Онежская военная флотилия. Боевые действия на онежском озере Корабельный состав ВМС


9. Состав флота на Ладожском озере

До войны на Ладожском озере плавало 18 буксиров, 4 грузопассажирских парохода и несколько барж. В августе все они были переданы в состав или в оперативное подчинение Ладожской военной флотилии. Несколько буксиров она по распоряжению Военного совета фронта вернула в конце августа для обеспечения перевозок из Лодейного Поля и Волховстроя на Ленинград. Теперь Северо-Западное пароходство имело на Волхове и Ладоге 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных, барж. Но из пяти озерных буксиров лишь три удалось использовать на транспортировке грузов до конца навигации. Буксир «Войма» 18 сентября выбросило штормом на берег, а «Буй» длительное время был занят прокладкой подводного телефонного кабеля для налаживания устойчивой связи с Ленинградом. Причем и те немногие пароходы из-за большой воздушной угрозы буксировали лишь по одной-две баржи.

Что представляли собою суда, находящиеся на Ладоге по состоянию на 22 августа, можно видеть из следующей таблицы (по ).

"Сведения о плавучих средствах, находящихся на Ладожском озере"

Название Грузоподъёмность, т Вместимость, чел. Грузоподъёмность с людьми
Транспорты
1 Кремль 41,3 350 6
2 Совет 41,3 350 6
3 Республика 105 600 45
4 Чапаев 75 360 39
5 Ханзи 80 410 39
6 Илга 106 175 88
7 Стенсо 106 175 88
8 Вильенди 200 150 185
9 Щорс 75 360 39
Итого: 829 2930 536
Железные баржи
1 ЛП-80 150 120
2 ЛП-83 120 ок.100
Итого: 270 ок 220
Деревянные баржи
1 №454 400 200
2 №4071 107 ок.1000
3 №514 829 ок 1000
4 №764 700 300
5 №519 813 ок 1000
6 №5241 ок 900 ок 1000
7 №351 1220 ок 1000
8 № 5199
9 №87
Итого: 5879 ок 5500
Лихтеры
1 №60 1700 ок 1000
2 №64 1100 ок 1000
Итого: 2800 ок.2000
Буксиры СЗУРП
1 Морской лев
2 Орел
3 Никулясы
4 Буй
5 Водолаз
6 Сталинец

Из 29 озерных деревянных барж в хорошем состоянии находились только 7, в том числе 2 нефтеналивные. Остальные можно было использовать лишь в благоприятную погоду, при волнении не более 3–4 баллов. Но даже всех наличных озерных барж было явно недостаточно. Приходилось к перевозкам привлекать и речные. Всего в перевозках участвовало 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. 20 из них по техническому состоянию вообще не имели разрешения на плавание в озере.

7–8 сентября финские войска вышли на реку Свирь в районе Подпорожья. Это исключило возможность пополнить флот Ладоги судами, пригодными для плавания в озере. Пришлось обходиться тем, что оказалось к тому времени здесь.

Почти все озерные баржи и буксиры оказались запертыми в Неве. Суда, дерзавшие выскочить из горловины, тонули от огня прямой наводки немцев, расположившихся на левом берегу реки. Значительная часть речных барж, курсировавших по реке Волхов, не могла быть использована на перевозках через озеро, бурные воды Ладоги легко разбивали и топили их. В затонах Новой Ладоги находилось несколько десятков озерных барж, брошенных в мирное время на слом как не пригодных к плаванию по нормам регистра. Вот к этим прожившим свой век списанным судам и были обращены все надежды. При помощи военных моряков восстановили 27 барж под сухие грузы.

Сходные данные можно найти и в воспоминаниях. Вот, например:
-- Коммунисты из доклада [на партсобрании 12 сентября] узнали, что пароходство располагает тридцатью сухогрузными баржами и десятком буксирных судов. Но почти ни одно из них не удовлетворяло требованиям Регистра СССР, а многие были списаны на слом и ожидали своей участи в дальних затонах. Поэтому в решении партсобрания мы записали: «Работу по ремонту барж и буксиров считать первоочередной задачей и проводить ее круглосуточно...» . ---

Ремонт вели посменно, однако машинисты, слесари и токари трудились с раннего утра до поздней ночи. За несколько дней было восстановлено восемнадцать сухогрузных барж и отремонтировано три паровых буксира. Когда ремонтная комиссия приняла суда, сдаточная команда попросила лишь одного - выспаться.


