Праведные женщины (4).

Асия

Она была женой Фараона, правителя Египта, который называл себя богом. Посмотрите на Могущество Аллаха: муж был шайтаном, а жена была настолько праведна, что в Коране мы читаем ей похвалы, а наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил о ней так: «Многие мужчины достигли степеней совершенства. Однако не достигла степеней совершенства ни одна женщина, кроме Марьям и Асии. Именно Асия спасла Мусу от тирана – Фараона».

Как упоминалось в истории о сестре Мусы, мир ему, Асия уверовала в Мусу, мир ему, как пророка. Она полюбила его еще в то время, когда он был ребенком. Когда Муса, мир ему, получил пророческую миссию, Фараон не уверовал. Но Асия уверовала, что Муса, мир ему, – истинный пророк. Когда Фараон услышал об этом, то обошелся с ней крайне сурово, подвергнув ее множеству наказаний. Однако она не отреклась от своей веры и покинула этот мир верующей.

Урок:

Посмотрите, как крепок был ее иман. Несмотря на то что ее неверующий муж подверг ее ужасным мучениям, она не сдалась. Сейчас, когда человека постигают небольшие трудности, он уже произносит слова неверия, аузубиЛлях. О женщины! Вера (иман) – это великий дар. Вне зависимости от того, насколько тяжелы испытания, никогда не делайте ничего, что бы противоречило религии. Если муж делает что-то, что противоречит Исламу, не поддерживайте его и не составляйте ему компанию. В те времена брак с неверующим (кяфиром) был действителен. Но в нашем Шариате правила другие: если муж – неверующий, брак не действителен. А если он становится неверующим после свадьбы, то брак аннулируется.

Служанка дочери Фараона

В книге «Равдат ас-Сафа» упоминается, что у дочери Фараона была служанка, которая прислуживала ей, расчесывала ей волосы и тому подобное. Она уверовала в то, что Муса, мир ему, – пророк, но боялась Фараона и поэтому никак не проявляла свою веру. Однажды, когда она расчесывала волосы дочери Фараона, расческа выпала из ее руки. Когда она наклонилась, чтобы поднять ее, то произнесла: «БисмиЛлях (во имя Аллаха)». Дочь Фараона спросила: «Что ты сейчас сказала? Во имя кого?» Служанка ответила: «Во имя Того, Кто создал твоего отца и дал ему царство». Дочь Фараона удивилась и спросила: «Разве есть кто-то, более великий, чем мой отец?» С этими словами она побежала к отцу и рассказала ему, что произошло. Фараон очень разозлился, позвал эту служанку и стал ей угрожать. Но та, не колеблясь, сказала: «Делай, что хочешь, я не отрекусь от своей веры». Ей вбили в руки и ноги гвозди и положили на ее тело горячие угли. Но она не отреклась от веры. Тогда ее ребенка схватили и бросили в огонь. Из пламени ребенок сказал: «Мама! Будь терпелива и не отрекайся от своей веры». И она сохранила иман. Ее, как и ее ребенка, бросили в огонь. В суре «Аль-Бурудж» упоминается ров, и истории об этом рве рассказывается похожий случай с матерью и ребенком.

Урок:

Обратите внимание, какой твердой была ее вера. О женщины! Иман – это огромное благо. Не допускайте, чтобы из-за ваших страстей, желаний или трудностей в вашей вере и религиозности появились недостатки и изъяны. Не совершайте ничего, что бы противоречило повелениям Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.

Старая женщина среди последователей Мусы, мир ему

Когда Фараон стал преследовать бану Исраиль в Египте, притесняя их, заставляя тяжело работать и побивая их, Аллах велел Мусе, мир ему, покинуть ночью Египет вместе с бану Исраиль, чтобы спастись от Фараона. И тогда Муса, мир ему, вышел в путь с бану Исраиль. Когда они добрались до Нила, то заблудились. Никто не знал, куда идти. Муса, мир ему, поразился этому и воскликнул: «Кто знает эту местность, пусть выйдет вперед и укажет нам дорогу». Тогда вперед вышла старая женщина и сказала: «Когда Юсуф был при смерти, он завещал своим братьям и племянникам, что, если потребуется покинуть Египет, нужно взять с собою его гроб с телом, куда бы вы ни направились. Пока вы не возьмете с собой гроб, не сможете найти дорогу». Муса, мир ему, спросил, где находится этот гроб. И снова никто не знал ответа, кроме этой старой женщины. Когда он спросил ее, она сказала: «Я не покажу тебе, где он, пока ты не пообещаешь мне одну вещь». Он спросил: «Какую?» Она ответила: «Ты должен пообещать, что я умру верующей и буду с тобой в Раю». Муса, мир ему, поднял руки и произнес: «О Аллах! То, о чем она просит, – не в моей власти». Ему было велено: «Дай ей обещание, Я выполню его». Тогда он пообещал ее это, и она показала ему, где найти гроб: он был похоронен в центре реки. Когда гроб вытащили, они тут же нашли дорогу.

Урок:

Посмотрите, как праведна была эта женщина: она не просила о богатствах этого мира, но обеспечила себе счастье в вечной жизни. О женщины! Откажитесь от своего стремления к мирскому. Вы и так получите в этом мире то, что вам предписано. Обратитесь к своей религии.

Сестра мальчика Хайсура

В истории о Мусе и Хидре, мир им обоим, упоминается, что последний убил маленького мальчика, исполняя повеление Аллаха. Муса, мир ему, встревожился и спросил: «Что этот невинный ребенок сделал такого, что ты убил его?» Хидр, мир ему, ответил: «Если бы этот мальчик вырос, он бы стал неверующим. Его родители были мусульманами. Могло так случиться, что они тоже собьются из любви к нему. Поэтому было лучше убить его. Вместо этого мальчика Аллах даст этим родителям дочку, которая будет чиста от всякого зла и принесет больше пользы родителям». В других книгах написано, что так все и случилось. Их дочка вышла замуж за пророка, и среди их потомков было еще семьдесят пророков. Убитого мальчика звали Хайсур, а мы рассказываем про его сестру.

Урок:

Когда Аллах восхваляет женщину, говоря, что она чиста от всякого зла и принесет много пользы родителям, какой же великой должна быть эта женщина! Какой прекрасный и благородный подвиг – быть чистой от всего зла и принести своим родителям благо и мир. О женщины! Старайтесь быть такими же.

Мать мальчика Хайсура

Хайсур – это мальчик, о котором рассказано выше. Вы читали, что в Коране говорится, что его родители – верующие (мусульмане). Человек, которого Аллах называет верующим, не может быть просто обычным верующим с не очень крепким иманом. Очевидно, что вера этого человека очень крепка. Поэтому мы можем сделать вывод, что мать Хайсура была очень праведной женщиной.

