Лётчик Мамкин.

В этот день, 28 августа 1916 года, родился Александр Петрович Мамкин - гвардии лейтенант, гражданский летчик и просто Человек с большой буквы, однажды пожертвовавший своей жизнью и принявший мучительную смерть, спасая от фашистов детей...

События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь.
Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы.
Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры?
Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением.Михаил Степанович Форинко предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала.
Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.
И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.
Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали…
На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов.
Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все.
Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы.





Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы.

К моменту событий, о которых идёт речь, Александр Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан.

Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.

И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать.

И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.

Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить:

«Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…»

И Александр Петрович Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости?





Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание? Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, первый тост выпивали:

За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.


Биографическая справка:

Александр Петрович Мамкин , гвардии лейтенант. Родился в 1916 г. в селе Крестьянское Воронежской обл. С 1931 г. работал в колхозе, в 1934 поступил в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 в составе 9-го набора поступил в Балашовскую школу ГВФ. В 1938 стал кандидатом в члены ВКП(б). После школы работал в Таджикском управлении ГВФ.

С 1942 года в составе 105 гв. ОАП ГВФ совершил не менее 70 ночных вылетов в немецкий тыл к партизанам на самолёте Р-5.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 посадил горящий самолёт с эвакуированными из немецкого тыла (10 детей, 3 взрослых) на своей территории; умер от ожогов 17 апреля. Награждён орденом Красного Знамени (посм.), орденом Отечественной войны I ст., медалью «Партизану Отечественной войны» I ст. Похоронен в г. Велиж Смоленской обл.

Награды Александра Петровича Мамкина:

К ордену « Отечественной войны 1 степени» был представлен 22 августа 1943 года. В ходатайстве, в разделе «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги» имеется следующая запись:

«За время Отечественной войны совершил 74 боевых вылетов из них 15 вылетов ночью с посадкой у партизан и 22 вылета ночью на сброс с посадкой на своей территории. Доставил партизанам 3240 кгр. Боеприпасов, 16 человек в/сл., и вывез 24 человека раненых партизан. Часто подвергался обстрелу со стороны вражеской зенитной артиллерии, летая в сложных метеорологических условиях, всегда выполняет отлично боевые задания, проявляя при этом мужество и отвагу. 26 июля 1943 года выполняя боевое задание штаба Партизанского движения Калининского фронта по переброске к партизанам в район Селявщина радистов с рацией и боеприпасов. Попал в сложную метеорологическую обстановку, сплошной туман, низкая облачность. Отлично владея техникой пилотирования, ведя самолет по приборам, точно над целью пробил облачность и мастерски совершил посадку на партизанской площадке выполнив боевое задание в срок и без происшествий. За время работы на фронте не имеет ни одного происшествия. За проявленное мужество и отвагу при выполнении боевых заданий Командования ходатайствую о награждении тов. Мамкина орденом «Отечественной войны 1 степени» Командир 1 АЭ 2- го ОТД. Авиаполка ГВФ майор Федотов».

К Ордену Красного Знамени Мамкин А.П. был представлен Об этом также свидетельствует запись в наградном листе:

«В феврале, марте месяце 1944 года, выполняя по 3-4 боевых вылета в ночь с посадкой у партизан, выполняя все задания отлично, за что приказом Войскам 1 ПБФ объявлена благодарность. За отличное выполнение боевых заданий командование по связи с партизскими бригадами в тылу противника, за личное мужество и отвагу проявленные при выполнении этих заданий Мамкин А. П. - достоин награждения орденом Красного Знамени».

Приказом войскам, Первого Прибалтийского фронта № 000 от … года Мамкин А.П. награжден Орденом Красного Знамени.

Основание: ЦАМОРФ, ф 33 оп. д 4022, №16.

«В копии письма начальника Штаба 105 ОГАП ГВФ начальнику отдела кадров ГУ ГВФ от 01.01.01 г. № 000 значится гвардии лейтенант Александр Петрович Мамкин, представленный к званию Героя Советского Союза (посмертно)».

В архивной справке Министерства Обороны Российской Федерации полученной из города Подольска от 01.01.01 года за № 11/72804 имеется следующая запись:

«Совет ветеранов 105 гв. отдельного авиаполка вышли с ходатайством о присвоении звания Герой Советского Союза Мамкину А. П. посмертно. От присвоения звания Героя Советского Союза отклонен, в х.632г».

