Формы денег преимущества недостатки. Товарные деньги

Товарные деньги — это один из нескольких видов денежных средств, которые представляют собой товар или вещь, использующихся непосредственно, выступающих эквивалентом стоимости иных товаров или вещей. Такие деньги называют не иначе как примитивными деньгами.

Простыми словами, это выражение конкретного товара в денежном выражении (стоимость товара).

Такой вид денег начали использовать в самых ранних стадиях развития общества, когда деньги заменялись товарами, имевшими достаточно большой спрос из-за высокой степени полезных качеств данной товара.

К таким товарам относили: меха, рыбу, мясо и прочие. При этом нужно было искать потребителей такого товара, тех, кто был готов приобретать его по выгодной цене для обеих сторон. Поэтому очень часто он производился для личного потребления.

Отсюда и появились различные направления ведения домашнего хозяйства: кто-то занимался исключительно выращиванием скота, другой – обработкой земли и выращиванием на ней необходимых фруктов и овощей, третий – занимался охотой.

Выбор настоящего товара, предпочитаемого как деньги, обусловлен признанием за ним необходимых для конкретной эпохи потребительских свойств.

Процесс становления денег привел к приобретению товарами специфических потребительных стоимостей. Лицо, которое принимало такие деньги, не планировало их употреблять, из-за этого возникает необходимость замены таких знаков на неполноценные.

Неполноценными признавались деньги, при обмене на которые их стоимость номинальная была гораздо завышена реальной. Такими деньгами были морды животных, использовавшихся средством платежа у людей, проживающих на лесных территориях.

Разновидности денег товарного характера

Принято различать следующие разновидности товарных денег:

  • анималистический - к нему относят животных и различное производство из их состава: домашний скот, раковины, кораллы, меховые шкурки и прочие;
  • гилоистический - к нему относят полезные ископаемые и металлические изделия и сделанные из них орудия труда: металлы, камни, янтарь, соль, и прочие;
  • вегетабилистический - к нему относят растения и плоды: плоды деревьев, табачная продукция, зерновая и прочие.

Полноценные денежные средства появились в период перехода общества из стадии первобытного.

Достоинства и недостатки товарных денег

Плюсы

  • Такие деньги несут в себе полезность обществу, так как средством платежа выступает товар.
  • Полностью отсутствует риск возникновения инфляции.
  • Никакие финансовые сложности или кризисы не могут повлиять на товарные деньги.
  • Появляется возможность самостоятельно создавать такие деньги (заняться земледелием, скотоводством и прочие);

Минусы

  • Сложности в хранении и накоплении таких денег, так как в основном такие товары относятся к категории скоропортящихся или требующих особых условий хранения.
  • Сложности в транспортировке больших заказов.
  • Различный курс обмена таких денег в зависимости от погодных условий и других факторов.

Стоит сказать о том, что понятие «товара» произошло от понятия «скота». В древности существовали скотники – люди, занимающиеся взиманием податей. В разных странах существовали свои товарные деньги: например, в Германии существовали коровьи, на севере преобладали меха, олени, на Руси – шкурки белок, куниц, в Никарагуа — какао, в Перу – чилийские перцы, в Америке – табачные листья, в Монголии – чай, в странах Африки – ром.

Каждый вид денег был присущ конкретной территории и не являлся общепризнанным. Такие деньги никогда не обесценивались и могли свободно обмениваться во всех странах мира. В процессе обмена выяснялось, что каждый товар должен быть качественным, износостойким, полезным, делимым, общепризнанным другими странами.

Позднее такими деньгами были признаны золотые изделия и другие драгоценные металлы. Они были признаны наиболее привлекательными и перспективными для использования их в качестве платежной валюты.

Впервые о подобных денежных знаках заговорили в Китае в 1 000 – 500 годах до нашей эры. Этими денежными знаками считались орудия, которые были сделаны из металла (плуг, нож, мотыга и прочие).

Для каждой страны были присущи металлы, которые добывались на этой территории. В целом, деньгами из металла признавали первоначально орудия труда из медных сплавов. Затем стали делать и различные украшения, как из сплавов меди, так и других драгоценных металлов и только потом появилось средство платежа, такое как золото.

Свойства

Выделяют следующие свойства денежных средств как товара:

  • они имеют потребительную стоимость;
  • они имеют стоимость, так как для их производства применяется человеческий труд.

Различия денежных средств и товара:

  • денежные средства способны удовлетворять все потребности людей, благодаря способности свободно обмениваться;
  • стоимостное выражение денежных знаков проявляется до начала самого процесса обмена их на товар.

Денежные знаки разрешают противоречия товарных производств: потребительной стоимостью и простой стоимостью.

С того времени, как денежные знаки вошли в привычный повседневный обиход, мировое сообщество поделилось на 2 стороны, где, с одной стороны, товаром выступают денежные знаки, с другой – прочий товар.

Понятие «потребительной стоимости» в основном применяется исключительно к товару, а вот понятие «стоимости» — к денежным знакам. Таким образом, денежные знаки являются выражением потребительной стоимости товара благодаря своей стоимости.