Урок:

Взгляните: крепкая вера – это настолько величественная вещь, что Аллах восхваляет людей с этим качеством. О женщины! Будьте крепки в вере. Этого можно добиться, только выполняя повеления Аллаха и отстраняясь от грехов.

Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

Известно, что между мужчиной и женщиной есть вполне естественные физические и психологические различия, которые влияют на их роль, социальные и другие обязанности. Поэтому супруги должны соблюдать и уважать права друг друга, которыми их наделил Всевышний Аллах.

Находятся люди, которые видят в исламском браке ущемление интересов и прав женщин, порой даже обвиняют в нарушении свободы. При знакомстве с правами и обязанностями супругов видно, что это не соответствует действительности. Ведь согласно Шариату, жёны имеют столько же прав, сколько и обязанностей.

Праведные супруги рассматриваются в Исламе как один из факторов наслаждения друг другом в этой жизни и как величайшая Милость, которую Аллах оказывает мужчине и женщине, так как они находят друг в друге успокоение от жизненных бедствий и страданий. Кроме того, они дарят друг другу отдых, утешение и наслаждение, с которым ни одно другое мирское наслаждение сравниться не может. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мир этот даётся во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в этом мире, является праведная жена» (Муслим). А на вопрос, какая жена является наилучшей, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на неё; повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь; и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества » (Ахмад).

Обязанности жены

Праведная женщина должна, во-первых, соблюдать предписания Аллаха, а во-вторых, быть послушной и выполнять все обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:

1. Прежде всего мусульманка должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников. Пророк (мир ему и благословение) отметил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому, то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо её обязанность перед мужем велика (аль-Бухари и Муслим).

2. Жена должна быть готовой в любое время удовлетворить его физиологические потребности, за исключением дней менструального цикла и послеродового очищения или же болезни. Жене не дозволяется отказывать мужу в исполнении своих обязанностей в постели. Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, то ангелы будут проклинать её до утра, потому что он злится на неё » (аль-Бухари и Муслим).

Эта обязанность жены является самой важной, потому что в основном именно она предопределяет счастье супругов. Несоблюдение женой супружеских обязанностей и игнорирование прав мужа на сближение часто служит причиной развода и разлада в семье. Поэтому она должна стараться быть привлекательной и желанной, отзывчивой и активной.

3. Супруге не дозволяется соблюдать пост-сунну (пост в месяц Рамадан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не сможет наслаждаться ею, когда она постится. По этому поводу Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения » (аль-Бухари).

В хадисе также сказано, что если жена будет соблюдать пост-сунну без согласия мужа, то её пост не будет принят, он будет напрасен.

4. Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит за неё вознаграждение, а муж – за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение » (аль-Бухари).

В то же время жене разрешается давать что-либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.

5. Без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж не должен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать родственников, если нет опасности попадания в запретное или же если он не сомневается в этом. На муже лежит ответственность за семью, поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему. Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено Шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без его разрешения.

В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого заболел её отец. Она направила послание Пророку (мир ему и благословение) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (мир ему и благословение) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи её отцу».

6. Жена должна быть неприхотливой и довольствоваться тем, что Аллах даровал супругу. Она не должна проявлять отвращение к нему, гневаться на трудное положение, а, наоборот, должна выражать благосклонность дарованным ему Аллахом, быть экономной и помогать мужу в добыче средств к существованию, предостерегать его от запретных путей заработка. В прошлом жёны, провожая своих мужей на поиски средств существования, просили их приносить домой только честно заработанное, говоря, что им будет легче терпеть голод и нищету, нежели мучения Ада.

7. Она должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, несоответствующую Шариату. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа » (Ахмад, ат-Тирмизи).

8. Ей запрещено самой самостоятельно знакомиться с друзьями своего мужа, представляться им, оставаться с чужим мужчиной наедине, а также принимать кого-либо в доме мужа в его отсутствие.

9. Нельзя проявлять высокомерие перед другими из-за красоты супруга или хвастаться богатством мужа. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, спорить, причинять боль или мучение и т.п. Жена должна проявлять к нему высокое уважение и отдавать ему должное как главе семьи. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда женщина причиняет мучения своему мужу в этой жизни, гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «О женщина. Не мучай его. Да уничтожит тебя Аллах, ведь он же твой гость. Может быть, он скоро простится с тобой и придёт к нам» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

10. После того, как жена совершит что-либо, что вызовёт гнев мужа, она должна поторопиться сделать всё, чтобы он простил её. Ибн Хиббани, Ибн Маджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы, и её хорошие деяния не поднимаются на небеса. Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные Шариатом желания мужа, то за это ей не будет греха».

11. Жена должна заботиться о детях, занимаясь их воспитанием, быть нежной и сострадательной к ним. Шариатом категорически запрещается проклинать детей.

12. Супруге необходимо быть покорной мужу, кроме того случая, когда он заставляет делать что-либо запрещённое Шариатом. В хадисе, переданном Ибн Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пять намазов в день, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет своё тело от постороннего мужчины, покорна своему мужу, она войдёт в Рай своего Господа ».

Таким образом, жене следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для неё Раем и Адом. Наш Пророк (мир ему и благословение) указал на то, что жена получает большое вознаграждение за это, и сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдёт в Рай » (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Если Коран и Сунна предписывают жене быть доброй, то мужу также предписано относиться к своей жене как можно лучше и мягче, быть с нею как можно добрее и справедливее, так как он полностью несёт ответственность за свою семью. Об этом сказано в хадисе: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству » (аль-Бухари и Муслим).

Перевод с арабского Абдуллах И. Э.

Редактор перевода Кулиев Э. Р.

“Как стать праведной женой” - Баку, “Нурлар”, 2001, 32 стр.

В книге описываются взаимоотношения между супругами в мусульманской семье и нравственный облик верующей женщины, которая, будучи идеальной женой, способствует формированию здоровой семьи и благополучного общества. Предназначена для широкого круга читателей и представляет особый интерес для правоверных мусульманок.


Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Предисловие

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и просим о помощи и прощении. Мы прибегаем к Аллаху от дурных наваждений наших душ и грешных дел. Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет с этого пути Аллах. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Посланник.

Эта брошюра является обращением к каждой женщине, которая возлагает надежды на Аллаха и будущую жизнь. В этой брошюре описаны черты, которые должны быть присущи праведной жене, взятые из священного Корана и Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также высказываний ранних мусульман, да будет доволен ими Аллах, и некоторых мусульманских богословов. Мусульманки должны перенять эти качества и поступать в соответствии с этими наставлениями. Всевышний сказал: « Для верующего мужчины или женщины нет выбора в каком-либо деле, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А тот, кто ослушается Аллаха и Его Посланника, пребывает в явном заблуждении ».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Все мои последователи войдут в рай, кроме тех, которые отказались». Люди спросили: «О Посланник Аллаха! А кто может отказаться?» Он сказал: «Кто повинуется мне, тот войдет в рай, а кто ослушается меня, тот отказывается».