10. Навигация до октября

Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 г. пароход «Орел» (капитан И. Д. Ерофеев). Это были легкие речные суда - «фонтанки». 4 и 6 сентября они вышли из Лодейного Поля, а в пути их переадресовали в Осиновец. На одной барже (№ 1214) находилось зерно, на другой (№ 6207) мука и рожь в мешках (всего 626 т зерна и 116 т муки). Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у «Орла», стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег. Но большую часть груза удалось спасти.

13 сентября в Осиновец из Новой Ладоги были отправлены ещё две баржи, также загруженные еще в Лодейном Поле, а 14 сентября вышли первые суда с грузом для Ленинграда из Гостинополья. Водный путь Гостинополье - Новая Ладога - Осиновец начал функционировать.

Через три дня прибыли еще пять судов с 3 тысячами тонн пшеницы. К сожалению, на этот раз зерно находилось не в мешках, а было ссыпано в трюмы. Такая транспортировка объяснялась стремлением работников заготовительных пунктов Ленинградской области скорее доставить хлеб Ленинграду: мешков в это время не оказалось, и чтобы не терять время, отгрузили зерно насыпью, но не учли при этом чрезвычайных обстоятельств, в которых находился порт Осиновец. Режим порта требовал разгружать баржи за шесть часов во избежание скопления судов на открытом рейде на виду у противника , к тому же недостаток плавсредств должен был восполняться ускоренным оборотом их. И то и другое требование с поступлением незатаренного зерна грубо нарушалось.

В Осиновце в то время ещё не было ни причалов, ни погрузочно-разгрузочных команд. Командующий флотилией, находящийся в Осиновце, обратился к морякам с призывом разгрузить баржи своими силами. Для перевалки грузов воспользовались корабельными шлюпками. Таким же образом был разгружен сторожевой корабль «Пурга», прибывший с 60 тоннами боеприпасов. Всеобщий аврал длился двое суток .

Выгрузка боеприпасов в Осиновцев в мае 1942

Неприятель зорко следил за движением по Ладоге и в меру своих сил наносил удары с воздуха, стремясь парализовать судоходство. Поэтому суда из Осиновца, как правило, отправлялись под покровом темноты. Переход до Новой Ладоги занимал 16 часов, тихоходные буксиры за ночь уходили сравнительно недалеко, значительное расстояние приходилось плыть днем.

Вместо планировавшихся четырех суток грузооборот одной баржи в среднем занимал не менее восьми, а иногда и двенадцати.

Ударам самолетов подверглись пункты погрузки и выгрузки плавсредств. Чтобы опасную часть пути суда проходили в темное время суток, их обычно отправляли из Новой Ладоги в два-три часа дня. В Осиновец они прибывали через 14–18 часов. На переходе их сопровождали боевые корабли флотилии, транспорты с зенитной артиллерией и самолеты-истребители.

Из воспоминаний.
В сентябре я познакомился с капитаном Бабошиным лично. Он пришел к нам в комендатуру и попросил разрешения вести в Осиновец две баржи.
- Нет, - отрезал комендант Теркин. - Инструкция запрещает. Нам нужно не рыб, а ленинградцев кормить...
- И я так думаю, товарищ комендант, - согласился Бабошин. - Только ведь инструкция утверждалась, когда в Ленинграде паек вдвое больше был. А теперь...
- Расчет показывает, - продолжал разъяснять комендант, - когда буксир вашего типа [буксир №8 - "Ижорец"] берет две баржи, он не обеспечивает маневренности...


Караван судов под прикрытием катеров МО

Только к вечеру добираемся до Осиновца. {} У берега недостроенный или разрушенный причал, защищенный с севера и востока развалившейся каменной дамбой. Справа и слева от причала затонувшие баржи, на некоторые из них перекинуты деревянные мостки. Вот и вся перевалочная база, на которую поступают грузы с восточного берега озера. {}
На рейде дымят буксиры. Они только что привели новые баржи. Но озерные глубокосидящие суда подойти к причалу не могут - мелко. К неистово раскачивающимся баржам спешат катера, мотоботы, шлюпки. Порой они совсем скрываются в волнах и все-таки причаливают к баржам. Насквозь промокшие люди выскакивают на мокрую палубу, бегут к трюмам и начинают таскать мешки. С ловкостью акробатов матросы, оставшиеся на плавсредствах, ловят мешки, укладывают их на своем суденышке. Потом, пробиваясь среди пенных гребней, направляются к причалам. Здесь их уже ожидают десятки людей. С катеров и шлюпок им подают груз. Взвалив на спину мешки, грузчики вереницей тянутся в лес, к штабелям.

