Всехсвятское благочиние. Московская церковь св

В этом году исполняется 1701 год со дня кончины св. великомученика Георгия Победоносца – одного из самых чтимых на Руси святых, почитающегося покровителем Москвы. В первопрестольной в его честь было построено множество храмов, задолго до появления изображения святого на московском гербе, – одни пережили черные времена и сохранились до наших дней, другие погибли в годы советской власти.

Святой Георгий родился в Ливанском городе Бейруте (Берите) на побережье Восточного Средиземноморья в конце III века н.э. в аристократической, богатой и благочестивой семье – родители воспитали сына в христианской вере. Юноша поступил на военную службу при императоре Диоклетиане, ревнителе римского язычества и яростного противника христианства: именно при нем начались жесточайшие гонения на исповедников Христа. Император Диоклетиан заметил молодого, сильного и храброго воина, и святой Георгий, зачисленный в императорскую стражу, стал его любимцем.

И вскоре св. Георгий стал очевидцем неправедного суда над христианами, вынесшего им смертный приговор за истинную веру. Тогда воин, понимая, что эта участь ждет и его как христианина, завершил дела земные – освободил своих рабов и роздал имущество бедным – и сам явился к императору Диоклетиану. Перед грозным тираном св. Георгий открыто исповедал христианскую веру и обличил его злодеяния, выступив против императорского приказа о преследовании христиан.

Диоклетиан повелел заточить воина в темницу и жесточайше пытать, и, не добившись от него отречения от Христа, приговорил его к смерти через усечение головы мечом. Святой Георгий был казнен в Никомидии в 303 году – он не дожил до 30 лет. Святые мощи его были упокоены в Палестине, в городе Лидди, в посвященном ему храме, а голова была положена в таком же храме в самом Риме.

И уже после смерти великомученика произошло знаменитое Чудо св. Георгия о змие, которое не только усилило прославление святого, но и определило последующую иконографию его образа, а потом и сам московский Герб, – святого изображают на белом коне с копьем в руках, поражающим змия.

По преданию, на родине святого Георгия, в озере близ города Бейрута, действительно появился какой-то гигантский змей – возможно, крокодил или удав. Он представлял огромную опасность для местных жителей, так как они стали постоянно приносить ему человеческие жертвы по жребию, юношу или девушку, чтобы «задобрить» чудовище и утолить его голод, как в древние языческие времена. И однажды жребий пал на дочь самого правителя – опасность была такой, что даже отец не мог ничего для нее сделать. Девушку отвели на берег озера и привязали к дереву. И когда чудище вылезло из воды, вдруг появился «светлый юноша» на белом коне и ударом копья убил гадину. Так он не только спас девушку и местных жителей от беды и прекратил страшные языческие жертвоприношения, но и обратил все окрестное население в христианскую веру.

Святой Георгий считается покровителем воинства, домашнего скота и защитником от хищников. В его весенний праздник на Руси скотину впервые выгоняли в поле после зимовки. А вот осенний, ноябрьский праздник святого вошел в историю России как знаменитый «Юрьев день», празднуемый 26 ноября по старому стилю. В средневековые времена он был последним оплотом свободы русского крестьянства – именно в этот день раз в году им разрешалось самим переходить от одного помещика к другому, когда в конце ноября устанавливался крепкий санный путь, что давало возможность передвижения. И только при Иване Грозном, в 1581 году, это правило перехода было отменено, чем окончательно до самого 1861 года утвердилось жесточайшее крепостное право. Тогда и появилась известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

В старой, дореволюционной Москве было несколько храмов, освященных во имя св. Георгия. Часть из них уцелели до нашего времени – на Псковской горке в Китай-городе на Варварке, в Замоскворечье, в Лучниках на Лубянке. Лубянская церковь открылась настолько в обезображенном виде, что в середине 1990-х годов, когда этот храм вернули верующим, не верилось, что эти руины вообще можно восстановить. И тогда же, после падения СССР, была выстроена Георгиевская церковь на Поклонной горе, явив собой новое направление в церковной архитектуре.

В центре старой Москвы существовал и целый монастырь, посвященный святому Георгию, – в одноименном переулке между Тверской и Большой Дмитровкой ныне осталась только красивая стена этой обители, а на месте снесенного большевиками монастыря построили типовое здание школы. Много и разрушенных приходских Георгиевских церквей – на Всполье в районе Бронной и Спиридоновки, в Хамовниках и на Красной горке на Моховой. Эта последняя церковь, стоявшая по соседству с главным зданием МГУ на Моховой, была связана с судьбой Московского университета.

