Объединение намаза в затруднительных ситуациях.

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д. Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы . Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен .

Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’ . Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта) .

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы .

Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями» . В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме» .

Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся» .

Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Намаз в пути – сокращать или нет?

Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).

Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:

1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех» . Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом .

2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

Намазы-сунны в пути

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и бо льшая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)» . Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб). В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов . Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман» .

Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути» .

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)» .

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.

Там же. С. 349–351.

Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».

Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет. Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 212, хадисы № 1154, 1155.

См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.

См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.

См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.

См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.

См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.

За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.

Положения, в которых путник обязан делать намаз полностью

Пишет выдающийся ученый, исследователь, шейх Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали (ум. 1033 г.х.): «Он обязан делать намаз полностью

  • если его время наступило до того, как он покинул свой населенный пункт ;
  • или если он молится за тем, кто делает намаз полностью;
  • или если он не имел намерения сокращать, когда начал молитву;
  • или если он намеревается просто оставаться жить в этом месте;
  • или если он намеревается оставаться в нем больше четырех дней ,
  • или если он остановился в данной местности по нужде и счёл, что решит свои дела только после четырех дней;
  • или если он отложил совершение молитвы, не имея оправдания, так что не осталось для нее времени в отведенный временной промежуток»

Когда и сколько дней путник может сокращать намазы во время стоянки?

Как понятно из предыдущего пункта, путник может сокращать и совмещать молитвы в месте стоянки, если намеревается оставаться в нем четыре дня (20 обязательных намазов) или менее. Есть и другие варианты, при которых на путника распространяется данное положение. Пишет шейх Марьи аль-Карми : «Также он сокращает молитвы

  • если остановился по нужде без намерения оставаться жить более четырех дней и не знает, когда освободится;
  • или его несправедливо задержали;
  • или он задержался в некой местности по причине дождя,

даже если при этом остается в данной местности годами» . См. «Далиль ат-талиб», с. 52.

Совмещение намазов для путника

Совмещать молитвы путник может как во время первого из двух намазов, так и во время второго. Может делать намазы зухр и ‘аср во время, отведенное для зухра, а может во время, отведенное для ‘асра. И так же с магрибом и ‘иша: может переносить ‘иша на время магриба и делать сразу после магриба, а может переносить магриб на время ‘иша, и делать прямо перед ‘иша. В зависимости от того, как ему удобнее.

Условия совмещения намазов путником

Пишет о них шейх аль-Карми :

«Если он объединяет молитвы во время первой из них, то условиями действительности объединения будет

  • намерение на объединение во время начала первой;
  • не разделять между ними чем-либо вроде дополнительной молитвы, — допускается лишь временной промежуток, достаточный для произнесения и совершения сокращенного малого омовения (вуду);
  • чтобы причина, дозволяющая совмещение, существовала в начале каждой из двух молитв;
  • чтобы молящийся не прерывался, пока не закончит вторую.

А если он объединяет молитвы во время второй из них, то условия следующие:

  • чтобы намерение объединить их присутствовало еще во время, отведенное для первой, до того выйдет ее время из-за наступления времени второй;
  • чтобы причина, дозволяющая совмещение, существовала при наступлении времени, отведенного для второй молитвы. Других условий нет» . См. «Далиль ат-талиб», с. 53-54.

Это основные положения, с которыми может столкнуться большинство путников. А кто будет изучать фикх мазхаба, тот с дозволения Всевышнего узнает гораздо больше деталей, подробностей и постановлений, касающихся затронутой темы.

Передал Муслим в своем «Сахихе», что Я’ля ибн Умейя, да будет доволен им Аллах, спросил у Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Почему мы сокращаем молитвы, мы ведь в безопасности?» Умар ответил: «Я спросил об этом пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Это милостыня, которой облагодетельствовал вас Аллах, так примите Его милостыню» » .

У ученых ханбалитского это приблизительный минимум, а не категоричный. Фактическое расстояние может быть и несколько меньшим.