Разгрузка до сих пор производится вручную, техники - никакой. [Это написано о событиях позже 15 октября]

[В Лодейном поле]
За ночь надо организовать два рейса. Вот уже более шести часов идет погрузка крупы и муки на суда. Все это время бойцы рабочего батальона и моряки не ели, не курили, ни минуты не отдыхали. Люди устали. Не слышно обычных шуток. Даже не разговаривают. С трудом передвигаются под тяжестью ноши. А некоторые до того выбились из сил, что стали ронять мешки.


11. Мероприятия по ускорению оборачиваемости

Становилось все более ясно, что за оставшееся время навигации - какой-то месяц с небольшим - построить новые суда вряд ли удастся. Оставалось одно - улучшать использование имевшихся возможностей: ускорить оборот судов, организовать их ремонт. Но в первую очередь нуждалась в совершенствовании структура организации перевозок. Ее недостатки, особенно отсутствие единого руководства всем транспортным процессом, проявились заметно. Военный совет фронта постановлением от 30 сентября 1941 г. назначил своим уполномоченным по перевозкам генерал-майора А. М. Шилова, на которого замыкались все представители военных учреждений фронта и ленинградских организаций, в том числе Северо-Западного пароходства, осуществлявших транспортировку грузов по трассе от Гостинополья до Осиновца. В оперативное подчинение ему был передан ряд кораблей Ладожской военной флотилии для использования на буксировке барж по озеру. На следующий день заместитель наркома речного флота А. А. Лукьянов издал приказ, устанавливавший порядок движения судов. Озерные буксиры пароходства и канонерские лодки флотилии, выделенные для буксировки барж, были распределены на пять групп. В каждую группу входили один буксир, одна канонерская лодка, две-три баржи (всего тогда на перевозке грузов в Ленинград работали 22 сухогрузные баржи, в том числе 9 озерных, и 4 наливные, из них одна - озерная). Проводку их по Ладоге должны были осуществлять буксиры «Морской лев», «Орел», «Буй», «Никулясы» и канлодки «Селемжа», «Бурея», «Бира», «Шексна», «Нора». Этим же приказом определялись время оборота барж и персональная ответственность за своевременное осуществление рейсов, соответствующих работников пароходства. Вводились подекадное планирование перевозок, вручение капитанам и шкиперам декадных планов-заданий. Общий контроль за работой всех служб пароходства на трассе Гостинополье - Осиновец осуществлял главный диспетчер СЗРП Л. Г. Разин, назначенный уполномоченным Наркомречфлота.

Таким образом, к началу октября была создана определенная система организации перевозок.


12. Навигация c октября

По решению правительства маршруты с продовольствием непрерывно поступали на станцию Волхов из различных пунктов Советского Союза. Отсюда грузы доставлялись на речную пристань Гостинополье, расположенную в 9 километрах от Волхова. Здесь в начале октября образовались горы мешков с мукой и крупой, скопилось множество бочек и ящиков с жирами и консервами, лежали туши мяса. Товары находились под открытым небом, на земле, сложенные в небольшие штабеля вдоль берега. Сосредоточение большого количества грузов в непосредственной близости от неприятеля вызывало серьезные опасения за их сохранность, все могло быть уничтожено пожаром. Вывоз же грузов с пристани был ничтожным - не хватало плавсредств, баржи и буксиры часто выходили из строя от вражеских бомб и жестоких штормов.

За 30 дней в Осиновец доставили 9800 тонн всех видов продовольствия, тогда как ежедневный расход одной только муки составлял 1100 тонн, то есть за месяц завезли продуктов всего на восемь дней, а 22 дня прожили за счет остатков. Такие темпы завоза были не только нетерпимы, но и опасны; календарь фиксировал 12 октября, а прогноз погоды предвещал ранние морозы. Приближался «мертвый» период, когда по озеру нельзя ни проехать, ни пройти.