Я прошу Аллаха сделать этот труд полезным для меня и всех остальных мусульман и сделать его искренним перед Его благородным ликом. Я также прошу сохранить его на тот день, когда богатство и дети не принесут пользу никому, кроме тех, кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем. И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Главенство мужчины над женщиной

«Мужчины являются попечителями женщин, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества».

Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Попечительство мужчины проявляется в том, что он является господином и повелителем женщины и воспитывает ее тогда, когда ее характер начинает искривляться».

Это подтверждается следующими словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если бы я мог приказать поклониться кому-то помимо Аллаха, то приказал бы женщине поклониться своему мужу. Клянусь Тем, в чьей длани находится душа Мухаммада! Женщина не исполнит своих обязанностей перед своим Господом, пока полностью не исполнит своих обязанностей перед мужем. Она не должна отказывать ему, даже если она будет при родах».

Всевышний Аллах сказал: «Добродетельные женщины преданы [Аллаху и своим мужьям] и хранят в отсутствие своих мужей то, что Аллах велел сберечь».

Имам Ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах, истолковал этот аят следующим образом: «Добродетельной женщиной считается та, которая всегда подчиняется своему мужу. После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха, для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем».

Современные женщины должны обратить внимание на эти наставления. В еще большей степени это относится к тем женщинам, которые преступают границы дозволенного, ведут себя, как мужчины, и пытаются руководить своими мужьями. Такие женщины делают все, что им угодно. Они ведут беспорядочный образ жизни и называют себя борцами за свободы и права женщин. Но в действительности они являются женщинами, которые отдают предпочтение мирской жизни перед жизнью будущей.

Сестра моя! Будь осторожна и не сбейся с пути. Не иди по стопам таких женщин, поскольку тебя ожидает день, от ужаса которого поседеют даже дети.

Естественные особенности, предоставляющие мужу преимущества перед женщиной

Всевышний Аллах заложил в мужчинах и женщина врожденные качества, которые обеспечивают мужчинам определенное главенство над женщинами.

Праведная жена - лучшее из мирских благ

В сборнике достоверных хадисов имама Муслима сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мирские блага - это временное удовольствие, лучшим из которых является праведная жена».

В сборниках аль-Бухари и Муслима также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На женщине женятся из-за четырех качеств: имущества, родословия, красоты или набожности. Добейся той, которая является набожной, или же твои руки покроются пылью».

Передают также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Счастье заключается в четырех вещах: праведной жене, обширном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также заключается в четырех вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище».

Сунна переполнена подобными сообщениями, из которых становится ясна важность выбора праведной супруги. Это также означает, что мусульманка должна обладать благородными качествами для того, чтобы оказаться в числе тех, кем доволен Аллах. Сестра-мусульманка! Вот качества благородной жены в том виде, в котором они упоминаются в Писании Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также высказываниях наших праведных предков, да будет доволен ими всевышний Аллах. Постарайся запомнить эти качества и воспитай их в себе. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знания приобретаются только посредством изучения, а благоразумие обретается посредством терпения. Кто старается приобрести что-то, тот получит это».

Качества праведной жены

Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Добродетельные женщины преданы [Аллаху и своим мужьям] и хранят в отсутствие своих мужей то, что Аллах велел сберечь».

Ибн Касир в толковании этого аята сказал: «Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи считали, что речь здесь идет о женщинах, которые покорны своим мужьям. Ас-Судди и другие толкователи считали, что далее речь идет о женщинах, которые оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие».

Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в рай через те врата, через которые пожелаешь!”»

Передают также, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваши жены будут одними из обитателей рая, если они являются любящими, часто рожают и ухаживают за своими мужьями. А если такая жена увидит мужа сердитым, то положит свою руку на его руку и скажет: “Я не сомкну глаз, пока ты не будешь доволен”».

В сборнике хадисов имама ан-Насаи также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Какая жена является наилучшей?» Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, которая повинуется ему, когда он повелевает ей, и которая не поступает и не расходует свое имущество так, как ему не нравится».

Сестра-мусульманка! Проверь, есть ли в тебе такие черты, и если нет, то постарайся приобрести их для того, чтобы снискать благоволение Аллаха. Сделай это ради себя, своего мужа и своих детей, для спокойной и счастливой жизни на земле и после смерти.

Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил у некой женщины: «Имеешь ли ты мужа?» Она ответила: «Да». Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: «Он злится только на то, что я не умею делать что-либо». Тогда он сказал: «Будь повнимательней к нему, поскольку он - твой ад и рай».

Из всего сказанного можно прийти к выводу о том, что праведная жена должна быть (1) набожной, т.е. совершать благодеяния и выполнять свои обязанности перед Господом; (2) послушной своему мужу в том, чего не запретил всевышний и всеблагой Аллах; (3) оберегающей собственную честь, особенно, в отсутствие мужа; (4) бережливой к имуществу своего мужа и своих детей; (5) стремящейся к тому, чтобы муж всегда видел ее только красивой, нарядной и улыбающейся; (6) старающейся добиться расположения мужа, когда он сердится на нее, поскольку муж является для жены раем и адом; (7) не противящейся мужу тогда, когда он пожелает ее. Если женщина будет выполнять эти предписания, то рай обещан ей устами самого Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Вот почему в хадисе говорится: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в рай через те врата, через которые пожелаешь!”»

Прекрасная жена

(по книге “Табаи‘ ан-Ниса”

Ибн ‘Абд Раббиха аль-Андалуси)