Спросили имама Ахмада: «При каком расстоянии сокращаются намазы?» Он ответил: «В четыре барида» . Его спросили: «Путь одного полного дня?» Он ответил: «Нет. Четыре барида. Это шестнадцать фарсахов. Путь двух дней» . — Т.е. при передвижении в дневное время.
Передал имам Абу Бакр ибн Аби Шейба с достоверным от Ибн Аббаса, что он сказал: «Сокращаются намазы при пути, который занимает день и ночь» . См. «Аль-Мусаннаф» 8119.
Передал имам аш-Шафии с иснадом от Ибн Аббаса, что его спросили: «Сокращаются ли намазы при поездке (из Мекки) в Арафат?» Он ответил: «Нет. Сокращаются при поездке в ‘Усфан, или в Джидду, или в Таиф» . См. «Аль-Умм» 1/211-212.
И передал имам ад-Даракутни от Ибн Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О жители Мекки, не сокращайте намаз, если путь меньше, чем четыре барида. (Сокращайте если путь, как) от Мекки до ‘Усфана» . Мухаддисы высказались о том, что данное сообщение имеет слабый иснад до пророка, мир ему и благословение Аллаха, и должно считаться словами Ибн Аббаса, а не пророка, мир ему и благословение Аллаха. Но и с другим, неизвестным нам иснадом.

Четыре барида — это 48 миль. Ученые ханбалитского мазхаба используют в исчислении хашимитские мили. Хашимитская миля составляет 6000 локтей, а один локоть — 48 см. Подсчет 48 * 6000 * 48 дает 13 824 000 см. Что в километрах равно 138,24.

В наше время расстояние между указанными населенными пунктами имеет меньшее значение — около 90 км. Возможно, причина этого в прямоте новых связующих дорог, для которых были разрушены огибаемые ранее путниками горы и холмы; в разрастании городов и в приблизительном характере оценки минимального расстояния.

От передаются и другие сообщения о расстоянии, при котором сокращается молитва, и часть из них можно понять как повествование о месте в котором произошло сокращение, а не как извещение о конечном пункте путешествия.

Передается от Абу Басры аль-Гифари сообщение, из которого может быть понято, что согласно сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха, человек становится путником еще до выхода в путь, только лишь вознамерившись. Передал Абу Дауд, что Убейд ибн Джабр рассказывал: «Я был с Абу Басрой аль-Гифари, когда на корабле мы отплывали из Фустата. Это был месяц рамадан. Он отчалил. Затем подоспела его еда. Мы еще не проплыли дома, как он позвал к трапезе. Затем он сказал: «Давай, ближе». Я сказал: «Разве ты не видишь дома?» Он ответил: «Ты не желаешь сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» — И тогда он стал есть.

Основа в этом вопросе — слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» . [Женщины, 101]
Сказал имам : «Не будет человек странствующим, пока не выйдет. И от пророка, мир ему и благословение Аллаха, передано, что он начинал сокращать молитвы, когда выходил из Медины. Сказал Анас: «Я делал с пророком в Медине молитву зухр в четыре ракята, а в Зуль-Хулейфе (мы делали) два ракята». В передаче этого хадиса сошлись и Муслим.
А что касается Абу Басры, то он не стал есть, пока не отчалил. И слова «не проплыли дома» означают — и Аллах лучше знает — «не отдалились от них». На это указывают слова Убейда: «Разве ты не видишь дома?
Если это так, то разрешено ему сокращать намазы, даже если он находится близко к домам».
См. «Аль-Мугни» 2/191.

Объяснение имама Ибн Кудамы подтверждается также тем, что г. Фустат был новым — он основан во времена сподвижников на берегу реки, и кто отчаливал от берега, тот плыл не внутри города, а снаружи, вдоль его границы, наблюдая некоторое время городские дома со стороны.

Это мнение о положении путника передано от группы табиинов. Его также высказывали имамы: , аш-Шафии, аль-Аузаи, Исхак ибн Рахавейх, Абу Саур и ученые-ханафиты. А имам Ибн аль-Мунзир передал единогласие в этом мнении от всех тех, у кого он получал и от кого сохранил знания. См. «Аль-Мугни» 2/191-192. И передается от некоторых табиинов, что они придерживались обратного.