Денежные знаки – стихийный товар, возникший из всех остальных товаров, обладающий специфическими свойствами, являющийся всеобщим эквивалентом.

Виды денег

Все деньги можно поделить на виды:

  • Товарный вид денежных знаков (натуральные, действительные, вещественные денежные знаки) – в роли денег выступает товар. Вообще товарными деньгами признают все средства оплаты, которые существовали до вхождения в обиход бумажных денежных знаков. В современном мире товарными деньгами признают и монеты из различных сплавов металлов. Мы же, в настоящее время, используем понятие товарных денег к объектам коллекций или как средств хранений или сбережений.
  • Обеспеченный вид денежных знаков (представительские, разменные денежные знаки) – в роли денег выступают сертификаты. Была возможность обмена данных сертификатов на товарные деньги или на товар. В древности обеспеченными деньгами считали глиняные фигуры овец или коз, которые обменивались на живых коз или овец, и только позже за них стали принимать бумажные знаки.
  • Фиатные денежные знаки (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие). Такие денежные знаки как самостоятельная единица не несут в себе никакой стоимости и ценности. Их ценность заключается в том, что они признавались средством платежа в стране. Они представляют собой обычные денежные купюры или банкноты, а также денежные средства, находящиеся на банковских картах и виртуальные деньги.
  • Кредитный вид денежных знаков – обязательства долгового характера. К ним относят ценные бумаги, электронные денежные средства. Такие ценные бумаги могут являться средством платежей, как и обычные деньги.
  • Современные денежные знаки , как и прежде, считают обособившейся формой связи контрагентов на рынке.

Понятие денежные знаки

Современные денежные знаки рассматриваются с различных сторон, в том числе:

  • прагматичное понятие денежных знаков – из-за того, что бумажно-кредитные денежные знаки являются неразменными на золото, они являются измерителем стоимостей и являются реальной стоимостью товаров;
  • понятие стоимости собственной – все денежные валюты, которые не размениваются на золото, считаются владельцами своей внутренней стоимости;
  • понятие стоимости представительной – кредитные денежные знаки в современном прочтении являются суммой всех товаров, находящихся на рынках, и показывает всю степень приложенных на его производство трудовых ресурсов.

В целом, на современном этапе, бумажная валюта не отвечает всем необходимым требованиям, которым соответствовало золото.

Продуктом трудовых затрат признается произведенный для обмена товар. Нынешняя валюта является лишь посредником в сделках по обмену, не имеющая единства, она лишь является так называемым всеобщим эквивалентом и во многом не сохранила тех свойств, которые были присущи деньгам товарного характера.

Деньги из металла

Переход от товарных денег к металлическим был закономерным этапом эволюции формы денег. Во всех обществах на роль эквивалента стоимости всегда претендовал самый востребованный товар, что позволяло произвести обмен, который удовлетворял всех участников. Товарные деньги обязательно должны были быть долговечными, что позволяло отложить следующий обмен во времени или перенести его в другое место. Металлы удовлетворяли всем требованиям к вещным деньгам в максимальной степени.

Товарные металлические деньги

Металлы стали накапливаться еще в первобытных обществах, а первыми источниками поступления металлов были метеориты и самородные месторождения. Овладение методами обработки позволило соединять мелкие частицы (песок) в монолитный металлический слиток, который служил сырьем для производства орудия труда, посуды или оружия, обладавшим превосходным качеством по сравнению с привычными. Металлические слитки имели собственную ценность не в их потребительских свойствах (их просто не было), а как сырье. Часть слитков находящихся в обращении могло соединяться в одно изделие или разрубаться вновь на части.

Преимущества металлических денег

Стоимость металлических слитков не изменялась в зависимости от сезона, тогда как другие товары сильно меняли свою цену в разные времена года. Больше того, в отличие от остальных товарных денег, которые были продуктами, обладавшими потребительскими свойствами такими как скот, зерно, шкуры, металлы не теряли свои свойства при долгом хранении. На протяжении тысячелетий металлы не падали в цене, так как развитие технологий постоянно требовало их все в большем объеме.

На стоимость разных металлов влияла редкость в природе, трудность добычи, красота, накопленный объем и физические свойства, которые определяли потребительские свойства изделий из них. Некоторые металлы вообще были недооценены древними людьми, как платина, которую долгое время считали плохим серебром за невзрачный вид.

Слитки из самородного металла легко сравнивались простым взвешиванием. Но с появлением в обращении слитков, имеющих разное содержание ценных металлов, возникла проблема сравнения их стоимости относительно друг друга.

Появление монет

Собственно вес слитка можно было легко проверить, что, однако, не гарантировало содержание в нем должного количества ценного металла. Гарантию стали давать государства, ставшие основным производителем металлических слитков. В древности только власти обладали технологией отливки и чеканки и достаточным количеством металла, который собирался в виде налога. Разнородные слитки переплавляли в стандартизированные, на которых чеканили знаки, удостоверявшие соотношение содержания ценного металла и вес слитка.