Хейсам ибн ‘Ади ат-Таи рассказывал, что Муджахид рассказывал со слов аш-Ша‘би, что однажды Шурейх сказал ему: «О Ша‘би! Тебе следует жениться на женщине из племени Тамим. Они очень умные». Он спросил: «В чем же проявляется их ум?» Шурейх сказал: «Однажды я возвращался с похорон днем и проходил мимо их поселений. Там я встретил старушку, стоявшую около двери. Рядом с ней стояла девушка, самая красивая из всех, что я видел за свою жизнь. Я подошел и попросил попить, хотя мне вовсе не хотелось пить. “Чего ты хочешь выпить?” - спросила старушка. Я ответил: “Чего-нибудь”. Она сказала: “Поторопись, девушка! Принеси ему молока! По-моему, этот мужчина не местный”. Я спросил: “Кто эта девушка?” Она ответила: “Это - Зейнаб, дочь Джарира. Она из семьи Ханзалы”. Я спросил: “Она свободна или занята?” Старушка ответила: “Свободна”. Тогда я сказал: “Выдай ее замуж за меня”. “Если вы соответствуете друг другу”, - ответила старушка на диалекте племени Тамим. Я пошел домой отдохнуть, но сон отошел от меня. Когда я совершил полуденный намаз, то взялся за руки моих братьев-уважаемых чтецов Корана ‘Алкамы, аль-Асвада, аль-Мусайаба и Мусы ибн ‘Арфаты. С ними я отправился на встречу с дядей девушки. Он встретил меня и спросил: “О Абу Умейа! Чего ты хочешь?” Я ответил: “Я хочу жениться на Зейнаб, дочери твоего брата”. Он сказал: “Она тоже не отказалась бы выйти замуж за тебя”. А затем он женил меня на ней. Вот тогда я вспомнил о жестокосердии женщин племени Тамим и пожалел о содеянном. Я сказал себе: “Что я буду делать с женщинами племени Тамим? Лучше я разведусь с ней”. Но потом я сказал: “Нет, лучше я прижму ее к себе. Может быть, я буду доволен. А если нет, то поступлю так, как пожелаю”. Если бы ты видел, Ша‘би, как женщины наставляли ее, когда завели ко мне. По Сунне, если жена заходит к своему мужу, тот должен встать и совершить намаз из двух рак‘атов, а затем попросить Аллаха даровать ему то хорошее, что есть в его жене, и попросить Аллаха уберечь его от того зла, что есть в ней. Я совершил намаз и завершил его словами приветствия. Тут я заметил, что она молится за мной, и когда я закончил молиться, ко мне зашли рабыни, которые взяли мою одежду и надели на меня темно-желтую рубашку. Когда дом опустел, я подошел к ней и протянул руку к ее талии. Она сказала: “Подожди, Абу Умейа! Стой, где стоишь”. Затем она сказала: “Хвала Аллаху, которого я восхвалаю и прошу о помощи! Благословение Мухаммаду и его семье! Я не знакома с тобой и не знаю твоего характера. Расскажи мне, что тебе нравится, чтобы я придерживалась этого, и что тебе не нравится, чтобы я отошла от этого”. И еще она сказала: “Ты был уже женат в своем народе, и я тоже. Но случилось то, что предопределил Аллах. Теперь я твоя, и посему поступай так, как повелевает тебе Аллах: удержи по-хорошему или отпусти с миром. Вот то, что я хотела сказать. И я прошу прощения у Аллаха для себя и для тебя!”»

Шурейх продолжил: «О Ша‘би! Она принудила меня обратиться к ней со словами: “Хвала Аллаху, которого я восхваляю и прошу о помощи! Мир и благословение Пророку и его семье! Ты произнесла прекрасные слова. Если ты будешь придерживаться их, то получишь добрый удел. Но если ты отвернешься от них, то это обернется против тебя. Я люблю такие вещи и не люблю такие. Теперь мы вместе, и поэтому не надо различать между нами. Если увидишь хорошее, то разглашай. А если увидишь плохое, то покрой”. Тогда она что-то сказала, но я уже не припоминаю это. А еще она спросила: “Как ты воспринимаешь визиты родственников?” Я сказал: “Не люблю, когда свойственники начинают меня беспокоить”. Она спросила: “А кого ты хочешь впускать домой из твоих соседей? Я буду впускать их. А тех, кого ты не любишь, я тоже не стану любить”. Я сказал: “Та семья - честная, а та - скверная”. О Ша‘би! В ту ночь я спал счастливым. После этого она прожила со мной год, и я не видел от нее ничего дурного. В начале следующего года я вернулся домой с собрания шариатского суда и увидел там старушку, которая распоряжалась в нашем доме. Я спросил: “Кто это?” Мне сказали: “Это - твоя теща”. В тот момент я забыл обо всем, что чувствовал. Затем я сел лицом к старушке. Она сказала: “Мир тебе, Абу Умейа!” Я ответил: “И тебе мир! Кто ты?” Она сказала: “Я прихожусь тебе тещей”. Я сказал: “Пусть Аллах приблизит тебя еще ближе!” Она спросила: “Как тебе твоя жена?” Я ответил: “Прекрасная жена!” Она сказала: “О Абу Умейа! Женщина не бывает плохой, если есть две причины: если она родила сына или же получила признание своего мужа. Если тебя станут терзать сомнения, то возьмись за кнут. Клянусь Аллахом! В доме мужчины нет ничего хуже избалованной жены”. Я сказал: “Клянусь Аллахом! Ты дала ей хорошее воспитание”. Она спросила: “Хочешь ли ты, чтобы к тебе приходила твоя теща?” Я сказал: “Когда пожелаешь”. Она приходила ко мне в начале каждого года и давала хорошие советы. Я прожил со своей женой двадцать лет, ни в чем не упрекая ее. И только один раз я упрекнул ее, но поступил несправедливо. Дело было так. Муэдзин объявил о начале намаза после того, как мы совершили два рак‘ата добровольного намаза. Тогда я был имамом целого поселка. Вдруг я заметил приближение скорпиона. Я взял посуду и накрыл его, а потом сказал: “Зейнаб! Не двигайся, пока я не приду”. Если бы ты видел, Ша‘би! Когда я вернулся с намаза, то обнаружил, что скорпион уже ужалил ее. Я попросил, чтобы все успокоились и чтобы мне принесли соль. Я постучал ей по пальцу, а затем начал читать суры “аль-Фатиха”, “аль-Фаляк” и “ан-Нас”».

Обстоятельства, которых следует остерегаться в отношениях с мужем

1. Гнев мужа.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым недоволен его народ».

2. Причинение страданий мужу.

Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали хадис со слов Му‘аза, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа гурий говорят: “Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь гостит у тебя, и очень скоро он расстанется с тобой, чтобы прийти к нам”».

3. Проявление неблагодарности за доброту мужа.

Имам Муслим с своем сборнике достоверных хадисов сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел ад, и никогда прежде я не видел его таким. Я также видел, что большинство его обитателей являются женщинами». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Почему?» Он ответил: «За их неблагодарность». Его спросили: «Они неблагодарны Аллаху?» Он ответил: «Они неблагодарны своим мужьям и неблагодарны за оказываемые им благодеяния. Если ты делаешь одной из таких женщин добро в течение целого года, а затем она остается недовольна чем-то одним, то говорит: “Я никогда не видела от тебя добра”».

4. Требование развода без уважительной причины.

Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис Саубана, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать даже благоухания рая».

5. Покорность мужу в неповиновении Аллаху.