Из воспоминаний однополчанина Е. М. Ширшова

В статье «Мгновение подвига», напечатано воспоминание о подвиге Александра Петровича Мамкина его однополчанина, парторга эскадрильи Е. М. Ширшова, который принимал личное участие в выполнении боевых заданий. В ходе одного получил тяжелое ранение, в результате которого ему была ампутирована рука. Из воспоминаний Е.М. Ширшова стало известно:

«В годы учебы в финансово - экономическом техникуме ГК ВЛКСМ внес в жизнь комсомольца Мамкина свои коррективы. В соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ А. П. Мамкин был отобран в группу лучших комсомольцев города и направлен для обучения в летную школу».

Учебные дела шли успешно. Являясь отличником учебы, он справедливо служил примером для своих товарищей. Особенно ему легко давались технические предметы. Бывало, на уроках самоподготовки он так увлекался, что невольно становился консультантом по техническим дисциплинам. Вокруг него всегда толпились курсанты учебной группы. Не считаясь со временем, он всегда помогал тем, кто отставал, брал их на буксир и выводил в число успевающих по техническим предметам. Про него так и говорили: у нашего Мамкина всегда душа на распашку.

Был щедрым человеком в большом и малом – во всей своей жизни».

Из воспоминаний также узнали, что:

«Самым знаменательным событием в моей жизни, - как об этом говорил Мамкин, - был день, когда мне секретарь городского комитета партии вручил кандидатскую карточку за № 000..»

Это тоже свидетельство отличной учебы, общественной деятельности. В то время немногие из курсантов, удостаивались такой высокой чести и доверия партийного коллектива. Доверие нужно было еще завоевывать отличной учебой, ударным трудом, активным участием в общественной жизни школы, высокой дисциплиной. Словом, нужно было быть примером во всем.

«Требования были высокими и не все из нас в ту пору могли достичь их вершин» - написал однополчанин.

Также из воспоминаний Е. М. Ширшова стало известно, что Александр Петрович не искал в жизни легких путей. Несмотря на то, что ему, как отличнику предоставлялось право широкого выбора места работы. Вновь возвращаюсь к воспоминаниям однополчанина:

«В выпускной аттестации летной школы отмечалось, что курсант Мамкин Александр Петрович Родине предан. Может служить образцом примера. Морально устойчив, бдителен. Работает над повышением своих политических знаний. Словом и личным примером нацеливает товарищей на решение стоящих задач. В общественной жизни активен, пользуется деловым авторитетом. Является застрельщиком проведения теоретических конференций. По характеру решителен, инициативен. Учится отлично. Может быть инструктором».

В этом сохранившемся до наших дней, предельно сжатом документе дана деловая и политическая характеристика Александра Петровича. Нет более высокой оценки для учлета, чем «может быть инструктором». Это была высшая оценка выпускника летной школы. Александр Петрович не воспользовался правом выбора места работы.

На вопрос комиссии по распределению летного состава, куда он просит направить его на работу, Мамкин, не задумываясь, ответил:

«Направьте туда, где я нужен».

Так после окончания летной школы в 1939 году он назначается работать в Таджикское управление Гражданского Воздушного Флота. Мне кажется, что именно комсомольская путевка сделала поворот в его жизни, стала тем событием, которое круто повернуло жизнь, став как бы главной точкой отсчета его жизни.

После успешного окончания летной школы Александр Петрович три года летал в Таджикском, а затем в Узбекском управлениях гражданского воздушного флота. Несмотря на сложные условия полетов в республиках средней Азии, он быстро освоился, вошел в строй пилотов. Уже в первый год работы он заслужил положительный отзыв. За неполные три года работы он сумел налетать 1700 часов без летных нарушений и перевести свыше двухсот тонн почты и грузов. За этим стоял большой упорный труд. Александр Петрович вышел победителем соревнования. Его труд был оценен как ударный, а фотография помещена на стенде передовиков соревнования летного подразделения.

«Это было первое признание его небольшого вклада в выполнение предвоенной пятилетки» - читаю в воспоминаниях однополчанина.