Т.е. наступило время обязательной молитвы, когда тот, кто собирается в дорогу был еще в своем населенном пункте. Он не стал совершать эту молитву в своем населенном пункте и вышел в путь. Через некоторое время, будучи за городом в пути, он решил сделать эту молитву. Он обязан делать ее полностью, так как она стала для него обязательной еще тогда, когда положения путника не распространялись на него.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший из Мекки) может оставаться в Мекке три дня» . В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. Хадис указывает на то, что такое время человек остается путником, а затем становится оседлым жителем, как пояснил имам Ибн Кудама. См. «Аль-Мугни» 2/212.
И передали аль-Бухари и Муслим, что Анас сказал: «Мы вышли с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Мекку (для хаджа), и он сокращал намазы, пока не вернулся. В Мекке он пробыл десять дней, сокращая намаз» . — То есть четыре дня он прожил в Мекке, а затем шесть дней выполнял обряды хаджа в Мине, Арафате и Муздалифе.
Мнение о четырех днях передается от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и Катады, да помилует его Аллах. Также это мнение имамов Малика, аш-Шафии, Абу Саура с небольшими различиями в деталях.

Потому что он совершил грех, пропустив время молитвы, а облегчения шариата не распространяются на грехи. Его совершение такой молитвы во время второй уже будет , а не совмещением.

Так понимают ученые-ханбалиты и абсолютное большинство ученых известные сообщения о том, что некоторые сподвижники, находясь в одной местности, и будучи путниками, сокращали молитвы долгое время.
Из таких сообщений то, что сказал Нафи’: «Ибн Умар оставался в Азербайджане шесть месяцев, делая намазы по два ракята. Потому что снег завалил выход» .
И передал Хафс ибн Абдуллах, что Анас ибн Малик оставался в Шаме (Левант) два года, совершая намаз путника.

Если уточнить, то причины для длительного пребывания в положении путника при проживании в одной местности будут две:

  1. Намерение выехать со дня на день, тогда как дела и заботы отодвигаются все дальше и дальше. Как если человек имеет намерение что-то купить, а продавец каждый день сообщает, что товар прибудет завтра или послезавтра.
  2. Вынужденная задержка не по причине интересов и намерения путника, а по причине внешних обстоятельств. Вроде ливней, обильных снегопадов, болезни, плена, тюрьмы и тому подобного.
    Шейх Абдульгани ибн Ясин аль-Лябади (ум. 1319 г.х.), объясняя это положение в мазхабе, пришел к заключению, что даже знание путником того, что по причине таких обстоятельств он задержится больше, чем на четыре дня, не лишает его положения путника.
    Шейх писал: «Из этого понимается, что если путник попадет в зону карантина и будет оставаться в ней даже длительное время, то он может сокращать намазы. Даже если знает, что ему придется там оставаться долго. Подобно тому, кого несправедливо задержали (арестовали/удерживают) — он сокращает молитвы, даже если знает, что не освободится еще долгое время.
    Таким же будет положение, если люди, совершившие хадж, прибудут в Джидду, возвращаясь в свои страны, не найдут корабля, на котором могли бы уплыть, и узнают, что корабля не будет еще много дней. Им можно будет сокращать молитвы столько, сколько они будут там находиться. Потому что у них нет никакой нужды в этой остановке, и, наоборот, из-за нее они испытывают предел расстройства и осложнений. И если бы не это обстоятельство, в котором нет у них никакого интереса, то не остались бы они в этом месте и на час. В отличие от того, кто остается для достижения своих интересов и знает, что сможет достичь задуманного только через четыре дня.
    Это то, что понимается из их (прежних ученых мазхаба) слов, и не годится опираться на иное понимание.
    С нами произошло то же самое, и мы сокращали молитвы, и давали людям фатву о разрешенности сокращения. А Пречистый Всевышний Аллах лучше знает» . См. «Хашия ‘аля Нейль аль-ма-ариб» 1/91.

09:15 2017

Я путешествовал и по дороге остановился в одном селении, где совершил пятничную коллективную молитву (Джума). Затем я встал и совершил "аср (послеполуденную молитву), т.е. совместил "аср с Джум"а. Со мной был друг, который возразил, сказав, что нельзя совмещать эти две молитвы. Какое решение Шариата в данном вопросе?

Да, нельзя совмещать Джум"а и "аср. По Шариату дозволено совмещать зухр и "аср, и магриб и иша. Вы должны повторно совершить аср, который совместили с джума, потому что помолились раньше времени наступления молитвы, а молитва, совершенная раньше времени, недействительна.