Церковь стояла рядом с гостиницей «Националь», на том месте, где сейчас стоит сталинский дом №6. Название местности – Моховая – произошло, по одной из версий историков, от стоявших тут лавок, в которых торговали сухим мхом для конопачения деревянных московских домов. Или же тут просто было болотце, обильно поросшее мхом.

Георгиевская церковь на Моховой была основана, по преданию, самой инокиней Марфой, матерью первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Однако в исторической литературе встречается известие о том, что церковь упоминалась еще в духовной грамоте великого князя Василия Темного, и в 1462 году значилась каменной. Возможно, что древняя церковь сгорела дотла, и инокиня Марфа выстроила на ее месте новую, деревянную. И действительно, подтверждение этой версии находим в летописи при описании пожара в Москве в 1493 году: пожар с Арбата перекинулся на «Неглину к каменной церкви к Егорию святому». А вот уже в 1629 году есть упоминание, что церковь «Георгия Страстотерпца на Горке древяна» сгорела – значит, в то время она действительно была уже деревянной. Возможно, что именно ее и основала или возобновила деревянной на месте каменной инокиня Марфа.

Храм был построен на возвышенности, где по всей вероятности, в древности весной справляли народные праздники на Красную Горку – отсюда и произошло название этой местности на берегу Неглинки. Праздновали весело – с хороводами, играми, гуляниями. По народному поверью считалось, что поженившиеся на Красную Горку будут счастливы всю жизнь. А поскольку праздник этот был весенний, в первое воскресение после Пасхи, то по традиции его отмечали там, где было много тепла и солнца.

Деревянная церковь сгорела в 20-х годах XVII столетия, и прихожане своими силами выстроили на том же месте каменный храм – в 1652-1657 г.г. Затем храм украшали и благоустраивали местные именитые и богатые домовладельцы, жившие в этом привилегированном районе старой Москвы: так, на втором этаже Георгиевского храма князья Барятинские освятили придел во имя св. Архистратига Михаила. В 1817 году именно в нем открылась временно домовая церковь Московского университета, – тогда этот придел был переосвящен во имя св. мученицы Татианы. Московскому университету пришлось перейти под сень святого Георгия, так как его собственная церковь в левом крыле главного здания на Моховой сгорела в пожаре 1812 года.

И именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в декабре 1825 года.

И здесь же, в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве – когда болезнь уже утихла в городе. Сначала преосвященный Дионисий отслужил в храме Литургию, а потом студенты подняли местные иконы и образ св. мученицы Татианы и перенесли их в большую университетскую аудиторию, где был совершен благодарственный молебен и провозглашено многолетие Государю Императору Николаю Павловичу и Августейшему дому. Затем святой водой окропили комнаты студентов, столовую и лекционные аудитории.

Однако богослужения в обычном приходском Георгиевском храме оказались неудобными для большинства университетских прихожан – наверх вела крутая лестница с большими ступенями, и не все пожилые люди могли ее преодолевать, особенно в плохую погоду, а совершать там отпевание было почти невозможно. К тому же второй этаж не отапливался, и нельзя было проводить богослужения в холодное время года – на которое и приходился главный университетский и престольный январский праздник Татьянин день.

Кроме того, помещение придела второго этажа было очень маленьким для проведения многолюдных университетских торжеств – священник Георгиевской церкви, Захарий Яковлев, который стал исполнять обязанности университетского священника служил в большие праздники и во время Великого Поста прямо в главном корпусе Московского университета.

Только в 1832 году император Николай I купил для университета соседнюю усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской, и построенную, возможно, самим Василием Баженовым. (Ныне это – Аудиторный корпус МГУ). И в его левом флигеле в 1837 году открылась новая домовая церковь Московского университета, действующая там и ныне. (подробней см. нашу публикацию от 25 января с.г.)

С того времени Георгиевская церковь опять стала обычной приходской. Только в ранние советские годы история вновь связала ее с судьбой Московского университета, когда его домовая церковь была закрыта большевиками почти сразу после революции. В январе 1920 года в Георгиевском храме тайком служили в Татьянин день, празднуя 165-летний юбилей Московского университета. Да и первые университетские богослужения после закрытия его собственной церкви вновь проводились в Георгиевском храме на Моховой.