Из воспоминаний однополчанина Георгия Ивановича Синиченкина

Из воспоминаний ветерана 105 –го авиаполка Георгия Ивановича Синиченкина от 01.01.01 узнали, что в первые годы войны Александр Петрович Мамкин был на фронте в составе 120-го отдельного Гвардейского ордена Александра Невского Инстенбургского авиаполка Г. В.Ф. на летной работе, а Георгий Иванович на технической. Впоследствии А. П.Мамкин и другие его товарищи были переведены на службу в 105 отдельный Гвардейский ордена Александра Невского Паневежский авиаполк Г. В.Ф., входивший в состав 3-й Воздушной Армии.

Однополчанин написал:

«Как в капле воды отражается солнце, так и в подвиге пилота Мамкина отразилась боевая работа нашего авиаполка. Летчик – коммунист Александр Петрович Мамкин совершил семьдесят ночных вылетов в тыл противника, к партизанам. Он доставил народным мстителям двадцать тысяч килограммов боеприпасов и вывез на «Большую землю» двести восемьдесят тяжело раненных партизан».

Он переживает каждую новость с фронта, болит душа у него за будущее страны. Невольно, вновь вспоминаются его слова «Тревожные сводки с фронта жгли мое сердце».

Из архивной справке Министерства Обороны Российской Федерации от 01.01.01 года

№ 1.2.23-97ГА:

В донесении командира первого транспортно-бомбардировочной авиаэскадрильи 105 ОГАП ГВФ командиру о боевой работе за апрель 1944 г. в разделе «Боевая работа летного состава» указано:

«гв. лейтенант Мамкин А. П. – отличный летчик, скромный товарищ. Совершил более 70 боевых вылетов с посадкой у партизан.»

«11 апреля ночью на самолете Р-5, возвращаясь на базу с партизанской площадки Вечелье, не долетая линии фронта был подбит зенитным огнем. Самолет загорелся в воздухе на большой высоте. Лицо, руки и ноги Мамкина жгло пламя, охватившее его одежду. На борту самолета был парашют, которым мог воспользоваться, но он не допустил этой мысли, в самолете находились 13 советских людей, которых он взялся вывезти из тыла врага – 2 раненых партизана вез лечиться, а женщину с 10 маленькими ребятами, освобожденных партизанами от верной смерти в немецком рабстве, нужно было доставить на родную землю невредимыми. Под вражеским огнем на горящем самолете, обгорая сам, он долетел до своей территории, снизился и произвел посадку».

Воспоминания воспитательницы детского дома Валентины Степановны Латко.

План операции по спасению около двухсот детей и взрослых из детского дома был детально разработан в штабе Полоцко – Лепельского партизанского соединения. Операция получила название «Звездочка».

Операцию по спасению детей поручили отрядам имени Щорса и Чапаева партизанской бригады имени Чапаева. Операция проводилась в несколько этапов. Вначале детей предстояло переправить в партизанскую деревню, а затем на Большую землю. Эвакуировать нужно было срочно, так как немцы к осени 1943 года стали проявлять особый интерес к Полоцкому детскому дому.

Комендант города Демель интересовался количеством воспитанников, их возрастом, здоровьем, национальностью. Партизанская разведка узнала, что детей планируют использовать донорами для раненных немецких солдат и офицеров. В детском доме было много малышей. Нести их пришлось на руках.

По договоренности с Москвой в день эвакуации над Бельчицами несколько раз пролетали советские самолеты, отвлекая немецкий гарнизон. Операция была проведена под покровом темноты и прошла успешно. Детей привезли в партизанскую деревню Емельянники. Немного подкормили и перевезли в деревню Ушачу, а потом самолетами на Большую землю.

Доставить детей на Большую землю было поручено опытным летчикам Дмитрию Кузнецову и уроженцу хутора Крестьянский Репьевского района Мамкину Александру Петровичу.

За их «головы» гитлеровское командование обещало большое вознаграждение в размере 50 тысяч марок, поместье с большим наделом земли и крестьянами, а также боевой орден – «железный крест».

Валентина Степановна вспоминает, что прежде чем совершить полет Александр Петрович Мамкин пришел познакомиться с детьми, подбодрить. Обращаясь к Валентине Степановне, сказал:

«Не беспокойтесь, все будет хорошо. Я вас благополучно доставлю на Большую землю. Прекрасно понимаю, что везу детей. Сам рос сиротой. Обещаю вам сделать все возможное, чтобы детей доставить на место невредимыми».