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) подробно разъяснил этот вопрос. Он сказал: «Не дозволено совмещать аср и джума в случаях, когда дозволено совмещать зухр и аср. Если путник останавливается в городе и совершает джума с местными жителями, ему не дозволено совмещать аср и джума.

Если идет сильный дождь и это обстоятельство позволяет совмещать зухр и аср, все равно не дозволено совмещать аср и джума. Когда больному дозволено совмещать молитвы и он приходит на джума, ему все равно нельзя совмещать аср и джума.

Доказательством служат слова Аллаха:

إِنَّ الصَّلاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَاباً مَوْقُوتاً

«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Женщины 4:103), т.е. для каждой молитвы предназначено определенное время.

Аллах обобщенно говорит об этих временах в следующем аяте:

أ َقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُوداً

«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (Перенес Ночью 17:78).

Время от полудня до наступления ночи, отмеченное в данном аяте, включает в себя четыре молитвы: зухр, аср, магриб и иша. Эти молитвы перечислены вместе, потому что между ними нет промежутка; как только заканчивается время одно молитвы, наступает время другой. Утренняя молитва фаджр упоминается отдельно, потому что ее время не связано с ночной или полуденной молитвой.

Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подробно разъясняет время пяти молитв, об этом говорится в хадисах от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса, Джабира и других. Так, мы узнаем, что время полуденной молитвы зухр начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени предмета станет равна его высоте; время послеполуденной молитвы аср начинается с момента, когда тень предмета равняется его длине, и продолжается до захода солнца; когда солнце желтеет, наступает время обязательного совершения молитвы; время вечерней молитвы магриб начинается с захода солнца и длится до полного исчезновения красноты, т.е. вечерней зари; время ночной молитвы иша начинается с момента исчезновения вечерней зари и длится до середины ночи; время утренней молитвы фаджр начинается с зари и длится до восхода солнца. Это время молитв, которое Аллах установил в Своей Книге и Сунне Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Если человек совершил молитву до предписанного в Коране и Сунне времени, то он грешник и его молитва будет отвергнута, потому что Аллах говорит:

وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

«А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (Корова 2:229).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то это будет отвергнуто». То же самое относится к человеку, который совершил молитву, когда ее время уже истекло, не имея на то уважительной шариатской причины.

Кто совершил зухр до того, как солнце прошло зенит, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее. Кто совершил аср до того, как тень предмета поравнялась с его длиной, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее, за исключением случаев, когда у человека есть узаконенная Шариатом причина, которая позволяет ему объединять зухр и аср в течение времени зухра.

Кто совершил магриб до захода солнца, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее.

Кто совершил иша до момента исчезновения вечерней зари, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее, за исключением случаев, когда у человека есть узаконенная Шариатом причина, которая позволяет ему объединять магриб и иша в течение времени магриба.

Кто совершил фаджр до зари, то его молитва недействительна и не принимается. Таковы повеления Аллаха, изложенные в Его Книге и отраженные в Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Поэтому человек, объединяющий аср и джума, совершает молитву до начала ее времени, т.е. до того момента, когда тень предмета равняется его длине. Следовательно, его молитва недействительна и отвергается.

Если кто-то спросит, можно ли провести аналогию между объединением молитв аср и джума и объединением молитв аср и зухр, то мы ответим, что такая аналогия неправильна по нескольким причинам:

Эта аналогия касается актов поклонения.

Джума – это отдельная молитва, которая имеет особые положения. Существует более двадцати различий между молитвой зухр и джума, поэтому их нельзя сравнивать.Эта аналогия противоречит ясной Сунне. В «Сахихе» Муслима передается от Абдуллы ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совмещал полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, находясь в Медине, когда не было ни дождя, ни причин для страха. Когда его спросили об этом, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что не хотел тревожить свою общину.

Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) случались сильные дожди, и это вызывало большие затруднения, но он (мир ему и благословение Аллаха) не объединял аср и джума. Передается в «Сахихе» аль-Бухари и других сборниках от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молил о ниспослании дождя, стоя на минбаре, и он не спустился с него, пока дождь не промочил его бороду. Это могло случиться, только если дождь был достаточно сильным, что сделало бы возможным объединение молитв, если бы было дозволено объединять аср и джума. Анас (да будет доволен им Аллах) продолжил: «В следующую пятницу пришел человек и сказал: «О, посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил дождь!»». Это значит, что вода разлилась по улицам, и это обстоятельство позволило бы объединить молитвы аср и джума, если бы такое объединение было разрешено.