Однако революция обрекла этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет просил ВЦИК разрешения снести Георгиевскую церковь и на ее месте построить элитный жилой дом в новом архитектурном стиле. Разрешение было получено, и в 1934 году знаменитый архитектор И.В. Жолтовский построил на Моховой многоэтажный дом, ставший самым первым в Москве образцом архитектуры «сталинского ампира», тихо шедшей на смену революционному конструктивизму. И хотя этот новый стиль так прозвали на метком и остром московском народном языке, действительно, для декоративного оформления здания Жолтовский вновь использовал элементы классической ордерной архитектуры, от которой отказался еще сам теоретик конструктивизма Ле Корбюзье. Иногда вообще писали, что произведение Жолтовского построено в итальянском стиле «Палладио», однако чаще его называли сталинским ампиром и горько иронизировали – «Ам-пир во время чумы».

Не случайным было это выражение – дом явно строился для высокопоставленной партийно-государственной элиты. Известный историк Москвы Сергей Романюк приводит данные о шлифованных деталях, о лепнине на потолке, о паркете без единого сучка, о полированных дверях и о комнате (алькове) для домработницы в каждой квартире этого «высеченного из камня памятника политике партии».

Но так случилось, что и в наше время еще раз судьба Московского университета и его домовой церкви оказалась невидимо связана с памятью старинного Георгиевского храма и самого святого покровителя Москвы. Именно в день праздника святого Георгия, 6 мая 1995 года, на верху Татианинской церкви МГУ на Моховой впервые после Октябрьской революции вновь водрузили большой деревянный крест. Он теперь хорошо виден с Манежной площади.

Старинный православный храм Ладожского благочиния Тихвинской и Лодейнопольской епархии. Образец церковной архитектуры домонгольского периода. Памятник древнерусского зодчества XI-XII веков, расположенный на территории Староладожской крепости.

История создания храма

Более восьми веков устремлен в небо купол Георгиевского собора, самого изящного белокаменного храма, выстроенного, по преданию, в честь победы русичей над шведами и освященного во имя великомученика Георгия Победоносца. Точной даты возведения уникальной христианской святыни история не сохранила, а согласно легендам, построен Георгиевский храм в 1165-1166 годах, в период княжения в Мстислава Великого, сына .

По древней традиции возведение русичами храмов приурочивалось ими к знаменательным военным событиям, одним из которых в начале XII столетия и стала триумфальная победа ладожан и новгородцев над шведами, осадившими . Сведения об этом славном эпизоде доблестного ратного прошлого, красочно описанные древними историографами в первой Новгородской летописи, дошли до наших дней. В 1164 году новгородская дружина под командованием князя Святослава Ростиславича и посадника Захария вместе с защитниками Староладожской крепости наголову разгромили у ее стен мощный шведский флот. С тех пор поле легендарной баталии, возле которого и возвели ладожане церковь Святого Георгия, носит название «Победище».

При возведении компактного небольшого храма, площадь которого всего 72 квадратных метра, а высота - 15 метров, каменных дел мастера использовали известняковые плиты, чередуя их с тонким обожженным кирпичом (плинфой) и скрепляя ряды кладки раствором из гашеной извести и кирпичной крошки. Фасад церкви был покрыт таким же раствором, а внутренняя конструкция стен поддерживалась деревянным каркасом. Благодаря искусству древних зодчих от храма Георгия Победоносца, простого в архитектурном исполнении, веяло основательностью и мощью, которые подчеркивали и шестиугольная форма строения, и его массивность у основания, и три полукруглых выступа, и кокошники, украшенные фигурными зубцами из кирпича, и щелевидные окна (по четыре с южной и северной стороны), и шлемовидный купол со световым барабаном и восемью окнами. Второй ярус храма занимали хоры, на которые вела проложенная в стене узкая каменная лестница. По ней поднимались представители княжеского рода, чтобы присутствовать на богослужениях. Согласно преданиям, в 1240 году перед битвой со шведами именно в Георгиевской церкви молился о победе над врагом князь , позднее прозванный Невским. Спустя время хоры стали не нужны, и вместо них два угловых придела верхнего яруса соединили деревянным настилом.

Судьба Георгиевского храма неразрывно связана с историей крепости, внутри стен которой он был возведен. Шведы предпринимали неоднократные попытки захватить северный форпост, и в 1313 году им это удалось. Тогда они полностью разрушили цитадель, пострадала и Георгиевская церковь. Но уже через пять лет вновь были выстроены высокие неприступные стены, охватившие кольцом и храм Георгия Победоносца.