Александр Петрович обучил старшего мальчика Володю Шишкова как открывать люки, производить высадку пассажиров. Затем поместил Володю в задней кабине, а Валентину Степановну и девять детей в фюзеляже, двух раненых партизан – в кассетах, похожих на торпедные аппараты. Володя Шишков, сидевший в задней кабине потом рассказал о том, что было в воздухе. Неожиданно впереди вспыхнуло пламя, и оборвало шум мотора. Видимо, снаряд перебил бензопровод, и двигатель начал гореть. Пламя все ближе к кабине. Огонь и едкий дым мешают ориентироваться.

Александр Петрович так же был еще и ранен в руку, Одежда на пилоте горит. Нечеловеческие усилия нужно было сделать, чтоб посадить самолет. Тишина и огонь. Это то, что увидела Валентина Степановна, когда вылезла из люка, который открыл Володя Шишков. Он сказал, что Александр Петрович Мамкин теряя сознание, успел крикнуть:

«Бегите от самолета!»

«Ох, как пригодилось то, чему учил ребят на тренировках перед полетом пилот Мамкин. Быстро высадили малышей и побежали к темнеющему лесу. Только добежали до леса самолет взорвался».

Когда нашли Александра Петровича Мамкина, он был без сознания, на нем еще в некоторых местах горела одежда. Он был отправлен в госпиталь.

«Пять суток полк жил надеждой на жизнь товарища. В те апрельские дни политотдел полка организовал ежедневный выпуск специального бюллетеня. Бюллетень размножался и в тот же день доставлялся во все эскадрильи полка. Из него личный состав узнавал о состоянии здоровья А.П. Мамкина, о спасенных им детях, о раненых партизанах, о силе человеческого духа и о значении подвига героя. В одном из бюллетеней говорилось:

«Напрягая все силы, превозмогая мучительную боль от тяжелых ран и ожогов, товарищ А. П. Мамкин уверенно вел горящий самолет и сумел его посадить».

В те скорбные дни командир писал:

«Героический поступок Александра Мамкина учит летный состав полка высокому мужеству, преданности Родине».

Эти строки читаем в воспоминаниях однополчан. Спасти летчика не удалось. Его похоронили в селе Чухинино.

В 50 х прах летчика перенесли в город Вележ, Смоленской области. Перезахоронили на мемориальном воинском кладбище на Ледова горе в братской могиле воинов Советской Армии, павших смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. На озере Болныря, на месте где произвел посадку самолет Александра Петровича Мамкина скромный монумент на нем выведено.

Воспоминания детей, участников «Огненного рейса»

В газете «Комсомольская правда» от 01.01.01 года нашли воспоминания участников «Огненного рейса». В статье «Слово – спасенным» читаем следующие строки.

«Я та самая воспитательница, что летела вместе с детьми на самолете Александра Мамкина.

Образ и подвиг Саши сохранятся навек не только в моем сердце. Его образ, будет жить всегда в сердце моего сына Анатолия, который летел вместе со мной. Сейчас он уже имеет свою семью и часто рассказывает сыну о своем спасителе.

Да, этот человек пожертвовал всем для спасения нас. В тот момент, когда загорелся самолет, он мог спрыгнуть с парашютом. Но довел самолет, горевший, как факел, до Большой земли.

О его подвиге я рассказываю своим школьникам. Стараюсь, чтобы они были такими же скромными, честными, чуткими к людям, каким был Саша Мамкин – настоящий герой войны».

В. Гировка. Деревня Ореховко, Витебской области:

«Я, участник этого полета, один из раненых, находился под левым крылом самолета, который вел Саша Мамкин. Я был тяжело ранен и поэтому не помню лица этого отважного человека. Нов сердце моем неугасимая память и неоплатная благодарность герою».

Форин слесарь – ремонтник Минского завода тракторных запчастей:

«Александр Мамкин. Как жаль, что я едва помню человека, которому обязан жизнью. Мне было тогда пять лет.

Помню снег, самолет, страшный треск и удар о землю, озаренные пламенем кусты. Потом землянка. И обгоревший человек. Бредит, рвется куда – то. Я не понимал, что он умирает, совершив прекрасный подвиг. Много позже я узнал, что русский летчик Александр Мамкин геройски погиб, спасая жизнь белорусским ребятам - детдомовцам, у которых гитлеровцы собирались выкачать в буквальном смысле слова кровь для своих солдат.