Если кто-то попросит представить доказательства того, что нельзя объединять аср и джума, то мы ответим, что сама просьба является неуместной. В основе актов поклонения лежит запрет, т.е. их нельзя совершать, не владея доказательствами их обоснованности. Поэтому если человек не совершает определенный акт поклонения, мы не должны спрашивать его о доказательствах. Наоборот, о доказательствах надлежит спрашивать того, кто совершает определенный акт поклонения, потому что Аллах осуждает тех, кто поклоняется Ему не в той манере, которая предписана Шариатом:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّهُ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Совет 42:21)

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الأِسْلامَ دِيناً

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Трапеза 5:3)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не является ее частью, то это будет отвергнуто» .

Поэтому если кто-то попросит представить доказательства того, что нельзя объединять аср и джума, мы спросим его в ответ: «А где доказательства того, что это разрешено?». Основа в том, что необходимо совершать аср в определенное для этой молитвы время. Исключением являются случаи, когда аср можно объединить с другой молитвой при наличии узаконенной Шариатом причине. Во всех остальных ситуациях действует указанный выше принцип, т.е. недозволенность совершать молитву в неустановленное для нее время.

Если кто-то спросит о человеке, который намеревается совершить молитву зухр вместо джума, чтобы иметь возможность объединить ее с молитвой аср, то мы ответим следующее: если имам и молящиеся за ним поступят подобным образом, т.е. жители определенной местности вознамерятся совершить зухр вместо джума, то нет сомнений в том, что это запретно и такая молитва недействительна. Пятничная коллективная молитва обязательна для них и если они пренебрегают своей обязанностью, т.е. совершают зухр вместо джума, то отклоняют то, что им предписано, и совершают то, на что не было дозволения. Их молитва недействительна и не принимается, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не является ее частью, то это будет отвергнуто».

Если путник намеревается совершить зухр вместо джума за теми, кто совершает джума, чтобы иметь возможность совместить зухр с молитвой аср, то это также недействительно. Если путник приходит на джума, она становится обязательной для него; если человек обязан совершить джума, но совершает зухр до того, как имам говорит таслим в конце молитвы, то его зухр недействителен. Даже если бы это было дозволено, человек упустил бы большую награду за совершение пятничной коллективной молитвы.

Я объяснил этот вопрос так подробно, потому что есть такая необходимость. Мы просим Аллаха направить нас к правильным поступкам и принести пользу людям. Воистину, Он Самый Щедрый.

«Маджму Фатава Ибн Усеймин», 15/371-375.

В Священном Коране сказано, что у каждой молитвы есть свое время, свой временной промежуток (см. ). В то же время мы знаем, что Пророк объединял в пути вторую с третьей и четвертую с пятой молитвами, сокращая четырехракяатные до двух.

Что же касается возможности объединения молитв вне путешествия, то об этом есть упоминание в Сунне. Во второй по достоверности книге после Священного Корана, в своде хадисов имама аль-Бухари есть хадис: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), находясь в Медине, молился восемь и семь [ракяатов], Зухр и ‘Аср, Магриб и ‘Иша’. Эти слова были переданы Ибн ‘Аббасом. Когда последний процитировал их, сподвижник Пророка по имени Айюб спросил: «Возможно, это было во время проливного дождя?» Ибн ‘Аббас ответил: «Возможно» .

В сводах хадисов Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда приводится следующий хадис: «Пророк Мухаммад совершал в Медине [порой] Зухр и ‘Аср вместе, а также Магриб и ‘Иша’. При этом он находился на месте постоянного пребывания и каких-либо опасений, страха или дождя не было» . Имам Малик добавлял: «Мне кажется, что это из-за дождя » . Некоторые правоведы, среди которых были ученые ханафитского и шафиитского мазхабов, предполагали, что Пророк совершал это во время физической немощности, болезни .