Даже такая незавершенная стандартизация позволила многократно увеличить товарообмен, так как участники прекратили при каждой сделке взвешивать слитки и проверять их подлинность. Чеканка номинала веса и содержания металла вызывала доверие к таким слиткам.

Происхождение монет

Впервые округлую форму слиткам, которая была быстро оценена другими греческими городами-государствами, придали в Лидии, находившейся на территории современной Турции. Круглая форма позволяла сравнить круглые слитки одного достоинства простым наложением друг на друга. Для предотвращения подделки и спиливания с обеих сторон печатали изображения, а позднее стали наносить риски на гурт (боковую поверхность). Чаще всего на слитках чеканили изображения властителя или божества господствующего культа, что сделало их средством пропаганды государства эмитента.

Слово монета

Наименование монета по отношению к округлым стандартным слиткам появилось в Древнем Риме, когда монетный двор располагался на территории храма, посвященному богине по имени Юнона Монета .

Понятие монета и само слово монета разошлись по всей огромной империи Древнего Рима и стали общепризнанными. Термин монета и слово монета перешли во многие языки народов мира без всякого изменения.

Распространение монет

Круглая форма металлических денег стала стандартом для всей Европы, так как греческие поселения располагались по всему Средиземноморью. Завоевания Александра Македонского познакомили с круглыми слитками жителей Индии и Китая. В этих странах издревле было распространено такое средство обмена, как ракушка каури, в которой просверливали отверстия для того, чтобы собирать и хранить в виде бус. По аналогии многие металлические слитки этих стран так же отливали с дырочками, а впоследствии и круглые монеты.

Со временем слово монета стала нарицательным для обозначения всех металлических денег, независимо от их формы.

Защита монеты

В некоторых странах экспериментировали с формой монет для усиления защиты монеты от спиливания. Округлая форма не предохраняла от злоумышленников, равномерно спиливающих металл по краям. Если в Европе для усиления защиты монет стали использовать гурт монеты, то в Азии стали выпускать монеты в виде многогранников. Наличие углов, как и риски на гурте, предохраняло монеты от спиливания по краям.

Защита монеты от подделки усовершенствовалась с увеличением денежного оборота, так как это укрепляло доверие к деньгами и повышало авторитет государства эмитента. В крупных государствах качество монет, благодаря высокому уровню чеканки, делало их подделку не рентабельным.

Наименования монет

Как правило, наименования монет имели происхождение от весовой единицы, принятой в государстве, выпустившим ее в обращение. Всем известны названия монет шекель , фунт , гривна , используемые и в наше время. В других государствах, имевших развитую систему монет или не чеканивших собственные, наименования монет были произвольными.

Например, русская монета или монета Киевской Руси обычно получала название по металлу – сребреники и золотники или по способу получения – резанием или разделением слитка – полушка, полуденга, резана, рубль.

Понятие монета

Понятие монета как стандартизированный слиток металла стало применяться вообще как понятие всех денег. Вместе с появлением монет произошло качественное изменение в восприятии людей понятия денег, как самостоятельной условной единицей измерения стоимости, оторванной от её потребительской ценности.

Монеты как деньги отвечали всем требованиям к деньгам как вещный условный товар.

Функции монет

Монеты позволили упорядочить ценообразование. С появлением монет функция денег мера стоимости стала наглядной. Стоимости и цена стали измеряться условными единицами, как расстояние в метрах или вес в килограммах. Единообразие денег на территории государства позволило создать масштаб цен, наиболее точно соответствующий трудозатратам на изготовления товара. Устойчивое положение денег в виде монет позволило объективно соизмерять интересы обеих сторон сделки в виде цены товара, разнесенной во времени и пространстве.

Недостатки монет

Однако металлический носитель денег в виде монеты был материален, что выражалось в истирании металла с монеты и несоответствии содержания ценного металла.

Со временем монеты, особенно от частого обращения, портились – истирались, что делало их вес отличным от того номинала, который был вычеканен на монете. Как правило, истертые монеты - фактически испорченные как вещный товар – еще долго оставались в обороте по той же цене (номиналу), как и только что отчеканенные.

Собственно портить монеты стали сами эмитенты – государства в поисках доходов уменьшали вес монет, а чаще (что не так наглядно) уменьшали содержание ценного металла в составе монет. Ухудшение монет приводило к недовольству народа, что заканчивалось изъятием и заменой неполноценных монет полновесными монетами. Со временем все повторялось снова.

Такой опыт послужил основанием для появления терминов:

  • полноценные деньги
  • полноценные монеты
  • неполноценные деньги
  • номинал денег
  • номинал монеты
  • реальная стоимость денег
  • внутренняя стоимость денег
  • представительная стоимость денег
  • нарицательная стоимость денег
  • номинальная стоимость денег
  • дематериализация денег

Абстрагирование понятия денег (дематериализация денег) постепенно приводило к новому понятию денег – как невещественных знаков – единиц стоимости, носителем для которых мог служить любой другой материал, а не только металлы. Неудобство (большой вес) и риск перевозки (особенно больших сумм) монет позволил безболезненно перейти к бумажным деньгам. В отличие от монет, имеющих большую внутреннюю стоимость, связанную с добычей металла и расходами на чеканку, внутренняя стоимость бумажек не сопоставима с представительной стоимостью.