Строительство каменных зданий на Руси постепенно вытеснило деревянное зодчество. Способствовала этому не только лучшая оборонительная функция строений из камня, но и частые пожары, полностью разрушающие деревянные постройки. В начале XV века один из таких пожаров сильно повредил Георгиевскую церковь, и в 1445 году стараниями архиепископа Новгородского Евфимия II, радеющего о восстановлении православных святынь, церковь была не только наново оштукатурена и обновлен ее интерьер, но и стала главным храмом основанного им Георгиевского монастыря. Обитель имела и другое название - Ладожский застенный монастырь, из-за своего выгодного расположения под надежной защитой стен Староладожской крепости.

К середине XVII столетия церковь Святого Георгия стала соборным храмом Ладоги. Сохранились датируемые 1646 годом письменные свидетельства о постройке с юго-западной стороны от Георгиевской церкви деревянного . В летние месяцы богослужения проводились в Георгиевском храме, в зимнее время - в более теплой Дмитриевской церкви.

К 1678 году Георгиевский монастырь владел всего двумя крестьянскими дворами, и в начале XVIII века он перестал существовать. Последнее письменное упоминание о монастыре датируется 1722-1723 годами, хотя уже тогда иночествующих в нем не было, и в 1744 году церковь Святого Георгия стала обычным приходским храмом.

За века своего существования церковь Святого Георгия неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, что к началу XX столетия почти полностью исказило ее первоначальный внешний облик и внутреннее убранство. Большинство древних фресок было сбито со стен, и они оказались под вновь настеленным полом. Другая часть фресок скрылась за наслоениями штукатурки. Только росписи барабана оказались нетронутыми благодаря хорошо сохранившемуся слою краски. В 1584-1586 годах в ходе ремонтных работ над западным фасадом храма появилась небольшая звонница, а барабанный купол заменили конусообразным. В 1683-1684 годах храм был капитально отремонтирован: заложены четыре окна, растесаны оконные проемы в северной и южной стенах. В связи с повышением грунта вокруг церкви был на один метр поднят пол, из-за чего появилась необходимость повысить порталы. Стены укрепили дубовыми конструкциями, заведя их в толщу стен, и для большей прочности к западной стене храма примкнул притвор с двумя приделами, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.

В конце XIX века русский архитектор и реставратор Владимир Васильевич Суслов, исследуя русский Север и древнее зодчество в многочисленных экспедициях, внес предложение о комплексной научно-исследовательской реставрации Георгиевской церкви. На выделенные государством субсидии в 1902 году были проведены восстановительные работы: снаружи церковь оштукатурили цементным раствором, деревянные оконные рамы заменили металлическими, покрыли железными листами кровлю, установили цементный карниз. Внутренние работы коснулись только хоров - их отремонтировали, и пола - его покрыли метлахской плиткой на цементном растворе.

К сожалению, использование цемента при реставрационных работах оказалось слишком губительным для уникального памятника. Через несколько лет цементная штукатурка отслоилась, особенно пострадал цоколь здания. Внутри храма появилась повышенная сырость, отчего в углах поселилась плесень, а на фресках выступили кристаллы соли.

Следующая комплексная реставрация Георгиевского храма началась в 1925 году. Ее проводили специалисты архитектурно-реставрационных мастерских . Благодаря их усилиям храм освободился от более поздних наслоений и пристроек. В 1927-1928 годах и частично в 1933 году реставраторы из обновили фрески. К сожалению, из-за проводимой советским правительством антирелигиозной кампании все реставрационные мастерские были закрыты, а специалисты по восстановлению древних памятников уволены. Но проведенные ими ремонтные работы еще на несколько десятилетий дали большой запас прочности древним стенам Георгиевской церкви.

Бурное лихолетье Великой Отечественной войны не затронуло православную святыню, и уже в начале 1950-х годов группа архитекторов из Ленинграда начала восстановительные работы старинного храма, продлившиеся до начала 1960-х годов. Специалисты понизили грунт вокруг храма, соответственно вернув в первоначальное положение уровень пола; восстановили дверные проемы, раскрыли все заложенные окна, очистили кладку стен, заменили покрытие кровли и наново оштукатурили храм.