Ахмад и аль-Хаким передали хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нельзя повиноваться творению, ослушаясь Создателя».

Уместно напомнить, что сатана наущает некоторых женщин ослушаться своих мужей в тех вещах, которые не запрещены шариатом. Да наставит Аллах таких женщин на прямой путь! Когда мужья повелевают им совершить нечто, они говорят: “Это - нельзя, а это - запрещено”. Таким образом они пытаются избежать повиновения мужьям. Но им следует помнить о следующем высказывании всевышнего Аллаха: « В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в аду место для возгордившихся? »

Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Нет сомнения в том, что наговаривать на Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, провозглашая дозволенным запрещенное, а запрещенное - дозволенным, является очевидным неверием».

6. Добровольный пост без разрешения мужа.

В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина может поститься в присутствии мужа только с его разрешения». Если женщина соблюдает пост в то время, как ее муж не находится в отъезде, то это может помешать мужу насладиться близостью с нею и подтолкнуть его на дурные дела. Безусловно, здесь имеется в виду добровольный пост, потому что обязательный пост является долгом человека перед Аллахом, который превыше долга перед мужем.

7. Отказ от близости с мужем.

Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если муж позовет жену к себе в постель и та не придет, после чего он переночует разгневанный на нее, то ангелы будут проклинать ее до утра».

8. Разглашение тайн интимных отношений.

Передают, что Асма бинт Йазид рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем». Люди смолкли, и тогда Асма сказала: «Ты прав, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, что женщины поступают таким образом, и мужчины тоже». Тогда он сказал: «Не поступайте так! Воистину, это подобно тому, как дьявол встречает дьяволицу на дороге и вступает с ней в половой акт на глазах у людей».

9. Снятие одежды в чужом доме.

Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит ее».

10. Прием гостей без разрешения мужа.

В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари сообщается, что Абу Хурейра рассказывал. Что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа без его разрешения и впускать в дом посторонних без его разрешения».

11. Отлучение из дома без разрешения мужа.

Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «Не покидайте своих домов…»

Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: «Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости».

Если женщина обязана повиноваться мужу, то это значит, что она не имеет право покидать дом своего мужа без его разрешения.

Уход за мужем

Сестра-мусульманка! Я не хочу затягивать этот разговор и приведу тебе яркий пример того, как сподвижницы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ухаживали за своими мужьями. Я надеюсь, что этот пример удовлетворит тебя.

В достоверном хадисе, переданном Муслимом, сообщается, что Асма бинт Абу Бакр рассказывала: «Зубейр женился на мне, не имея ни имущества, ни рабов - ничего, кроме своего коня и куска земли. Я кормила коня сеном, заботилась и ухаживала за ним. А еще я молола овсяные семена для теста, приносила воду и месила тесто для хлеба. Я не умела хорошо печь хлеб, и поэтому для нас пекли хлеб соседки из числа ансаров. Они были заслуживающими доверия женщинами». Асма также сказала: «Я брала семена из земли, которую Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выделил Зубейру. Это был участок размером в две трети фарсаха».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы женщина знала, каковы ее обязанности перед мужем, то она бы не села, пока тот не пообедает и не поужинает».

Наставление Умм Акили своей дочери

Дочь моя! Ты отлучилась от дома, в котором ты выросла, и от гнезда, в котором ты начала ходить. Ты вышла замуж за человека, которого не знала. Он тебе товарищ, с которым у тебя не было никаких отношений. Так стань же ему рабыней, чтобы он стал тебе рабом. Соблюдай в отношениях с ним десять заповедей, чтобы они помогли тебе в жизни. Первое и второе - испытывай к нему умеренный почтительный страх, слушайся его и повинуйся ему. Третье и четвертое - интересуйся тем, что приятно его взору и его обонянию, чтобы он не видел ничего плохого и нюхал только приятное. Пятое и шестое - интересуйся, где он спит и что он ест, так как жар голода раздражает мужа, а нарушение сна вызывает его гнев. Седьмое и восьмое - береги его имущество и заботься о его слугах и детях. Самое главное в имуществе - это правильно оценить его, а в семье - правильно распорядиться.

Обращение к женам

Все сказанное выше было сказано для того, чтобы указать сестрам-мусульманкам правильную дорогу, установленную всевышним и всеблагим Аллахом в Его писании и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха, в Сунне. Но это не означает, что муж имеет право обижать свою супругу или причинять ей страдания, если она не выполняет всех своих обязанностей. Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой ее характера, то другая черта ему точно понравится».

О брат-мусульманин! Если тебе покажется, что твоя жена нарушает свои обязанности или обладает плохим нравом, ты должен в первую постараться поправить ее советами и добрыми наставлениями. Ты также должен напоминать ей об Аллахе и устрашать ее Божьим наказанием. Но если она будет упрямиться и продолжать совершать грехи, то перестань спать с ней в одной постели. Но не оставляй ее одну в доме, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме». Если она исправится, то это пойдет ей на пользу, а если нет, то тебе следует и впредь давать ей наставления и избегать половой близости с ней. Всевышний и всеблагой Аллах сказал: «А тех жен, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте. Если они станут повиноваться вам, то не обижайте их».

Ибн Касир сказал: «Предписание ударять жен означает, что муж имеет право несильно ударить жену, если наставления и разлучение в постели не помогли ей исправиться. В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Джабира, сообщается, что во время прощального паломничества Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойтесь Аллаха и берегите своих жен, поскольку они являются вашими помощницами. Они должны слушаться вас и не впускать в дом тех, кто вам не нравится. Но если они поступят иначе, то побейте их несильно. Но не забывайте, что вы должны кормить и одевать их». Ибн ‘Аббас и многие другие толкователи сказали, что ударять жен следует несильно. Аль-Хасан аль-Басри сказал, что бить жену следует, не оставляя следов».

Муж должен остерегаться бить жену по лицу, даже если он делает это несильно, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не ударяй ее по лицу».

Права жены

Мужу надлежит исполнять свои обязанности перед женой, подобно тому, как он хочет, чтобы жена исполняла свои обязанности перед ним. Поэтому он не должен причинять ей вреда и затрагивать ее чувства. Имам Ахмад в сборнике “аль-Муснад” передал хадис со слов Хакима ибн Му‘авийи аль-Кушейри, который рассказывал, что его отец однажды сказал: «О Посланник Аллаха! Каковы обязанности мужа перед женой?» Он сказал: «Ты должен накормить ее, если кушаешь сам, одеть ее, если одеваешься сам. Не ударяй ее по лицу, а если избегаешь близости с ней, то делай это в одном доме».