Монетное обращение

В разное время и в разных государствах системой металлического обращения денег был монометаллизм или биметаллизм.

Золото и серебро были признаны драгоценными металлами еще с древних времен, поэтому естественно, что в зависимости от наличия того или другого металла его принимали за основу финансовой политики государства.

Медь чаще всего использовали в качестве разменной монеты, так свою функцию мирового металла человечества она уступило железу, которое стало добываться в огромных количествах.

Фактически медь почти всегда выступала дополнительным металлом к золоту и серебру, так как обладала меньшей удельной стоимость, что позволяло ей претендовать на роль металла для разменной монеты.

Биметаллизм утратил свой смысл с резким падением стоимости серебра, вызванного открытием богатых месторождений в Южной Америке, где даже одна из стран – Аргентина - получила наименование, созвучное химическому названию серебра. В конце XX столетия закончился и век золотого монометаллизма, когда Соединенные Штаты отказались от привязки своей валюты к золоту. В наше время золото стало лишь товаром (сырьем), обладающим большой ценой.

Сегодня уже не стоит считать монеты за полноценные деньги. Порой разменная монета имеет внутреннюю стоимость, превышающую их номинал, но чаще использование металлов в качестве материала для монет объясняется только их хорошими физическими свойствами.

В современном понимании денег монеты не играют никакой роли. Роль монет в качестве денег в далеком прошлом.

Статьи, в которых встречается понятие монета:

Схожие понятия:

  • аккредитив
  • акция
  • банковские вклады
  • банковский счет
  • банковская карта
  • безналичные расчёты
  • бумажные деньги
  • валюта
  • валютная система
  • вексель
  • виртуальные деньги
  • виртуальная валюта - валюта виртуальная
  • виртуальная карта
  • вклады депозитные
  • выручка
  • дебетовая карта
  • денежная система
  • денежные агрегаты
  • денежные переводы
  • денежный оборот
  • денежный оборот безналичный
  • денежный оборот наличный
  • денежный рынок
  • деньги безналичные
  • деньги наличные
  • деньги в интернете
  • деньги стандартные
  • деньги фиатные - фиатные деньги - фидуциарные деньги - декретные деньги
  • деньги государственные - стандартные деньги - фидуциарные деньги
  • деньги декретные - декретные деньги - деньги фиатные
  • денежный знак
  • денежная система - денежное обращение
  • денежное обращение - денежная система
  • депозитные вклады
  • дропшиппинг
  • залог
  • заработная плата
  • интернет коммерция
  • интернет магазин
  • интернет кошелек
  • интернет терминал
  • ипотека
  • ипотечное кредитование
  • ипотечный кредит
  • клиринг
  • коммерческие банки
  • копейка
  • корреспондентский счет
  • кредит
  • кредитная карта
  • кредитная организация
  • кредит без залога
  • кредит в банке
  • кредиты физическим лицам
  • кредитная линия
  • кредитные деньги
  • кредитный брокер
  • кредитование
  • кредитор
  • купюра
  • лизинг
  • лицевой счет
  • магнитные карты
  • монетка
  • монеты
  • работа с текстом на компьютере
  • работа с изображениями
  • работа с видео
  • - удаленная работа - дистанционная работа - работа на дому
  • рабочее время
  • разработчик сайта
  • расчетный счет
  • рентабельность
  • системы электронных платежей - электронные платежные системы
  • cкрипт
  • смарт-карта
  • современные деньги
  • ссуда
  • счет в банке
  • счет валютный
  • счет корреспондентский
  • счет лицевой
  • счет расчетный
  • счет текущий
  • текущий счет
  • терминалы оплаты
  • удаленный офис - удаленный рабочий стол
  • удаленная работа - работа удаленная - работа на дому - домашняя работа
  • удаленный рабочий стол - удаленный офис
  • уникасса
  • фиатные деньги
  • финансовая система рф
  • финансовая система
  • фриланс
  • фрилансер
  • фьючерс
  • хеджирование
  • ценные бумаги
  • цифровой магазин
  • цифровые товары
  • чековая книжка
  • чистый доход
  • экономический рост
  • электронная коммерция
  • электронный магазин
  • электронные деньги
  • электронные платежи
  • электронные платежные системы - системы электронных платежей
  • электронный кошелёк
  • эмиссия
  • эмитент
  • эникейщик

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Практические работы по УД

«Обществознание.

Глава «Экономика»

для студентов очной формы обучения

Ангарск 2017

протокол № ______

«______»___________ 2017 г.

Разработала: Ларченко Александра Александровна, преподаватель ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пособие разработаны и методически распределены практические работы по «Обществознанию», раздел «Экономика», охватывающие всю программу по данному курсу.

В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».

Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :

личностных :

Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных :

М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных :

П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Общие положения о критериях оценки

Балл «5 » ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Экономика. Наука и хозяйство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Экономический рост и развитие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Собственность

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Производство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Рынок

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Государство и экономика

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ № 7 Экономика потребителей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Мировая экономика

СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«ЭКОНОМИКА. НАУКА И ХОЗЯЙСТВО»

Найди соответствия

Какие проблемы экономики являются универсальными?

    Конкуренция и монополия.

    Ограниченность ресурсов.

    Экономический выбор.

    Занятость населения.

    Экономическая политика государства.

    Постоянный рост потребностей общества.

Дополните схему:

производство

……………..

потребление


О

    Заполните таблицу:

Вопросы:

Изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар

Рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого

Решение проблем безработицы путем создания

биржи труда

Установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией

Проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже

Снижение уровня инфляции на 3 %

Поведение формы в условиях увеличения конкуренции

Действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией

Совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий

    Заполните таблицу

Экономические системы

Характерные черты

Развитие технологии

Роль государства в экономике

Формы собственности

Права населения

5. Заполните таблицу

Национальные модели экономики

Характерные черты

Американская

Шведская

Японская

Российская

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ »

1. Работа с основными понятиями темы

Найди соответствия

3

Экстенсивный рост

это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

4

Факторы производства

средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни

5

Интенсивный рост

это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП

6

Экономическое развитие

резкое падение производства

7

Экономический цикл

это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

8

Экономический кризис

увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности

    1. Открытые задания с кратким ответом

    Исправь ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное увеличение номинального и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения. Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет.

    Заполни логическую схему:

Факторы экономического роста

ТРУД

……..

полезные ископаемые, энергетические ресурсы, сельское хозяйство

    Заполни сравнительно-обобщающую таблицу:

роста

Экстенсивный рост

Интенсивный рост

    Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

    строительные машины А. Земля

    каменный уголь Б. Капитал

    пашня В. Труд

    фермер

    фабрика

5.Что относится к капиталу как к фактору производства:

1) завод

2) квалифицированные работники

3) станки

4) информация

5) инструменты

    1. Задания с выбором ответа

ТЕСТ:

    Что отличает товарное производство от натурального:

    используются машины и оборудование

    увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

    продукция производится для продажи

    существует разделение труда

    Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

    национальный доход

    валовый внутренний продукт

    производительность труда

    валовый оборот

    Верны ли суждения?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развития.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

А. Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    1. Открытые задания с развернутым ответом

    Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.

    Объясните смысл фразы «Бедные страны остаются бедными по причине своей бедности».

    Что называется экономическим кризисом? Почему современные экономические кризисы не такие острые и разрушительные как прошлые?

    Назовите и раскройте причины экономических кризисов? Приведите примеры.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Если хочешь помочь бедняку, не давай ему рыбу – дай ему удочку».

    Задачи

    Рассчитайте экономический рост страны

А) реальный ВВП 2005 г. составил 480 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 512 млрд. рублей;

Б) реальный ВВП 2005 г. составил 7001 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 7014 млрд. рублей;

Каков экономический рост страны в 2006 г.?

    Рассчитайте экономический рост страны.

А) номинальный ВВП 2003 г. составил 3002 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2004 г. составил 5127 млрд. рублей;

цены в 2003 г. выросли в 1,7 раз;

цены в 2004 г. выросли в 2,5 раза;

Каков экономический рост страны в 2004 г.?

Б) номинальный ВВП 2004 г. составил 679 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2005 г. составил 3500 млрд. рублей;

цены в 2004 г. выросли в 3 раза;

цены в 2005 г. выросли в 2 раза;

Каков экономический рост страны в 2005 г.?

3. Сравните.

А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %,

а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?

Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?

4. Вычислите индекс человеческого развития.

А) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,54, индекс уровня образования = 0,75, индекс ВВП = 0,56.

Б) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,73 , индекс

5. Определите фазы экономического цикла по динамике ВВП.

А) 1990 г. 100

1991 г. 103

1992 г. 103,1

1993 г. 102,9

Б) 1995 г. 103,7

1996 г. 103,1

1997 г. 102,6

1998 г. 99,6

1999 г. 104,1

2000 г. 102,0

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

«СОБСТВЕННОСТЬ»

1. Работа над статьями 209,210,212,213-215 ГК РФ.

Составить схемы по вопросам:

    Содержание права собственности.

    Субъекты права собственности.

    Формы собственности

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, поль­зования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совер­шать в отношении принадлежащего ему имущества лю­бые действия, не противоречащие закону и иным право­вым актам и не нарушающие права и охраняемые зако­ном интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, отдавать имущест­во в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землеи и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом... осуществляются их соб­ственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов других лиц...

Статья 210. Бремя содержания имущества Собственник несет бремя содержания принадлежа­щего ему имущества, если иное не предусмотрено зако­ном или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, го­сударственная, муниципальная и иные формы собст­венности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридиче­ского лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муни­ципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юриди­ческих лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц мо­жет находиться любое имущество, за исключением от­дельных видов имущества, которое в соответствии с за­коном не может принадлежать гражданам или юриди­ческим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящего­ся в собственности граждан и юридических лиц, не ог­раничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом...