По указанию Военного совета 13 октября из Ленинграда самолетом вылетела в Новую Ладогу и Гостинополье группа ответственных работников во главе с председателем Ленгорисполкома Попковым с задачей ускорить оборачиваемость судов и увеличить завоз пищевых товаров. Прибывшие установили, что несколько барж на реке не использовалось из-за неукомплектованности их плавсоставом, а также по технической неисправности. При помощи командования Ладожской военной флотилии и благодаря распорядительности начальника перевалочной базы генерал-майора Шилова неисправные речные баржи быстро восстановили, команды судов подкрепили опытными матросами с военных транспортов. За передвижением каждого судна от Гостинополья до Ладоги установили постоянное диспетчерское наблюдение.

Проведенные работы позволили в два с половиной раза увеличить завоз продовольствия в Осиновец.

Чероков повел разговор о том, что для этого необходимо. В первую очередь - ускорить оборачиваемость буксиров. Трассу Новая Ладога - Осиновец они обычно проходят за 15–16 часов. Надо сократить это время до 12 часов. И тогда за сутки можно будет делать по два рейса. Для перевозок иногда нужно использовать и боевые корабли. Потребуются дополнительно сухогрузные суда. Значит, следует быстрее ремонтировать поврежденные во время шторма и бомбежек.

Корабли флотилии [с 14 октября] работали «тройной тягой»: везли на своих палубах грузы, буксировали баржи, осевшие по самую ватерлинию, и прикрывали конвои с воздуха зенитным огнем. Некоторые командиры боевых кораблей ухитрялись совершить по два-три рейса в сутки. А. А. Жданов, получив доклад об итогах недели, обратился к ладожцам с письмом: «До последней возможности продолжать перевозку грузов канонерскими лодками и транспортами через озеро».

Несмотря на все усилия, октябрь, к сожалению, не принес увеличения темпов перевозок. А в начале и конце октября бушевавшие восьмибалльные штормы вынудили на десять дней вообще прервать движение по озеру.
С 23 октября началась полоса жестоких ладожских штормов. Темные бушующие волны сметали на своем пути все препятствия и с ревом ударялись о каменистый берег. Шесть барж с тяжелым грузом, застигнутые бурей в открытом озере, как скорлупки, перебрасывались с гребня на гребень и были выброшены далеко на берег. Движение судов пришлось приостановить, отдавая дань несокрушимой силе разбушевавшейся Ладоги. Перевозки возобновились через три дня (27 октября) и продолжались с перерывами до 15 ноября.

Озерный буксир «Орел» под командованием капитана И. Д. Ерофеева осенью совершил около 20 рейсов. Преодолевая штормы, он отбуксировал на западный берег более тридцати барж с грузами для города и фронта. Команда «Орла» первой стала буксировать до трех барж.

Из-за недостатка транспортных средств и трудностей погрузки крупногабаритных станков и механизмов в бухте Гольцмана баржи [в конце октября] задерживались от 5 до 10 суток; в Гостинополье с заводскими грузами ушло только 6 барж. В начале ноября эвакуацию оборудования пришлось приостановить, так как суда были переключены на переброску войск из Ленинграда на Волховский фронт.

Военный совет Ленинградского фронта, учитывая то, что река Волхов замерзает значительно раньше, чем озеро, в конце октября принял решение в срочном порядке из Гостинополья, находившегося к тому же в относительной близости к фронту (35 км), перебросить скопившиеся там грузы в Новую Ладогу. До 5 ноября было перевезено свыше 7,5 тыс. т различных грузов, в том числе более 5 тыс. т продовольствия. Другие виды транспорта до наступления ледостава доставили еще около 9 тыс. т продовольствия. Его рассредоточили по берегу и тщательно замаскировали.


13. Хроника потерь судов

Первой жертвой Люфтваффе на Ладоге еще до взятия Шлиссельбурга стала баржа с эвакуированными из Карелии, которую немцы потопили 2 сентября в районе Прохоровской дачи. На следующий день около причала в городке Новая Ладога в результате налета был тяжело поврежден пароход «Симферополь».

Во время эвакуации раненых красноармейцев и населения из Шлиссельбурга немецкие бомбардировщики атаковали караван из семи барж и отправили на дно три из них. При этом погибли сотни людей.

Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 г. пароход «Орел». Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у «Орла», стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег.