А в хадисе, переданном аль-Бухари, Муслимом и другими знатоками хадисов со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О ‘Абдуллах! Мне рассказали о том, что ты постишься днем и молишься по ночам». Он сказал: «Да, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Не поступай таким образом. Постись и разговляйся. Молись по ночам и спи. Воистину, ты должен выполнять свои обязанности перед телом, глазами и женой».

Передают также, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто имеет двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день предстанет с кривым боком».

Все сказанное нами является очень кратким изложением обсуждаемой темы, однако это не помешало нам коснуться основных взаимоотношений между супругами.

Я прошу всевышнего и всеблагого Аллаха посредством Его прекрасных имен и величественных качеств, чтобы Он сделал этот труд полезным для меня и всех остальных мусульман. Я также прошу Его, чтобы все мужья стали свидетелями того, как бескорыстно их жены выполняют свои обязанности перед ними. Но это не значит, что если один из супругов увидит недостатки в другом, то ему следует ответить той же монетой. Отнюдь! Каждый из супругов непременно будет держать ответ перед Аллахом за исполнение своих обязанностей перед своим спутником жизни.
Заключение

Мы советуем мужчинам страшиться Аллаха, быть справедливыми со своими женами и относиться к ним с почтением. Именно это завещал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда сказал: «Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра - его верхняя часть. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь. А если ты оставишь его, оно останется кривым. Посему относитесь к женщинам хорошо».

Хорошее отношение к женщинам подразумевает вежливость, обучение исламу и терпению, побуждение к тому, что повелел Аллах, и предостережение от всего запрещенного. Воистину, это может помочь им попасть в рай, если на то будет воля Аллаха. А теперь помолимся за благословение раба Аллаха и Его Посланника, нашего господина Мухаммада и его семьи. И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

الشروط الواجب توفرها في حجاب المرأة المسلمة
Первое требование

Покрытие всего тела

Всевышний и всеблагой Аллах сказал: « Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взоры и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть прикрывают покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или отцов, или свекров, или сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или своих невольников, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не ведают о женской наготе; пусть не стучат своими ногами так, чтобы стали очевидны скрываемые красоты. О верующие! Все обратитесь к Аллаху с мольбой о прощении, - быть может, вы будете счастливы ».

Всевышний также сказал: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут отличать [от рабынь и блудниц] и не подвергнут оскорблениям. Аллах - прощающий, милосердный».

Второе требование

Покрывало не должно быть привлекательным

В вышеупомянутом аяте из суры “ан-Нур” было отмечено, что женщины не должны показывать своей красы. Арабское слово “зинат” (букв. “краса”) относится ко всем видам украшений, а также к нарядной одежде, привлекающей внимание мужчин. Безусловно, совершенно недопустимо, чтобы Господь повелел женщинам закрыть одни красоты другими украшениями. Из этого следует, что в присутствии посторонних мужчин женщина не имеет права носить покрывало с узорами или головные уборы с драгоценными камнями. Выставлять такие украшения напоказ мужчинам запрещено. Всевышний Аллах сказал: «Не покидайте своих домов, не носите украшения прежних времен невежества…»

На протяжении истории человечества известны многие женщины, которые являются для нас примером благочестия и соблюдения повелений Всевышнего. Они стали известны своей богобоязненностью, великим терпением, глубокими религиозными знаниями, милосердием и благонравием. Они совершали поступки, достойные истинного уважения, и о каждой из них можно написать книгу.

  • Самой святой женщиной в истории человечества была и остается Марьям (Мария) - мать Пророка ‘Исы (Иисуса), мир Ему. С раннего детства она отличалась богобоязненностью и много времени проводила в поклонении Богу: днем постилась, а по ночам молилась. Она была известна среди людей своим благочестием. В Священном Писании даже есть Сура, которая называется «Марьям». В ней рассказывается о том, что ей было даровано великое чудо - рождение ребенка без участия мужчины. Никому до нее и после нее не было дано подобного.
  • Асия - жена фараона, которая жила во время Пророка Мусы, мир Ему. Она приняла Ислам, не страшась фараона, которому в то время поклонялись люди. Благодаря проявленному терпению Асия стала святой. Узнав, о том, что она верующая, фараон приказал ей отречься от Ислама, угрожая казнью, но она сохранила Веру и погибла во Имя Всевышнего.
  • Служанка в доме фараона, которая была мусульманкой, и за это фараон приказал у нее на глазах бросать ее детей в кипящий котел, пытаясь заставить её отступить от Ислама. Но она не отреклась от Веры, и тогда её тоже бросили в котел. Она погибла мученицей.
  • Сара - жена Пророка Ибраhима (Авраама), мир Ему. Она всегда помогала своему мужу и поддерживала его. Вместе с Пророком Ибраhимом она стойко переносила все испытания и тяжести. В награду Создатель даровал ей благочестивого сына - Пророка Исхака, мир Ему.
  • hаджар - мать Пророка Исма"иля, также уважаема мусульманами за великое терпение, смирение и покорность Создателю. Именно благодаря ей и ее сыну Исма‘илю появился священный источник «Зам-Зам».
  • Амина - мать Пророка Мухаммада, мир Ему, была святой. Аллаh даровал ей особые караматы (чудеса). При родах Амине помогали четыре благочестивые женщины: Марьям дочь ‘Имрана, Сара - жена Пророка Ибраhима, hаджар - мать Пророка Исма"иля, и Асия дочь Музахима -жена фараона.
  • Хадиджа - жена Пророка Мухаммада, мир Ему, была благочестивой женщиной, и она первой откликнулась на призыв Пророка Мухаммада, приняв Ислам. А также она успешно вела свое торговое дело, была состоятельной и помогала другим.
  • Айша - жена Пророка Мухаммада, мир Ему, была известным теологом-муджтаhидом и обучала религии, в том числе и мужчин. Она также известна тем, что имела большие знания по генеалогии1, астрономии, медицине, была передатчиком Хадисов Пророка. Айша была богобоязненной, умной, имела хорошую память, грамотно приводила доказательства, была превосходным оратором и сама сочиняла стихи.
  • Фатыма - дочь Пророка Мухаммада, известная своей богобоязненностью и терпением. Она была женой имама Али - четвертого Халифа и благочестивой матерью знаменитых внуков Пророка - Хасана и Хусейна.
  • Еще одна великая мусульманка - это госпожа Нафиса. Она была внучкой имама Хасана и праправнучкой Пророка Мухаммада, мир Ему. Нафиса с детства часто посещала могилу Пророка. Жители Медины очень сильно любили ее. Она была святой, и Аллаh даровал ей караматы. В возрасте 44 лет она переехала в Каир, где обучалась у великого имама Аш-Шафи‘ий.
  • И, конечно, одной из самых знаменитых женщин в истории человечества является первая женщина - Хаууа (Ева). Она была супругой первого Пророка - Адама, мир Ему, и первой матерью, воспитавшей очень много детей. В Исламе о Еве говорится, как о достойной жене и матери.