Масштабные исследовательские, научно-изыскательные и практические работы начались в конце 1970-х годов и продолжались без малого двадцать лет. Большая часть работ была завершена в 1996 году и церковь Святого Георгия Победоносца приняла тот облик, который изначально дали ей древние зодчие в далеком XII столетии. Участки фресковой настенной живописи были освобождены из-под наслоений и приведены в первоначальный вид.

Фресковая живопись храма

Храм Святого Георгия - один из немногих старинных русских храмов, в котором в неизменном виде дошла до наших дней уникальная фресковая живопись домонгольского периода, ставшая памятником мировой культуры. На южной стене храма изображены святые-великомученики - св. Ефстафий Плакида, св. Савва Стратилат и, предположительно, св. Дмитрий Солунский. В алтарном выступе жертвенника находились фрески богородичного цикла. Из четырех картин сохранилась всего одна - «Жертвоприношение Иоакима и Анны», изображающая родителей Богородицы, принесших в храм двух агнцев в благодарность за рождение дочери. В выступе диаконника находится самая известная в мире композиция «Чудо Георгия о змие», считающаяся самым первым изображением святого Георгия на коне, совершившим чудо. Две другие картины из этого цикла, к сожалению, полностью утеряны. Самая большая фреска - лик святого Николая Чудотворца, окруженный уникальной рамкой из росписей, стилизованных под мрамор. В простенках барабана находятся изображения пророков, фигуры которых окантованы декоративными арками с орнаментом в виде стеблей, листьев и цветов, а под куполом - 32-х фигурная композиция «Вознесение Господне», хорошо сохранившаяся до нашего времени.

Особый колорит внутреннему убранству храма придает декоративное оформление всех сцен и изображений святых. Разнообразные плетеночные орнаменты, декоративные арочки, панели полилитии гармонично вписываются в общий неповторимый облик, созданный древними новгородскими живописцами.

Среди островерхих башен и златоглавых куполов церквей Староладожской крепости стоит небольшой, но удивительно притягательный для ценителей старины храм Святого Георгия - возрожденная христианская святыня, уникальное творение древних зодчих.


(араб. كنيسة غيرغييف المقدسة;англ. Church of St. George)

Часы работы: ежедневно с 08.00 до 17.00.

Как добраться: добираться до Коптского квартала, или так называемого Старого города лучше всего на метро. Станция Мar Girgis находится, непосредственно, в христианском квартале Каира . При выходе из метро напротив остатки римской крепости Вавилон Египетский, а слева вход в церковь Аль Муалляка , чуть левее греческий собор Святого Георгия, ещё левее проход в сам старый квартал и к коптским церквям Святой Варвары и Святого Сергия.

Церковь Святого Георгия – христианский комплекс Александрийской православной церкви в Коптском Каире (часть Старого Каира), ведёт свою историю с VII века.

Церковь Святого Георгия расположена в районе двух, женского и мужского, монастырей Святого Георгия. Женский монастырь ныне действующий, а на территории мужского монастыря находится личная резиденция Александрийского Патриарха. А на месте грота, где пряталась Дева Мария с мужем Иосифом и младенцем Христом, по легенде, построена часовня Церкви Святого Георгия.

Построена Церковь Святого Георгия в Каире в 530 году, но, в начале ХХ-го века она, почти, полностью сгорела, но, была полностью восстановлена по прежнему облику. Во время пожара сгорело множество икон и внутреннего убранства церкви, но икона самого Святого Георгия Победоносца совершенно не пострадала.


В Египте Георгий – один из самых почитаемых святых. Святой Георгий родился в 280 году в Палестине и был офицером римской армии. Он прославился своим героизмом во время войны с персами. Легенда гласит, что в Бейруте Георгий силой своей веры победил непобедимого доселе дракона и спас от неминуемой гибели прекрасную принцессу. Он был казнён в 303 году при императоре Диоклетиане.


Церковь Святого Георгия является единственным круглым храмом Египта. Здание церкви построено в византийском стиле, на шести колоннах. Такая планировка была выбрана только из практических соображений – святыня построена на фундаменте римской круглой башни.
Внутри тёмное помещение с тяжелым запахом ладана пронизывают солнечные лучи, окрашенные в радужные цвета витражами.


На наружной кирпичной кладке можно увидеть барельеф Святого Георгия, убивающего дракона. Внутри церковь украшена древними аскетическими изображениями святого Георгия и событий его похода в защиту христианства.