А теперь немного о тех, кто так же как я, живет потому, что жил на свете мужественный человек Александр Мамкин. Обе мои сестры получили педагогическое образование и преподают в школе. Другие участники «огненного рейса»? Думаю, отзовутся и они, потому что нам бесконечно дорога память об Александре Мамкине – человеке, который всегда будет жить в наших сердцах».

Чем больше мы узнавали о летчике – герое, тем сильнее, было обидно за слова «какой же он герой». Да нужно было просто добавить «Он верный сын своей Отчизны».

А на днях пришло письмо от ветерана Великой Отечественной войны гвардии подполковника Авакумова Анатолия Ивановича. Он прислал тетради с копиями писем от детей летевших на самолете Александра Петровича Мамкина.

Дети писали своей воспитательнице летевшей с ними Валентине Степановне Латко. Во всех письмах дети благодарят Александра Петровича. Хочется привести строки из письма Владимира Шишкова, мальчика, которого учил летчик, как действовать на случай непредвиденных ситуаций. Именно это и помогло спастись малышам.

«Я летел в этом самолете Александра Петровича Мамкина. Я, Валентина Степановна, сидел за спиной летчика, один единственный открытый, то есть Александр Петрович и я. Он погиб и да же пришел в сознание, это я знаю. Но он настоящий герой, я это все видел, я видел его мужество, силу воли, его энергичность и все, только для того, чтобы посадить самолет на землю и спасти нас. Я видел, как его ранило, как он был объят пламенем, но он сделал все, чтобы мы были живы, хотя у него был парашют. Да, все стирается с памяти понемногу, кроме полета, я думаю Вы, ваш сын и все, кто летел и сейчас жив не забудут до смерти. И вот, Валентина Степановна, я думаю, что наш дорогой Александр Петрович действительно заслуживает звания Герой Советского Союза. Я думаю, что нам надо этому способствовать, ведь мы о нем и его полете рассказать можем очень многое. Вы были взрослые в том полете, а я старший из детей, и был не закрыт один я, Мамкин сам о себе не расскажет. Нам надо рассказать».

Это письмо Владимир писал уже взрослым, имея детей. Оно написано 31 марта 1965 года. Страна встречала 20-ый победный май. 20 лет срок не малый. Сколько любви мы видим в этих строках, а сколько боли? Много лет прошло с того «Огненного рейса», а спасенные дети передают глубокую любовь и чувство благодарности своим детям, внукам. Это дорогого стоит.

Подвиг летчика Александра Мамкина. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в подбитом запылавшем самолете он горел заживо, но нашел в себе мужество вывезти из оккупированной зоны сирот Полоцкого детского дома, у которых немцы намеревались качать кровь для своих раненых. Александр Мамкин погиб, но живут на земле более 80 потомков спасенных им сирот, называвших себя детьми Мамкина.

На месте последнего приземления летчика, который, сгорая заживо, спас детдомовских детей, установили памятный знак ДЕТИ МАМКИНА Они уже очень давно не собирались здесь, в деревне Труды Полоцкого района, у памятника Александру Мамкину. Когда-то приезжали каждый год. Разумеется, не все сто с лишним бывших воспитанников детского дома, которых он и другой летчик, Дмитрий Кузнецов, вывезли с оккупированной территории. Но они приезжали, чаще всего приурочив эти посещения к 9 мая. У памятника в Трудах устраивали традиционный митинг, они вспоминали, говорили, плакали.Они все называли себя детьми Мамкина. А их дети считали себя внуками этого 28-летнего парня, который сгорел заживо, спасая десятерых последних из 154 детдомовцев. ТРИ ГРАММА КРУПЫ НА КАЖДОГО РЕБЕНКА В оккупированном Полоцке немцы поначалу не обращали особого внимания на воспитанников детского дома №1. Даже выделили смехотворный паек: 75 граммов хлеба, три грамма крупы и щепотку соли на одного ребенка. Выжить на этом было невозможно, детдому помогали подпольщики, люди делились чем могли. Время от времени в детдом привозили малышей, чьи родители погибали, здесь прятали еврейских и цыганских детишек. А потом немцы вдруг стали подозрительно благосклонны к воспитанникам. Несколько раз приходили с проверками, осматривали детишек, качали головами, замечая, что воспитанников надо лучше кормить. Изнанка этого внимания оказалась страшной - фашисты собирались сделать из полоцких детдомовцев доноров. Директор детского дома Михаил Форинко чудом добыл разрешение вывезти детей в деревню - мол, раз дано указание оздоровить воспитанников, то в деревне это сделать будет легче. Из деревни Бельчицы, из-под носа у немецкого гарнизона и полицаев, однажды ночью детей вывели к партизанам.В партизанском лагере полторы сотни разновозрастных детей тоже долго оставаться не могли. Их было решено переправить через линию фронта. Операцию назвали «Звездочка». Два легких самолета, которые выделили для переправки детей, пришлось слегка, как сейчас бы сказали, апгрейдить - под крыльями приделали специальные капсулы-люльки, в которых могли поместиться несколько человек. Пилоты Мамкин и Кузнецов вылетали в одиночку, без штурманов. На место, предназначенное для штурмана, усаживали детей. Каким-то чудом их туда помещалось до десятка.