Приведу некоторые дополнительные хадисы по этой теме:

– «Когда Пророк торопился, он объединял четвертую молитву с пятой, и это после исчезновения вечерней зари » . Передавший данный хадис Ибн ‘Умар сам тоже так поступал , ссылаясь на действие Пророка;

– «Когда посланник Всевышнего выходил в путь днем, он объединял вторую и третью молитвы, а когда собирался быть в пути ночью – объединял четвертую с пятой» ;

– Считающийся одним из грамотнейших сподвижников Пророка в вопросах богословия Ибн ‘Аббас однажды вел проповедь (урок, назидание) после третьей молитвы. Солнце уже зашло, и начали появляться звезды. Кто-то из людей воскликнул: «Молитва! Молитва!» Через некоторое время к Ибн ‘Аббасу уверенно подошел человек и с порицанием сказал: «Молитва! Молитва!» Сподвижник Пророка воскликнул: «Бесстыдник! Ты учишь меня Сунне [как правильнее поступать]?!» И через некоторое время обратился к людям: «Я сам видел, как Пророк объединял [порой] вторую молитву с третьей, четвертую с пятой!» Бывший свидетелем этой ситуации Ибн Шакык говорит: «В мою душу закралось сомнение, и я решил уточнить это у Абу Хурайры. Когда я спросил его об этом, он подтвердил слова Ибн ‘Аббаса» .

Богословы-ханафиты об объединении молитвы

С ними согласны и другие известные ученые, среди которых и имам аш-Шавкяни , трактуют слово «объединял» как «совершал молитвы на стыке времен», то есть вторую молитву – в конце ее времени, а третью – в начале; четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую – в начале . Ибн ‘Аббас передавал: «Я молился вместе с Пророком восемь [ракяатов] вместе и семь [ракяатов, т. е. три вечерней, а вслед за ними четыре ракяата ночной] вместе [один намаз за другим]. У него спросили: «Возможно, что это было в форме оставления второй молитвы (Зухр) напоследок и совершения третьей (‘Аср) в самом начале ее времени; а также с задержкой четвертой (Магриб) на конец времени и совершением пятой (‘Иша’) в самом начале ее временного отрезка?» «Думаю так», – ответил он .

Объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в общем промежутке времени допускается богословами-ханафитами только во время паломничества днем на горе ‘Арафа (молитвы Зухр и ‘Аср) и ночью в долине Муздалифа (Магриб и ‘Иша’) .

Богословы-шафииты об объединении молитвы

Они комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой – от начала времени четвертой до конца пятой.

Наш современник Вахба аз-Зухайли замечает: «Лучше не объединять (кроме как в той форме, о которой говорят богословы-ханафиты, и двух случаев во время паломничества), выходя из того, в чем богословы разногласят, и делая то, в чем они единодушны . Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) объединял молитвы крайне редко». В то же время этот богослов подчеркивает: «Канонически выверенным является допустимость (джаваз) объединения молитв (в общем промежутке времени), так как это присутствует в Сунне, которая, наряду с Кораном, – исток канонов» .

Нужно правильно понимать и проставлять акценты: есть четко сформулированные и не поддающиеся сомнениям временные промежутки для совершения в них пяти ежедневных обязательных молитв. При этом существуют облегчения, имеющие достоверное каноническое подтверждение, но применяемые как исключения в критических ситуациях.

Также крайне затруднительны для России ситуации со своевременным совершением второй и третьей молитв зимой и четвертой и пятой – летом. Если человек работает и социально активен, каковым должен быть любой верующий, то зимой вторая и третья молитвы идут друг за дружкой с промежутком в полтора-два часа. И наиболее вероятно, что если верующий нашел возможность совершить одну молитву, то через полтора часа найти такую возможность, тем более если необходимо обновить омовение, крайне затруднительно. Летом очень короткие ночи и, если совершать четвертую своевременно, а затем пятую через полтора-два часа, то до утренней молитвы остается около двух часов, то есть человек не спит вечером и всю ночь до утра, выжидая каждую из молитв, на следующий же день он оказывается совершенно нетрудоспособен.

Учитывая современный ритм жизни и крайнюю малочисленность мечетей и моленных домов в России, когда расстояния от дома до работы велики, а условия для обновления ритуальной чистоты крайне сложны, актуально вспомнить действие пророка Мухаммада, упомянутое в своде хадисов аль-Байхакы: «В табукском походе, когда Пророк намеревался отправиться в путь и солнце уже минуло зенит, он совершал вторую и третью молитвы сразу. Если он выходил до наступления времени второй молитвы, то откладывал ее на время третьей. То же самое касалось и четвертой с пятой. Если он выходил после захода, то перед тем как выйти – совершал четвертую с пятой. А если до захода, то откладывал четвертую молитву на время пятой, и затем совершал их вместе» .