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федераль­ная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федера­ции - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным

округам (собственность субъекта Российской Федера­ции).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находя­щиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью...

3. Имущество, находящееся в государственной соб­ственности, закрепляется за государственными пред­приятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

4. Средства соответствующего бюджета и иное государ­ственное имущество, не закрепленное за государствен­ными предприятиями и учреждениями, составляют го­сударственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, ус­тановленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также дру­гим муниципальным образованиям, является муници­пальной собственностью...

3. Имущество, находящееся в муниципальной собст­венности, закрепляется за муниципальными предприя­тиями и учреждениями во владение, пользование и рас­поряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными пред­приятиями и учреждениями, составляют муниципаль­ную казну соответствующего городского, сельского по­селения или другого муниципального образования....

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муници­пальных образований - органы местного самоуправле­ния.

2. Работа с текстом.

    Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

    Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

    О каких формах собственности идет речь в ситуации?

    Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? (Воспользуйтесь ст. 35 Конституции РФ - Приложение 4)

Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран­ды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

- Наверно, в капкан попался? - спросил наконец он.

- Так точно, господин Клопс. Жрал малину и попался в капкан.

- Так, так, - промычал Клопс. - Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

- И не жрал вовсе, а ел, - поправил его Незнайка.

- Ох ты, какой обидчивый! - усмехнулся господин Клопс. - Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

- Ну зачем... Захотел кушать.

- Ах, бедненький! - с притворным сочувствием воскликнул Клопс. - Захотел ку­шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

- Почему не моя? - ответил Незнайка. - Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопе чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

- Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! - закричал он. - Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

- Какая такая частная собственность?

- Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? - спросил подозри­тельно Клопе.

- Почему не признаю? - смутился Незнайка. - Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де­ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

- Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря­мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! - разорялся Клопс, размахивая ру­ками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Конституция РФ. Статья 35. Право частной собственности охраняется...

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

3. Заполните таблицу с помощью учебника

Первоначальные способы приобретения права собственности

Краткая характеристика

Хозяйственная и трудовая деятельность

Находка

Сбор общедоступных вещей

Обнаружение клада

Приобретательная давность

4. Прочитайте выдержки из Конституции РФ

Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Какие формы собственности существуют в России? В чем состоит содержание права собственности? Какие основания приобретения и прекращения права собственности вы знаете?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

«ПРОИЗВОДСТВО»

    На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    К факторам производства относятся:

___________________;

капитал;

___________________.

    Инвестиции принято делить на три вида:

___________________;

___________________;

инвестиции в основной капитал.

    Свойствами ресурсов являются:

мобильность;

__________________.

    К показателям эффективности производства относятся:

__________________;

материалоемкость;

__________________.

    Чтобы стать предпринимателем, нужны такие качества, как:

____________________;

ответственность за реализацию решений;

____________________.

2. Заполните таблицу:

Сектора экономики

Содержание

Первичный

Вторичный

Третичный

Факторы производства, первичные факторы производства, вторичные факторы производства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы, денежный капитал, реальный капитал.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

«РЫНОК»

1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятие

Определение

Конкуренция

Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому

Кредитная карточка

Металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью

Обмен

Выпуск новых партий бумажных денег

Эмиссия

Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска

Монеты

Именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг

Товар

Ж

Форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

Инфляция

З

Денежное выражение стоимости товаров и услуг

Цена

И

Продукт труда, удовлетворяющий какую либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.

Предложение

К

Соперничество между участниками рынка

Рынок

Л

Намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене

Спрос

М

Намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Способами обмена являются:

__________________;

денежный.

    В истории и современности выделяют типы денег:

________________;

________________;

________________.

    По темпам инфляции может быть:

________________;

галопирующая;

    Признаками денег являются:

портативность;

_______________;

стабильность;

_______________.

    Деньги выполняют три функции:

средство обращения;

_________________;

_________________.

    Цены бывают нескольких видов:

__________________;

розничные;

__________________;

3. Заполните таблицу.

Типы денег

Достоинства

Недостатки

Вещи

Металлические

Монеты

Бумажные

Электронные

4. Заполните таблицу.

Виды конкуренции

Отличительные черты

Совершенная

Несовершенная

Монополистическая

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

«ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА»

1. Установите соответствие между понятием и определением

Понятие

Определение

Профицит бюджета

А

Воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы

Государственное регулирование экономики

Б

Средства связанные с формированием и использованием государственного бюджета

Налог

В

Ежегодный финансовый план доходов и расходов государства

Дефицит бюджета

Г

Ситуация, когда расходы бюджета равны доходам

Сбалансированный бюджет

Д

Превышение доходной части бюджета над расходной

Налоговая система

Ж

Превышение расходной части бюджета над доходной

Обслуживание долга

З

Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета

Бюджет

К

Выплаты процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы

Государственные финансы

Л

Обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами

Секвестр

М

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Целями государственного регулирования экономики являются:

_______________;

_______________;

сокращение безработицы;

________________.

    Средствами государственного регулирования экономики являются:

________________;

административные средства;

________________.

    По структуре бюджет состоит из:

_______________.

    Способами покрытия дефицита бюджета являются:

_________________;

_________________.

    Налоги бывают двух видов:

косвенные.

3. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Государственное регулирование экономики», средства регулирования экономики, правовые средства, административные средства, финансовые средства, бюджет, структура бюджета, доходы, расходы, способы покрытия дефицита бюджета, секвестр, эмиссия, дополнительные источники доходов, государственный долг.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

«ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ»

1. Заполните таблицу.

Форма оплаты труда

Описание

Сдельная форма

Премиальная форма

2. Заполните таблицу.

Доходы

Описание

Денежные доходы

Натуральные доходы

Совокупные доходы

Номинальные доходы

Располагаемые доходы

3. Составьте схему, используя следующие понятия.

Безработица, причины безработицы, виды безработицы, служба занятости, структурная, фрикционная, циклическая, частная, скрытая, застойная, технологическая безработица, направления деятельности службы занятости.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

1. На основе материала учебника охарактеризуйте понятия, заполнив пропуски текста.

    Разновидностями международных экономических отношений являются:

международная торговля;

____________________.

    Интернационализация измеряется рядом показателей:

участием в мировой торговле;

_________________________;

_________________________;

объемом экспорта товаров и услуг на душу населения;

_________________________;

долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых;

_________________________;

размером экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

    Различают два вида либерализации экономической деятельности:

_________________________;

внешнеэкономическую либерализацию.

2. Заполните таблицу.

Этапы развития мировой экономики

Характерные черты

Первая половина ХХ в.

50-70-е гг. ХХ в.

80-е гг. ХХ в.-начало ХХI в.

3. Заполните таблицу.

Глобальные проблемы

Влияние на мировую экономику

Демографическая

Экономическая отсталость развивающихся стран

Экологическая

СЛОВАРЬ

ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

    реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;

    номинальный ВВП - объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;

ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.

ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.

Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.

Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая сфера общества – разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономические величины – показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.

Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.

Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.

Экономический кризис – резкое падение производства.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    . Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.

    Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007

    Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)

    Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.

    Экономическая школа. Вып. 2. 1992.

Введение

Что общего между ракушками, пачкой табака, головой скота, бутылкой водки, фиксированным куском редкого металла? Все эти разнообразные предметы в разные времена служили деньгами. Что такое деньги?

Деньги -- любой стандартный предмет, вещь, которые могут служить средством обмена. Без денег мы вынуждены были бы менять товары непосредственно на другие товары, т. е. осуществлять бартер, который возможен лишь при взаимном совпадении потребностей обоих меняющих. Деньги всегда гарантируют такое двойное совпадение. Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Деньги понижают трансакционные затраты. Постепенная эволюция денежного обмена -- последствия экономизирующего (рационального) поведения людей -- получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.

Преимущества металлических денег

Пик развития металлических денег приходиться на XVI-XVII столетия. Это эпоха ознаменовалась первоначальным накоплением капитала. Исходя из самого названия, можно четко понять их суть. Ценность платежных средств отождествляется с ценностью дорогих металлов. К примеру, серебра, золота или драгоценных камней. Их преимущества очевидны:

  • 1. В истории человечества еще никому не удалось подделать драгоценные металлы.
  • 2. Эмисировать их тоже нельзя, так как их существует только определенное количество в природе, к тому же ценные металлы в дефиците по сравнению с другими металлами (редкость - естественная причина их ценности).
  • 3. Практически неизменна стоимость платежного средства, что бережет деньги от обесценивания, а экономику от инфляции. Металлические деньги сыграли ключевую роль в революционном введении золотомонетного стандарта в международном пространстве. Это был оборот между государствами. Главный источник богатства для меркантилистов - накопление. А главным способом достижения этой цели они считали торговлю. Благодаря металлической теории активно развивались мануфактуры. Происходило активное накопление и развитие потенций торговли. Налаживались международные каналы получения драгоценных металлов. Богатство - это не физический труд, а именно - золото и серебро. Люди всегда охотно меняли свой труд на драгоценный метал. Это получало даже звучание общенациональных масштабов. То есть накопление было не индивидуальным, а общегосударственным (так называемым «богатством нации»). По металлической теории деньги - это тоже товар, но особого рода. Деньги получали определенную функциональную нагрузку - общественную. То есть, деньги превращались во всеобщий эквивалент. А золото и прочие металлы превращались в единственную валюту.

Металлическая теория денег – одна из многочисленных финансовых теорий. Однако, можем выделить несколько базовых направлений в этих теориях:

  1. «Вечный вопрос» о деньгах: как они возникли?
  2. Какова их сущность?
  3. Изменение стоимости денежных средств.
  4. Покупательная возможность и денежный потенциал.