«Праведные женщины покорны [Аллаху и своим мужьям] и хранят в отсутствие своих мужей то, что Аллах велел хранить». (Женщины, 34).

Ибн Касир в толковании этого аята сказал: "Ибн "Аббас и многие другие толкователи считали, что речь здесь идет о женщинах, которые покорны своим мужьям. Имам ас-Судди и другие толкователи считали, что речь идет о женщинах, которые оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие". См. "Тафсируль-Кур"аниль-"Азым" 1/743.

«Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: "Войди в рай через те врата, которые пожелаешь!» Ибн Хиббан. См. «Сахихуль-Джами"» 660.

Передают также, что Пророк r сказал. «Ваши жены будут из числа обитателей Рая, если они являются любящими, рожающими и ухаживают за своими мужьями. А если такая женщина разгневает своего мужа, то положит свою руку на его руку и скажет: "Я не сомкну глаз, пока ты не станешь доволен мною"» Ибн Асакир, См. "ас-Силсиля ас-Сахиха" 287.

В сборнике хадисов имама Ахмада и ан-Насаий также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланника Аллаха r спросили: "Какая жена является наилучшей?" Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует его имущество» . См. "Сахих Сунан ан-Насаи" 3030.

Сестра-мусульманка! Проверь, есть ли в тебе такие черты, и если нет, то постарайся приобрести их для того, чтобы снискать благоволение Аллаха. Сделай это ради себя, своего мужа и своих детей, для спокойной и счастливой жизни на земле и после смерти.

Однажды Пророк r спросил у некой женщины: «Есть ли у тебя муж?» Она ответила: "Да". Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: "Он злится только на то, что я не умею делать что-либо" . Тогда пророк сказал: «Будь повнимательней к нему, поскольку он для тебя - Ад и Рай» .

Ахмад 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Из сказанного следует, что праведная жена должна быть:

1 набожной, т.е. совершать благодеяния и выполнять свои обязанности перед Господом;

2 послушной своему мужу в том, чего не запретил Всевышний и Всеблагой Аллах;

3 оберегающей собственную честь, особенно, в отсутствие мужа;

4 бережливой к имуществу своего мужа и своих детей;

5 стремящейся к тому, чтобы муж всегда видел ее только красивой, нарядной и улыбающейся;

6 старающейся добиться расположения мужа, когда он сердится на нее, поскольку муж является для жены и Раем и Адом;


7 не противящейся мужу тогда, когда он пожелает ее. Если женщина будет выполнять эти предписания, то Рай обещан ей устами самого Посланника Аллаха r. Вот почему в хадисе говорится: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: "Войди в рай через те врата, через которые пожелаешь!"»

ПРИМЕР ПРАВЕДНОЙ ЖЕНЫ

Сообщается со слов аш-Ша"би, что однажды Шурейх сказал ему: "О Ша"би! Тебе следует жениться на женщине из племени Тамим. Они очень умные". Он спросил: "В чем же проявляется их ум?" Шурейх сказал: "Однажды я возвращался с похорон днем и проходил мимо их поселений. Там я встретил старушку, стоявшую около двери. Рядом с ней стояла девушка, самая красивая из всех, что я видел за свою жизнь. Я подошел и попросил попить, хотя мне вовсе не хотелось пить. "Чего ты хочешь выпить?" - спросила старушка. Я ответил: "Чего-нибудь". Она сказала: "Поторопись, девушка! Принеси ему молока! По-моему, этот мужчина не местный". Я спросил: "Кто эта девушка?" Она ответила: "Это - Зейнаб, дочь Джарира. Она из семьи Ханзали". Я спросил: "Она свободна или занята?" Старушка ответила: "Свободна". Тогда я сказал: "Выдай ее замуж за меня". "Если вы соответствуете друг другу", - ответила старушка на диалекте племени Тамим. Я пошел домой отдохнуть, но сон отошел от меня. Когда я совершил полуденный намаз, то взялся за руки моих уважаемых братьев, чтецов Корана "Алкамы, аль-Асуада, аль-Мусайаба и Мусы ибн "Арфаты. С ними я отправился на встречу с дядей девушки. Он встретил меня и спросил: "О Абу Умейа! Чего ты хочешь?" Я ответил: "Я хочу жениться на Зейнаб, дочери твоего брата". Он сказал: "Она тоже не отказалась бы выйти замуж за тебя". А затем он женил меня на ней. Вот тогда я вспомнил о жестокосердии женщин племени Тамим и пожалел о содеянном. Я сказал себе: "Что я буду делать с женщинами племени Тамим? Лучше я разведусь с ней". Но потом я сказал: "Нет, лучше я прижму ее к себе. Может быть, я буду доволен. А если нет, то поступлю так, как пожелаю". Если бы ты видел, Ша"би, как женщины наставляли ее, когда завели ко мне. По Сунне, если жена заходит к своему мужу, тот должен встать и совершить намаз из двух рак"атов, а затем попросить Аллаха даровать ему то хорошее, что есть в его жене, и попросить Аллаха уберечь его от того зла, что есть в ней. Я совершил намаз и завершил его словами приветствия. Тут я заметил, что она молится за мной, и когда я закончил молиться, ко мне зашли рабыни, которые взяли мою одежду и надели на меня темно-желтую рубашку. Когда дом опустел, я подошел к ней и протянул руку к ее талии. Она сказала: "Подожди, Абу Умейа! Стой, где стоишь". Затем она сказала: "Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи! Благословение Мухаммаду и его семье! Я не знакома с тобой и не знаю твоего характера. Расскажи мне о том, что тебе нравится, чтобы я придерживалась этого, и что тебе не нравится, чтобы я отстранялась от этого" . И еще она сказала: "Ты был уже женат в своем народе, и я тоже была замужем. Но случилось то, что предопределил Аллах. Теперь я твоя, и посему поступай так, как повелевает тебе Аллах: удержи по-хорошему или отпусти с миром. Вот то, что я хотела сказать. И я прошу прощения у Аллаха для себя и для тебя!"