Ныне внутри церкви, слева от входа, стоит павильон, а в нем – икона Святого Георгия в серебряном окладе со стеклянной крышкой. С первой площадки лестницы, ведущей в церковь, можно пройти правой стороной к маленькой часовне. Это своего рода музей Святого Георгия. Там есть железный ошейник на цепи, на котором его держали перед казнью.


Одна из традиций церкви – почитание цепей. Западные христиане в V веке ввели культ цепей в базилике Святого Петра. В Египте с XVII века верили, что цепи Святого Георгия обладают чудодейственной силой лечить одержимых демонами.


Чудо-цепи, длиной около 4 метров, закреплены на южной стене храма. Чтобы снискать благословение и исключительную благодать цепь застёгивали на шее и обматывали вокруг тела, целуя цепь и вознося молитвы Святому Георгию.


В церкви есть ещё несколько интересных диковинок, например, древний ниломер, который представляет собой восьмигранное отверстие в полу, покрытое толстым стеклом.


В апреле 2010 года, во время визита Патриарха Московского в Каир , в церкви Святого Георгия была проведена совместная служба Патриархом Александрийским и всей Африки и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Туры в Египет спецпредложения дня

Стоит церковь святого великомученика Георгия. Поставлена она на склоне холма, в самом конце Варварки. Зовут её по местоположению “что на Псковской горке”. В разное время храм звался по-разному: «что подле Варварского крестца» или “что на Варварской улице” – в старину рядом с церковью к Варварке выходили аж четыре переулка. В 1674 её упоминали, как та, “что на пяти улицах”, а в 1677 году определяли как “что на пяти улицах Трегубова”.

Название храма Георгия Победоносца в Москве

«На Варварском крестце у тюрем», иногда просто “у тюрем” или “у Старых тюрем” храм звался благодаря довольно обширному (29 х 23 сажени) Государеву тюремному двору, что находился на восточной стороне улицы между Кривым переулком и стеной Китай-города. Название – «что у Псковской горы» появилось в связи с упразднением вольности Пскова в начале XVI века (1510 год) и переселением псковских “лучших людей” в Москву, в Зарядье. С начала XVIII века храм стал именоваться «во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия». И даже часть Варварки перед церковью называлась Покровской улицей, а Варварские ворота Китай-города – Покровскими.

Церковь святого Георгия на Псковской горке – характерный старо-московский храм.

Характерные черты храма Георгия Победоносца

Церкви Москвы очень часто стоят на фундаментах более древних каменных или деревянных церквей. Их ядром нередко служит древний четверик, постепенно обраставший разновременными пристройками: приделами, трапезной и колокольней. Приделы были нужны, чтобы проводить не одну, а несколько служб в день на разных престолах. Многочисленные приделы, кроме того, повышали статус церкви. Если же в приделе помещали особо чтимую святыню, то и саму церковь начинали звать по этому приделу. Самый известный случай связан с , что на рву, который называют не иначе, как Позже, в XVIII- XIX веках, ко многим церквям пристраивали многоярусные колокольни. Часто случалось, что выглядели они чужеродными по отношению ко всему комплексу храма.

Высокие подклеты (цоколи) использовали для хозяйственных нужд, не только церковных, но и светских. Горожане и купцы с удовольствием нанимали подклеты храмов для сохранения товаров и прочего добра от пожаров, бедствий, да и от воров.

Рассмотрим подробнее характерные черты и особенностям храма Покрова Божией Матери на Варварке, как она названа в книге “Сорок сороков” П.Паламарчука.

Как обычно, храм стоит на древнем каменном основании. О предыдущем храме упоминается в духовной грамоте Великого князя Василия Васильевича II Тёмного. Владение, на котором стоял храм принадлежало его тёще, Марии Фёдоровне Голтяевой. Мать жены Великого Князя была прямой потомицей и наследницей Андрея Кобылы, от которого ведут свой род бояре Романовы. Видимо, не случайно по соседству с церковью Георгия Победоносца находятся палаты бояр Романовых. От старой церкви сохранилось каменное основание – подклет.

Любопытно, что древний фундамент трапезной устроен так же, как и фундамент Кремлёвской стены со стороны Александровского сада. Ранее там протекала река Неглинка. Через неровности на её берегах были перекинуты арочки на столбах и уже на них поставлена стена. Из-за того, что Георгий на Псковской горке расположен на крутом берегу Москвы-реки, его подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.

