Федерации финансовая поддержка из федерального бюджета значится в составе их доходов, а для федерального бюджета — в составе его расходов. Доходы и расходы консолидированного бюджета РФ и субъектов Федерации существенно отличаются по объему и структуре в связи с существенными различиями полномочий органов власти соответствующих уровней. На пропорции доходов и расходов консолидированного бюджета и составляющих его бюджетов значительное влияние могут оказывать экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства (например, неурожаи в связи с засухой, финансовые кризисы, техногенные катастрофы).

В связи с формированием бюджетов поселений право гражданства получает консолидированный бюджет муниципального образования как свод бюджетов на его территории.

Как подчеркивалось выше, три основных уровня бюджетной системы России отражают особенности административно-территориального деления в государстве федеративного типа. На федеральном уровне утверждаются и исполняются бюджеты государственных внебюджетных фондов, а на субфедеральном уровне — бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Нередко в официальной информации в связи с этим используется понятие «бюджет расширенного правительства». Под ним подразумевается (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) «свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами». Свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов называют бюджетом расширенного правительства — расширенного в том смысле, что при этом речь идет и о бюджетах системы социального страхования, которая строится по принципу бюджетов. Бюджет расширенного правительства дает представление обо всех бюджетных доходах и расходах, которыми располагают органы власти в центре и на местах. Отметим, что в Бюджетном кодексе нет понятия «бюджет расширенного правительства», в связи с чем нет официального названия свода названных бюджетов. В то же время есть определенный смысл его использования — речь идет о бюджете «расширенном» в том смысле, что он по доходам и расходам больше бюджета консолидированного и включает средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, управление которыми осуществляется также органами исполнительной власти (правительством). Бюджет расширенного правительства как свод соответствующих бюджетов тоже не утверждается. Сводная информация по сумме названных бюджетов имеет существенное значение для определения перспективы развития всех звеньев бюджетной системы. В настоящее время доля бюджета расширенного в объеме ВВП достигает по доходам около 38%, по расходам — 34% ВВП. В табл. 1 дастся представление о структуре этого бюджета в период формирования внебюджетных фондов за счет единого социального налога, который с 2010 г. заменен страховыми платежами.

Об изменении объемов бюджетов по расходам бюджета расширенного правительства свидетельствуют данные табл. 2. В табл. 2 отражены параметры бюджетов до пересмотра бюджета в связи с кризисом.

Понятие «консолидированный бюджет Российской Федерации» исчерпывающе трактует полноту консолидации бюджетов всех уровней. В табл. 3 дастся представление о соотношении различных бюджетов. Заметим, что в официальной информации в составе консолидированного бюджета субъектов Федерации не были выделены бюджеты муниципальных образований.

Таблица 1. Представление о структуре бюджета расширенного правительства в докризисный период, % к ВВП

* Текущий дефицит фонда в 2002-2005 гг. сбалансирован за счет переходящих остатков средств фонда.

Таблица 2. Структура расходов бюджета расширенного правительства в 2009 г.

** В кризисной ситуации исполнение бюджета по расходам было в меньшем объеме — на уровне 6354 млрд руб. По расходам бюджет был исполнен в объеме 5923 млрд руб. Дефицит сформировался на уровне 330 млрд руб. Из 82 субъектов Федерации дотационными были 62 региона (для сравнения: в 2008 г. дотации получали 44 региона).

Таблица 3. Соотношение различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (результаты исполнения за 2008 г., млрд руб.)

Примечание: Суммы слагаемых по доходам каждого бюджета и расходам каждого бюджета не совпадают с общей величиной по первой строке, поскольку в доходах государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета субъектов Федерации не выделены межбюджетные трансферты.

- (англ. consolidated budget) - свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории Российской Федерации.

В зависимости от масштаба «территории», под к-рой понимается либо соответств. государственное (Федерация или субъект Федерации), либо муниципальное образование, различают: Б.к. муниципального образования, состоящий из свода всех местных бюджетов, разработанных и утвержденных на территории данного муниципального образования;


Б.к. субъекта РФ, включающий бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ; Б.к. Российской Федерации, состоящий из федерального бюджета и свода консолидированных бюджетов субъектов РФ.


Напр., Б.к. Московской области как субъекта Федерации состоит из областного бюджета и свода местных бюджетов (районных, городских, сельских, поселковых) всех муниципальных образований, находящихся на территории области. Б.к. Красногорского района как муниципального образования на территории Московской области представляет собой свод местных бюджетов, куда входят районный бюджет Красногорского района, бюджеты городов районного значения, бюджеты сел и поселков, расположенных на территории данного района.


Б.к. используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответств. уровня.


Его количеств, характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов. Свод бюджетов - это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.


Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определ. правила суммирования осн. показателей бюджета - доходов, расходов, дефицита (профицита). При определении итоговых показателей по своду бюджетов запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами др. бюджетов (т.е. взаимно сокращать дефициты одних и профициты др. бюджетов в составе сводного бюджета); недопустим двойной счет трансфертов , поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета. Более того, при консолидации бюджетов трех уровней ошибка может породить и тройной счет.


В практике международных сопоставлений используют еще два дополнит, термина: «консолидированный расширенный бюджет» и «расширенный бюджет правительства». Консолидированный расширенный бюджет включает свод бюджетов всех уровней и свод всех внебюджетных фондов. Для России и США важно учитывать именно этот показатель для оценки влияния публичных расходов на состояние макроэкономич. сбалансированности (без учета внебюджетных фондов осн. показатели консолидированного бюджета вводили бы в заблуждение). В тех странах, где отсутствуют внебюджетные фонды (и их роль играют целевые бюджетные фонды), такое дополнит, понятие избыточно (напр., для ФРГ, Франции).


Расширенный бюджет правительства включает федеральный бюджет и внебюджетные фонды (в США используется термин - объединенный, или унифицированный бюджет).


В этом случае не нужна консолидация субфедеральных бюджетов (и территориальных внебюджетных фондов), а также бюджетов местного самоуправления, поскольку субъекты федерации и местное самоуправление конституционно самостоятельны и несут (или должны нести) свою долю ответственности за свои относительно автономные действия. Термин «расширенный бюджет правительства» используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти и т.п.

  • mob_info