Из политической денежной теории отслоились два русла, а именно – металлическая и номиналистическая. Они кардинально противостоят друг другу:

  1. Металлическая теория гласит - стоимость платежного средства измеряется внутренней стоимостью монеты.
  2. Номиналистическая теория гласит - стоимость платежных средств определяет номиналом монет, а сама по себе монета ничего не стоит (Номиналистическая денежная теория выведена была случайно, когда люди заметили что потертые и поврежденные монеты обращаются в обороте по той же стоимости что и новые).

В средних веках именно металлическая теория денег была самой популярной и востребованной.

Преимущества металлической денежной теории

Пик развития металлической теории приходиться на XVI-XVII столетия. Это эпоха ознаменовалась первоначальным накоплением капитала. Исходя из самого названия, можно четко понять ее суть. Ценность платежных средств отождествляется с ценностью дорогих металлов. К примеру, серебра, золота или драгоценных камней. Их преимущества очевидны:

  1. В истории человечества еще никому не удалось подделать драгоценные металлы.
  2. Эмисировать их тоже нельзя, так как их существует только определенное количество в природе, к тому же ценные металлы в дефиците по сравнению с другими металлами (редкость – естественная причина их ценности).
  3. Практически неизменна стоимость платежного средства, что бережет деньги от обесценивания, а экономику от инфляции.

Согласно с металлической денежной теорией, главная опора была на внешней торговле. Именно по средствам внешней торговли в страну поступали драгоценные металлы.

Металлическая денежная теория активно воплощалась в жизнь

Положительное сальдо торгового баланса страны в те времена достигалось благодаря жестким мерам введенные во внутреннюю экономику:

  1. Максимально ограничивался импорт товаров.
  2. Устанавливались высокие цены на экспортные товары.
  3. Категорически запрещалось вывозить золото и серебро за пределы государства.
  4. Золоту и серебру отождествлялось богатство нации.

Развитие торговли – это был главный приоритет политики средневекового государства. Металлическая теория сыграла ключевую роль в революционном введении золотомонетного стандарта в международном пространстве. Это был оборот между государствами. Кстати, праотцами металлической теории денежных средств считаются английские меркантилисты. Так вот откуда пошло слово «меркантильный» - тот, что все измеряет в монетах или их количестве. Главный источник богатства для меркантилистов – накопление. А главным способом достижения этой цели они считали торговлю. Благодаря металлической теории активно развивались мануфактуры. Происходило активное накопление и развитие потенций торговли. Налаживались международные каналы получения драгоценных металлов. Богатство – это не физический труд, а именно - золото и серебро. Люди всегда охотно меняли свой труд на драгоценный метал. Это получало даже звучание общенациональных масштабов. То есть накопление было не индивидуальным, а общегосударственным (так называемым «богатством нации»). По металлической теории деньги – это тоже товар, но особого рода. Деньги получали определенную функциональную нагрузку – общественную. То есть, деньги превращались во всеобщий эквивалент. А золото и прочие металлы превращались в единственную валюту.

Металлическую денежную теорию разрушают ее недостатки

С появлением бумажных денег можно проследить некоторые ошибки металлической теории денег. Например, неужели только на торговли основывалось благосостояние страны? А как же трудовые ресурсы, ремесла, материальные блага, заработанные путем труда? Металлическую теорию денег подавляли ее недостатки:

  1. Проблема наличия знаков стоимости на всех драгоценных металлах.
  2. Деньги должны развиваться вместе с развитием общества, а не с их накоплением.
  3. Подавлялась материальная сфера производства, которая является во все времена источником всеобщего богатства.
  4. Накопления государственного богатства посредством внешней торговли являлось основным источником наполнения богатства нации.

Так постепенно угасал внутренний рынок экономики, который в развитом самостоятельном государстве должен преобладать по сравнению с внешним рынком. Сторонники этой идеи не допускали замену металлических платежных средств бумажными деньгами. Это считалось просто нецелесообразным процессом. Но в результате накопления экономических проблем появление бумажных денег было неизбежным. Так металлическая теория начала терять свою актуальность.

Периодические возрождения теории металлических денежных средств в истории

Однако, девятнадцатый век ознаменовался возрождением металлической денежной теории. С чем это связывают? Главная причина – введение золотомонетного стандарта. Бумажные деньги с новой актуализацией металлической теории стали лишь средством обмена или получения монетных денег из драгоценных металлов. А по этой закономерности возникла возможность объяснить инфляцию и некоторые денежные реформы. Когда была окончена первая мировая война, то возникла необходимость новой актуализации металлической идеи. Это было связано с невозможностью возобновления золотомонетного стандарта. После тщетных попыток было решено «подогнать» теорию для ввода инновационных форм золотых монет. Следующая актуализация наступила сразу после второй мировой войны. А в 1971 году президент США Ричард Никсон отменил обеспечение доллара золотом, для других валют ввел плавающий курс. В 70-х годах прошлого столетия еще были попытки восстановить золотой стандарт Республиканской партией США. Однако возврат к металлическим деньгам считался нецелесообразным. Причина: многие национальные валюты разных стран должны били существенно завесить от собственных объемов производства золота.

mob_info