11 сентября немецкие самолеты подвергли бомбежке строящиеся причалы, а 15 сентября атаковали земснаряд «Северо‑Западный‑7». На судне была выведена из строя паровая машина, многие члены команды получили ранения. Тем не менее матросам удалось залатать пробоины, устранить повреждения и вскоре ввести земснаряд в строй.
В тот же день – 15 сентября – самолет‑разведчик Люфтваффе обнаружил в Ладожском озере караван из трех барж, приближавшийся к западному побережью. С аэродрома Тирково, расположенного южнее города Луга, были срочно высланы несколько Ju‑87 из III‑й группы StG2 «Иммельман» гауптмана Штеена, которые потопили две баржи.

16 сентября самолеты Люфтваффе параллельно с атаками кораблей Балтийского флота в Финском заливе потопили на Ладожском озере сторожевой катер КМ‑12, а также одну из барж с эвакуированным населением, которую тянул буксир «Орел».

Крупнейшая трагедия произошла в ночь на 17 сентября, когда старый буксир «Орел» с потугами потянул деревянную баржу № 725, переполненную беженцами и военными. По самым скромным подсчетам, на полусгнившую баржу уселись более 1200 человек. Уже в начале пути на озере разыгрался шторм, и в районе банки Северная Головешка старый корпус баржи не выдержал ударов волн и проломился. Баржа начала постепенно погружаться в воду.

17 сентября затонули пароходы «Козельск», «Войма» и «Мичурин», огромные волны выбросили на камни пароход «Ульяновск». Это были отнюдь не единичные случаи. Штормы и бомбежки выводили из строя одно судно за другим. В итоге всего через две недели после начала водных перевозок на плаву остались лишь девять озерных и тринадцать речных барж.

Серьезный урон терпел флот и при стоянке в портах, особенно на западном берегу, где разгрузка судов в первое время производилась на открытом месте. В непогоду судам негде было укрыться, баржи срывало с якорей, выбрасывало на камни. Так, за пять дней, 14–18 сентября, в Осиповце штормом были разбиты 12 барж.

18 сентября на пути в Осиновец погибли еще две баржи с мукой и боеприпасами. На одной из них следовали два пулеметных батальона - 520 бойцов и командиров. Спасти в бушующем озере удалось около 300 человек.

После этих трагических случаев перевозить людей стали только на самоходных судах и боевых кораблях флотилии.

В районе Волховстроя было начато строительство озерных деревянных барж. Но с занятием врагом Тихвина работы прекратились. Не удалось организовать и намечавшееся строительство в устье реки Морье деревянных озерных плашкоутов.

6 октября... немцам удалось потопить несколько транспортов с продовольствием, землечерпалку и плавучий кран. На следующий... были потоплены сторожевой катер КМ‑1403 и баржа с мукой, а также повреждены сторожевой корабль «Конструктор», тральщик ТЩ‑127, пароход «Сталинец» и транспорт «Совет» тоннажем 300 брт.

С наступлением октября погода не улучшилась. Вскоре штормом разбило в пути две баржи. Еще две погибли при налете авиации противника.

Положение становилось критическим. Каждая баржа в те дни представляла исключительную ценность. Чтобы поправить дело, речники по указанию командования в срочном порядке в период с 16 по 26 октября организовали в Сясьских рядках (на восточном берегу Ладоги) ремонтный пункт, где были дооборудованы для плавания по озеру еще 9 речных барж.
26 октября они отправились в первый рейс, но четыре сразу же погибли в результате бомбардировок и шторма.
Остальные, несмотря на их водотечность, рискнули загрузить мукой и снова отправить на западный берег.

5 ноября самолеты Люфтваффе атаковали Новую Ладогу. При этом... погибли две баржи с
продовольствием.

В середине ноября 1941 года в связи с быстрым ледообразованием было принято решение о переходе кораблей на зимнюю стоянку в западной части побережья Ладожского озера между Морье и базой Осиновец. 17 ноября из Новой Ладоги вышел первый эшелон кораблей (сторожевой корабль "Пурга", канонерские лодки "Селемджа", "Бира", катера МО-216 и 175, бронекатера? 99 и 100 и другие), который прибыл в Морье 21 ноября. При этом 20 ноября были затерты льдами и затонули буксиры "Ижорец-9", "Ижорец-10" и "Ижорец-4", буксировавшие пароход "Козельск", сторожевые катера МО-175 и МО-216 (в декабре 1941 года катер МО-175 удалось поднять).
Бронекатер БК-99 получил большую пробоину в машинном отделении, но был спасен.