Храм Георгия Победоносца. Краткая история

Вот краткая хронология строительства храма:
Ныне существующая кирпичная приходская церковь построена в 1657 году после пожара 1639 гора на фундаменте древнего храма. Она неоднократно перестраивалась.
В Отечественную войну 1812 года храм сильно пострадал. Восстановительные работы завершили к 1816 году.
В 1819 году на средства московского купца, прихожанина храма П.Ф.Соловьёва построили новую колокольню. Колокольня носит черты псевдоготики с заострёнными арками первого яруса. Верхний ярус колокольни имеет более чистые ампирные черты.

Одновременно, в 1819 году, расписали главный храм, устроили новый деревянный трёхъярусный иконостас.
К 1827 году завершили возведение трапезной и перестройку Георгиевского придела. Заключительным этапом строительный работ стали последняя перестройка в 1838 году северного Георгиевского придела и сооружение нового, южного, во имя святого Петра Митрополита Московского на средства вдовы М.Н.Соловьёвой. При этом главный храм соединили с колокольней и северным приделом каменной застеклённой галереей.
В 1856 году стены и купол расписал художник Рогожкин.

Закрыли храм в 1920 году. В советское время церковь долго стояла заброшенной. На крыше храма даже выросло дерево в руку толщиной. В 1965 году храм немного подлатали, но колокольня стояла без крестов и на нём рос куст с человеческий рост. Помещение храма использовали под склад. В 1979 году храм передали ВООПИиК – Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры для проведения выставок. В 1980 году здесь проходила выставка “Русский самовар”. Вернули церковь верующим в 1991 году, а богослужения возобновились в 2005 году.

В 2015 году храм реставрировали и изменили внешний вид.

Храм Георгия Победоносца. Святыни

Когда в храме возобновились регулярные службы, сюда передали икону-мученицу Божией Матери Казанская. На ней остались следы многочисленных пробоин. Этот образ стал символом страданий, выпавших на долю Русской православной церкви в ХХ веке. Эту икону показывали на выставке в Храме Спасителя, в Вашингтоне, в Вене. Отмечен образ многочисленными случаями благодатной помощи Матери Божией по молитвам перед этим святым образом.

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

Не случайно и посвящение храма святому Георгию Победоносцу. На Руси этот святой считался покровителем не только воинов, но домашней скотины. Георгий – греческое имя и означает оно – земледелец. Парадоксально, что святой Егорий также считается заступником … волков. Святому молились о сохранности домашних животных, но если волк утаскивал овцу в лес, то это расценивалось как дар Святому Георгию.
Другое имя Георгия - Юрий. Оно весьма созвучно имени славянского бога Солнца - Ярило. Культ поклонения святому Георгию берёт своё начало в почитании небесного светила, которое приходит весной, а уходит осенью. На Руси празднуют два Егория – вешнего, 6 мая и осеннего, 9 декабря. Об этом в народе есть пословица: “Один Егорий голодный, другой Егорий холодный”. То есть с весенним Егорием полевые работы начинались, а завершались поздней осенью, к осеннему Георгию.

В стародавние времена на осеннего Егория крестьянам разрешалось переходить от одного барина к другому. Царь Фёдор Иоаннович своим указом закрепил крепостное право, отменив “Юрьев день”, т.е. возможность крепостному поменять помещика. И хотя поговорку “вот тебе, бабушка, и Юрьев день” сейчас почти не употребляют в речи, но означает она крушение надежд, ожиданий – хотели перейти к другому землевладельцу, а не вышло, “вот тебе, бабушка, и Юрьев день”.

Храм святого Георгия на Псковской горке открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.
Во второй половине дня в солнечную погоду купола церкви ярко горят отражёнными солнечными лучами.

В двух шагах от храма Георгия, в Ипатьевском переулке, расположен один из самых красивых храмов Москвы с очень интересной историей, это . В стиле русского узорочья возведена
.

Источники
С.К.Романюк “Москва. Китай-город”, Москва, АНО ИЦ “Москвоведение”, ОАО “Московские учебники”, 2007
“Сорок сороков”, составитель П.Паламарчук, Москва, АО “Книга и бизнес”, АО “Кром”, 1994
“Храм Георгия Победоносца на Псковской горке” – брошюра Русской Православной церкви.
Сайт “Прогулки по Москве” http://liveinmsk.ru/places/a-71.html

mob_info