Безусловно, этот хадис можно отнести к ситуациям, когда человек является покидающим свой дом и местность, на которой он живет, и отправляющимся в путь, причем конечная точка назначения удалена от дома на девяносто и более километров – тогда верующий начинает пользоваться каноническими облегчениями после пересечения границ города. Обязательные молитвы он как объединяет, так и сокращает. Но находясь на месте постоянного пребывания и не имея возможности своевременно совершить молитву, верующий может объединить вторую с третьей и четвертую с пятой, хотя при этом не имеет права сокращать четырехракяатные до двух .

Основанием для этого являются действия самого Пророка, упомянутые ранее, и комментарии ученых прошлого и настоящего . Еще раз подчеркну, что все, кто говорил о возможности объединения второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в затруднительных ситуациях , в один голос утверждали и утверждают, что это может быть только исключением, а никак не правилом .

Обязанность верующих пред Творцом – совершение пяти обязательных молитв в строго определенный для каждой из них временной промежуток, что прописано и в последнем Священном Писании, и в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В то же время, если никак не получается, то – «на стыке времен», а если и это не получается, то – «в общем временном промежутке». В каждой отдельной ситуации верующему самому решать, как поступить.

Важно отличать лень, беспечность, легкомыслие и безответственность от настоящей вынужденности и необходимости. Ученые говорили: «Кто объединит между двумя молитвами без канонического на то оправдания и соответствующих причин, тот совершит один из злостных грехов» .

Если человек собирается объединять в пути или в иной затруднительной ситуации , то для канонической допустимости этого ему необходимо соблюсти следующие условия .

1. В случае присоединения третьей молитвы (‘Аср) ко второй (Зухр) или пятой (‘Иша’) к четвертой (Магриб) :

– Намерение. Обычно намерение на объединение проговаривается вместе с намерением на совершение первой из двух;

– Последовательность;

– Совершение объединяемых молитв одна за другой ;

– Наличие причины объединения, как минимум, до начала фактического совершения второй.

Все четыре пункта обязательны.

2. В случае присоединения второй (Зухр) молитвы к третьей (‘Аср) или четвертой молитвы (Магриб) к пятой (‘Иша’) :

– Намерение. Необходимо намерение на объединение до того, как выйдет время первой из них;

– Наличие причины объединения до окончания фактического совершения второй из двух ;

– Последовательность. Совершить сначала первую из двух, а затем вторую;

– Совершение объединяемых молитв одна за другой .

Первые два пункта обязательны, а последние два – желательны .

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 182, хадис № 543; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 175; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 208, хадис № 543.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 215 хадис № 705; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 5, хадис № 1210; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 586.

В одном из повествований данного хадиса продолжается: «У Ибн ‘Аббаса спросили: «А почему Пророк так поступал?» Сподвижник ответил: «Он (Пророк) не хотел ставить последователей своих в затруднительное, критическое положение». См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 177; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 6, хадис № 1211; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 229, хадис № 341; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 79, 80, хадис № 187, 188.

Имам ат-Тирмизи говорил: «В моем своде хадисов есть только два хадиса, которые мнением всех ученых-богословов не применяются в повседневной практике – это хадис Ибн ‘Аббаса об объединении молитв Пророком в Медине, когда не было дождя и каких-либо иных опасений, и хадис о смертной казни для пьяницы, который трижды уже до этого был наказан ударами плетью. Что касается хадиса о пьянице, то мнение ученых едино относительно его канонической аннулированности (мансух). Однако в вопросе о хадисе Ибн ‘Аббаса необходима поправка. Об отмене его и непригодности к применению нет абсолютного согласия. У богословов были разные мнения о том, как понимать этот достоверный хадис. Большая их часть говорила о возможности применения его в непогоду, а также в случае болезни, недомогания. Некоторые понимали еще более широко и говорили о возможности объединения молитв в различных затруднительных ситуациях, но только как исключение». См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 218, 219.

То есть из-за ненастной погоды, слякоти, которые делали возможность посещения мечети крайне затруднительной.

Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 120, хадис № 332. В хадисе, который приводит имам Малик, упоминания о дожде нет.