Декада в порту Осиновец

1 октября. Встречали в Новой Ладоге суда, прибывшие из Осиновца под конвоем канлодки «Бурея».
2 октября. Из Осиновца сообщили о прибытии нашего каравана в сопровождении сторожевого корабля «Пурга».
3 октября. Шторм - 7 баллов. «Пурга», канлодка «Шексна», транспорты «Ханси» и «Стензо» в охранении трех тральщиков вышли из Осиновца в Новую Ладогу.
5 октября. Отправили в Осиновец суда в сопровождении канлодки «Бира». Авиация противника бомбила рейд Новой Ладоги, конвой на переходе и канлодку «Олекма».
6 октября. Массированный налет фашистской авиации на рейд Осиновец. Выгрузка судов, прибывших с «Бирой», не прекращается. На канлодке затоплен кормовой отсек, она потеряла ход.
7 октября. Формируем караван. Работаем под ожесточенной бомбежкой. Повреждены «Конструктор» и транспорт «Совет». Горит баржа с мукой. Команды борются за живучесть кораблей. Воздушная атака отбита.
10 октября. Приняли суда, прибывшие из Осиновца под охраной канлодок «Бурея» и «Нора».
11 октября. Отправили в Осиновец конвой с мукой и боеприпасами.
12 октября. Отправили в Осиновец транспорты в сопровождении «Норы». Из Осиновца сообщили: отразили пять воздушных атак, сбито три самолета.

Только в октябре 1941 года порт Осиновец 58 раз подвергался бомбардировке.


14. Итоги перевозок

В сентябре с неимоверными трудностями удалось доставить по озеру в Осиновец около 20 тыс. т грузов, примерно половину которых составляло продовольствие.

За неделю с 14 по 20 октября 1941 года нам удалось отправить в Ленинград более 5 тысяч тонн муки.
За ноябрь в Ленинград было завезено 59,4 тыс. т грузов и вывезено оттуда 18,3 тыс. т.

27 ноября последний конвой судов с грузом продовольствия и боеприпасов для Ленинграда в составе канлодки «Вира», транспортов «Вилсанди» и «Чапаев», тральщиков ТЩ-81, ТЩ-126 и десяти катерных тральщиков вышел из Новой Ладоги на западный берег, в район Осиновца и Морье. Этот конвой прибыл только 4 декабря. Переход продолжался 7 дней вместо обычных 10-12 часов по чистой воде.

За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 г. на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тыс. т различных грузов, из них 45 тыс. т продовольствия. В числе продовольственных грузов на судах и кораблях было перевезено более 27 тыс. т зерна, 15.5 тыс. т муки, около 1300 т крупы, 214 т мяса, около 140 т масла животного, 88 т рыбы, 44 т макарон, 68.5 тыс. банок мясных консервов, 135 тыс. банок рыбных консервов, около 1 млн банок сгущенного молока.

Кроме продовольствия, по Ладожскому озеру для Ленинграда были перевезены и другие грузы, среди которых около 7 тыс. т горюче-смазочных материалов (главным образом бензин и керосин), вооружение, боеприпасы и вещевое имущество. В числе доставленных вооружения и боеприпасов насчитывалось около 4.5 тыс. винтовок, 1 тыс. пулеметов, около 10 тыс. снарядов, более 3.3 млн патронов, более 108 тыс. мин, около 114 тыс. ручных гранат.

Из Ленинграда, кроме оперативных перевозок (на восточный берег Ладоги, как уже отмечалось, было доставлено более 20 тыс. военнослужащих), водным путем было эвакуировано около 33,5 тыс. ленинградцев.
Из Осиновца за осень речники отправили 10,3 тыс. т разных грузов.

Более 95 процентов грузов было доставлено для Ленинграда на несамоходных судах пароходства. Осиновец принял свыше 100 груженых барж. Более половины их отбуксировали суда пароходства.

На затонувших на переходе озером 7 баржах было потеряно 1,8 тыс. т продовольствия и 1 тыс. т боеприпасов.

В общей сложности в течение двух с половиной месяцев Люфтваффе совершили 127 налетов на порты и суда в озере, потопив шесть пароходов }

mob_info