Шурейх продолжил: "О Ша"би! Она принудила меня обратиться к ней со словами: "Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи! Мир и благословение Пророку и его семье! Ты произнесла прекрасные слова. Если ты будешь придерживаться их, то получишь добрый удел. Но если ты отвернешься от них, то это обернется против тебя. Я люблю такие вещи и не люблю такие. Теперь мы вместе, и поэтому не надо различать между нами. Если увидишь хорошее, то разглашай. А если увидишь плохое, то покрой". Тогда она что-то сказала, но я уже не припоминаю это. А еще она спросила: "Как ты воспринимаешь визиты родственников?" Я сказал: "Не люблю, когда свойственники начинают меня беспокоить". Она спросила: "А кого ты хочешь впускать домой из твоих соседей? Я буду впускать их. А тех, кого ты не любишь, я тоже не стану любить". Я сказал: "Та семья - честная, а та - скверная". О Ша"би! В ту ночь я спал счастливым. После этого она прожила со мной год, и я не видел от нее ничего дурного. В начале следующего года я вернулся домой с собрания шариатского суда и увидел там старушку, которая распоряжалась в нашем доме. Я спросил: "Кто это?" Мне сказали: "Это - твоя теща". В тот момент я забыл обо всем, что чувствовал. Затем я сел лицом к старушке. Она сказала: "Мир тебе, Абу Умейа!" Я ответил: "И тебе мир! Кто ты?" Она сказала: "Я прихожусь тебе тещей". Я сказал: "Пусть Аллах приблизит тебя еще ближе!" Она спросила: "Как тебе твоя жена?" Я ответил: "Прекрасная жена!" Она сказала: "О Абу Умейа! Женщина не бывает плохой, если есть две причины: если она родила сына или же получила признание своего мужа. Если тебя станут терзать сомнения, то возьмись за кнут. Клянусь Аллахом! В доме мужчины нет ничего хуже избалованной жены" . Я сказал: "Клянусь Аллахом! Ты дала ей хорошее воспитание". Она спросила: "Хочешь ли ты, чтобы к тебе приходила твоя теща?" Я сказал: "Когда пожелаешь". Она приходила ко мне в начале каждого года и давала хорошие советы. Я прожил со своей женой двадцать лет, ни в чем не упрекая ее. И только один раз я упрекнул ее, и то, поступив сам несправедливо. Дело было так. Муаззин объявил о начале намаза после того, как мы совершили два рак"ата добровольного намаза. Тогда я был имамом целого поселка. Вдруг я заметил приближение скорпиона. Я взял посуду и накрыл его, а потом сказал: "Зейнаб! Не двигайся, пока я не приду". Если бы ты видел, Ша"би! Когда я вернулся с намаза, то обнаружил, что скорпион уже ужалил ее. 1 Я попросил, чтобы все успокоились и чтобы мне принесли соль. Я постучал ей по пальцу, 1 а затем начал читать суры "аль-Фатиха", "аль-Фаляк" и "ан-Нас". См. "Табаи" ан-Ниса" 44-46.

_______________________

1 Зейнаб не двигалась, выполняя повеление своего мужа, а в это время скорпион выбрался из-под посуды и ужалил ее. Вернувшись, Абу Умейа постучал ей по пальцу в знак порицания за такое опрометчивое поведение. Я прошу высокого и могущественного Аллаха посредством Его прекрасных имен и величественных качеств одарить меня и моих братьев-мусульман женами, которые будут похожи на эту замечательную мусульманку! Воистину, Аллах способен на это!

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ОСТЕРЕГАТЬСЯ

В ОТНОШЕНИЯХ С МУЖЕМ

1. Гнев мужа

Пророк r сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым недоволен его народ» . ат-Тирмизи. См. "Сахих Сунан ат-Тирмизи" 295.

2. Причинение страданий мужу

Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали хадис со слов Му"аза, в котором сообщается, что Посланник Аллаха r сказал: «Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа (Райских) гурий говорят: "Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь твой гость, и очень скоро он расстанется с тобой, и будет с нами"» . Ахмад, См. «Сахихуль-Джами"» 7192.

3. Проявление неблагодарности за благодеяния мужа

Посланник Аллаха r сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей - женщины, проявлявшие неблагодарность» Неблагодарность, о которой сказал пророк, также означало неверие, и сподвижники спросили: “Они не веровали в Аллаха?” На что пророк сказал: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь добро какой-нибудь из таких женщин, а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего”» . аль-Бухари и Муслим.

4. Требование развода без уважительной причины

Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис Саубана, в котором сообщается, что посланник Аллаха r сказал: «Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать даже благоухания Рая» . См. «Сахих аль-Джами"» 2706.

5. Подчиняться мужу в ослушании Аллаха

Ахмад и аль-Хаким передали хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха r сказал: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца» . См. «Сахих аль-Джами"» 7520.

Уместно напомнить, что шайтан наущает некоторых женщин ослушаться своих мужей в том, что они обязаны совершать, и наоборот подчиняться им в том, что запрещено шариатом. Да наставит Аллах таких женщин на прямой путь!

Когда мужья повелевают им совершить нечто, они говорят: "Это - нельзя, а это - запрещено". Таким образом, они пытаются избежать повиновения мужьям. Но им следует помнить о следующем высказывании Всевышнего Аллаха: «В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Аду место для возгордившихся?» (Толпы, 60).

Хасан аль-Басри сказал: "Нет сомнения в том, что наговаривать на Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, провозглашая дозволенным запрещенное, а запрещенное - дозволенным, является очевидным неверием".

6. Добровольный пост, без разрешения мужа

Со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха r сказал: «Не дозволенно женщине поститься в присутствии своего мужа, без его разрешения, если это только не Рамадан или если он не в пути» . Абу Дауд, достоверный хадис

7. Отказ от близости с мужем

Передают, что Пророк r сказал: «Если муж позовет жену к себе в постель и та не придет, после чего он переночует разгневанный на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого утра» .

Муслим. См. "Шарх Сахих Муслим" 10/259.

8. Разглашение интимных отношений

Передают, что Асма бинт Йазид рассказывала, что однажды Пророк r сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем» . Люди смолкли, и тогда Асма сказала: "Ты прав, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, и женщины и мужчины поступают таким образом" . Тогда пророк сказал: «Не делайте этого! Поистине, это подобно тому, как два шайтана на дороге и вступает в половой акт на глазах у людей» . Ахмад. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Пророк r также сказал: «В наихудшем положении из людей в Судный день перед Аллахом будет такой человек, который имел близость со своей женой, после чего распространял её секрет».

9. Снятие своей одежды не в стенах своего дома

Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк r сказал: «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит ее» . См. «Сахихуль-Джами"» 2708.

10. Приглашать кого-либо в дом без разрешение мужа

В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха r сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа без его разрешения и впускать в дом посторонних без его разрешения» . См. "Фатх аль-Бари" 9/295.

11. Выход из дома без разрешения мужа

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «И прибывайте в своих домах...» (Сонмы, 33).

Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: "Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости" . См. "Тафсируль-Кураниль-"Азым" 3/768.

Если женщина обязана повиноваться мужу, то это значит, что она не имеет право покидать дом своего мужа без его разрешения.

mob_info