Другие ученые ответили на это предположение: достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял молитвы сообща (в джама‘ате) с людьми, среди которых были совершенно здоровые. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 209.

То есть после того, как уже вышло время четвертой обязательной молитвы.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 213, хадис № 703/42, 43; Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 331.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 192, хадис № 554.

Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 335.

Это было уже после смерти пророка Мухаммада.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. С. 217 хадис № 705\57.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 229.

Как в реалиях прошлого, так и в реалиях современности, найти тот короткий временной промежуток, когда вторая молитва переходит в третью и четвертая в пятую, а также суметь (тем более при сегодняшнем ритме жизни) именно к этому времени иметь омовение, подходящее место для совершения молитвы и т.д. – все это достаточно непросто, и облегчение становится усложнением ситуации, которое совсем некстати. См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 228, 229; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210.

Но не исключено, что при своевременном расчете возможностей и четком знании начала и завершения времени молитв, это возможно. В таком случае поступить подобным образом будет наиболее правильным, так как с данной формой объединения согласны все богословы без исключения. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 229.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3, ч. 5, с. 217, хадис № 705/55.

О том, что в этих двух случаях лучше объединять молитвы в общем промежутке времени, согласны все ученые-богословы, так как тому есть явное доказательство в Сунне Пророка. См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500.

Это оговаривалось всегда и учеными всех мазхабов. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 227.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1373, 1374.

Относительно дождей и непогоды мнение богословов, говорящих о допустимости объединения в общем промежутке времени, практически едино, так как именно об объединении молитв в непогоду сказано в хадисах.

При вынужденном совершении очередной молитвы в салоне автомобиля молящийся все делает как обычно, кроме движений, которые совершаются им с максимально возможной в данных условиях амплитудой.

См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 585; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С.7, 8, хадис № 1220. Данный хадис приводится также в сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, аль-Хакима и Ибн Хаббана.

«Местом постоянного пребывания», по мнению ханафитских богословов, считается та местность, где человек намеревается находиться пятнадцать суток или более. Шафиитские богословы считают – четверо суток, не беря в расчет день прибытия и день отбытия.

Сокращать четырехракяатные молитвы, как мы уже говорили, может только путник.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 3. С. 555.

Среди них были такие известные имена, как Ибн Сирин, Раби‘а, Ашхаб (богослов маликитского мазхаба), аль-Каффаль, аш-Шаши (богословы шафиитского мазхаба), Ибн Мунзир, многие хадисоведы и другие. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 219.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210 и сноска № 1 на с. 210; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 229 и др.

См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 80, хадис № 188. В пояснении к хадису ат-Тирмизи подчеркивает, что данное повествование не является словами самого Пророка, однако смысл его верен и канонически правилен.

Относительно продолжительного пути богословы-шафииты оговаривают абсолютную допустимость объединения молитв.

К затруднительным ситуациям богословы-шафииты относят ненастную дождливую погоду, оговаривая, что непогода и дождь должны продолжаться до начала второй из двух молитв. Наиболее распространенным мнением в шафиитском мазхабе является недопустимость послаблений по причине болезни или недомогания. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1377; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.

В то же время, многие ученые шафиитского мазхаба говорили о допустимости объединения молитв в случаях болезней, сильных недугов или в крайне затруднительных ситуациях, говоря, что этому есть подтверждение в Сунне, и такой подход соответствует духу исламского законоведения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.

Как уже было сказано ранее, бо льшая часть богословов ханафитского мазхаба против объединения в общем промежутке времени, лишь – «на стыке времен». Поэтому никаких условий по объединению ими не оговаривается. Здесь мы приводим условия, оговоренные богословами-шафиитами.

См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 212, 213; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1378, 1379.

То есть объединяет во временном промежутке первой из двух молитв.

Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 502.

То есть молящийся объединяет во временном промежутке второй из двух молитв.

Если человек, например, вернулся домой с работы, то «причина объединения» уже отсутствует. Он совершит вторую с третьей молитвы, но вторая уже будет восполняемой (када’), если время ее вышло, а третья – совершенной вовремя.

Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения.

Ученые ханбалитского мазхаба говорят об обязательности сохранения последовательности в обоих формах объединения. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1384.

Подробнее об этом см.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504.

mob_info