Еще в операции «Звездочка» задействовали кинооператора. Поэтому документальные кадры, где летчик Мамкин принимает из рук партизан детишек и усаживает их в кабину, вошли во многие военные хроники. Дети смотрели на летчиков, раскрыв рты от восхищения: они уже привыкли к партизанам, а летчики в комбинезонах, унтах, специальных очках казались им необыкновенными. «ПОМНЮ РУКИ МАМКИНА В ОГНЕ» Из воспоминаний Галины Тищенко, которой в то время было одиннадцать лет:«Самолет я хорошо помню: две открытые кабины, одна - для летчика, вторая - для штурмана. Но вместо штурмана туда посадили нас, десять детей. А под крыльями были прикреплены две продолговатые кассеты, туда поместили двоих раненых партизан и нашу воспитательницу Валентину Степановну Латко. Наша группа была последней. До этого 138 человек уже благополучно переправили. Вылетели в ночь с 10 на 11 апреля, с партизанского аэродрома на озере Вечелье. Ночь лунная, светлая. Страха не было, наоборот - интересно. Но все-таки мы притихли, когда услышали звук, как будто в металл горсть камней сильно бросили. Мы не поняли, что это. А через несколько секунд увидели впереди, где кабина летчика, пламя. Запахло бензином. Пламя быстро разрасталось. Я видела, как на Мамкине тлел комбинезон. Верхняя материя прогорала и шерсть выворачивалась наружу, вспыхивала. И еще помню руки Мамкина в этом огне - они метались и все что-то делали. Самолет резко пошел вниз, и вскоре его потряс такой удар, что мне показалось - разваливается на куски. Я увидела, как Мамкина выбросило из кабины». Врачи госпиталя, куда успели доставить Александра Мамкина, недоумевали. Летчик буквально горел заживо, на нем полыхала одежда, шлемофон, плавились летные очки - они буквально вплавились в лицо. Ноги обгорели до костей. Каким образом он смог посадить самолет? Физически это было практически невозможно. Спасти Александра Мамкина не смогли. В госпитале он прожил несколько дней и скончался от ожогов 17 апреля 1944 года.А еще у него был парашют и была возможность выпрыгнуть из самолета и спастись. Но Александр Мамкин спас детей. Перед тем как потерять сознание, он успел спросить, живы ли они. Во множестве публикаций в газетах и журналах, в книгах воспоминаний фронтовиков и партизан ошибочно сообщается, что за свой подвиг Александр Петрович Мамкин награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Это утверждается даже в фундаментальном труде Министерства транспорта «Мирные крылья в годы войны». Ветераны полка не раз писали возмущенные письма и в Министерство гражданской авиации, и в Министерство обороны, объясняя, что к ордену Красного Знамени гвардии лейтенант Мамкин был представлен в числе других пилотов полка 6 апреля 1944 года, за четыре дня до подвига. За прошедшее время помнящие о подвиге однополчане и партизаны, земляки летчика несколько раз обращались в правительственные органы с просьбой рассмотреть вопрос о награждении героя званием Героя, но пока результата так и нет.. Утешает одно. У Александра Петровича Мамкина не было детей, но спасенные им ребята-сироты называли себя детьми Мамкина, а своим детям, внукам Мамкина, часто давали имя Александр. Недавно внук Владимира Шишкова, самого взрослого из спасенных Мамкиным детей, сообщил, что в его семье в Петербурге растет уже праправнук Мамкина! Светлая память и продолжение жизни героя! И все-таки… Не должен быть герой ненагражденным! Каждый год 1 июня мир отмечает Международный день защиты детей. В России этот день не связывают с каким-либо подвигом во имя спасения детей. А подвиг такой есть!

Однако общенародно известным примером сверхмужества подвиг Александра Мамкина не стал. Хотя после публикации в «Комсомольской правде» 11 февраля 1965 года статьи «Огненный рейс» и статьи «Потому что жил на свете он» 17 марта многие школы стали бороться за присвоение имени летчика-героя, хотя публиковались о нем стихи, рассказы. Будто только «Золотая Звезда» вводит героя в плеяду легендарных Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина… Будто герой без «звездочки» и не герой вовсе… И захотелось вернуться к истории забытого подвига.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года гвардии лейтенант Александр Мамкин, летчик 105-го гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота (ГВФ), уже седьмым рейсом вывозил из глубокого тыла врага сирот Полоцкого детского дома, спасенных белорусскими партизанами от участи доноров для раненых фашистов. Над линией фронта самолет был обстрелян, кабина летчика запылала. Мамкин горел заживо, но продолжал под детский плач вести машину к своим, сумел посадить ее на лед озера близ города Велижа.

Медики полка так и не поняли, как мог человек в горящем комбинезоне вести машину, как мог в оплавленных очках-«консервах» и в чаду, заволокшем кабину, совершить посадку и перевалить полусгоревшее тело через борт, шагнуть… Обгоревшие ноги в меховых унтах надломились. Самый взрослый мальчик из детишек, Володя Шишков, открыл дверцу кабины. Вместе с воспитательницей Валентиной Латко вынес испуганных малышей и двух тяжелораненых партизан.

Друзья Саши Мамкина, и среди них мой отец, командир партизанской эскадрильи Николай Иванович Жуков, все послевоенные встречи начинали, не чокаясь, тостом: «За Сашу! Пусть там ему будет спокойно». Его успешную посадку объясняли большим опытом ночных и слепых полетов, а незаурядное мужество – тем, что Саша хлебнул лиха безотцовщины с двух лет: жалость к обездоленным детям оказалась сильнее боли от ожогов. Герой был похоронен в деревне Маклок, в 1960-х перезахоронен в Велиже, в братской могиле мемориала «Лидова гора».

По счастливой случайности в день последнего рейса Саши на партизанский аэродром прилетели московские кинооператоры. Они успели снять, как плечистый летчик с доброй улыбкой усаживал в самолет истощенных, худо одетых в самодельную одежду и обувь малышей. Наше телевидение и сегодня довольно часто демонстрирует эти кадры в Международный день защиты детей, не называя, однако, имени летчика. Но в фильм белорусских документалистов «Дорога без привала» начала 1960-х годов они вошли, имя названо.

ОШИБОЧНО СООБЩАЕТСЯ, ЧТО ЗА СВОЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ МАМКИН НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ (ПОСМЕРТНО)

Во множестве публикаций в газетах и журналах, в книгах воспоминаний фронтовиков и партизан ошибочно сообщается, что за свой подвиг Александр Петрович Мамкин награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Это утверждается даже в фундаментальном труде Министерства транспорта «Мирные крылья в годы войны». Ветераны полка не раз писали возмущенные письма и в Министерство гражданской авиации, и в Министерство обороны, объясняя, что к ордену Красного Знамени гвардии лейтенант Мамкин был представлен в числе других пилотов полка 6 апреля 1944 года, за четыре дня до подвига.

А приказ о награждении вышел 21 апреля, после гибели героя, и был ошибочно воспринят как посмертный. Ошибку «исправили» в энциклопедическом словаре «ХХ век. Гражданская авиация России в лицах» (М.: Воздушный транспорт, 2000) на новую: «А.П. Мамкин за выдающийся подвиг награжден орденом Отечественной войны 1 ст. посмертно». На самом деле, согласно архивной справке Минтранспорта РФ от 15 апреля 2002 года, вручен этот орден 31 августа 1943 года. То есть за подвиг Александр Мамкин награжден не был, хотя, по воспоминаниям ветеранов, представление на звание Героя Советского Союза полк отправлял.

ТО ЕСТЬ ЗА ПОДВИГ АЛЕКСАНДР МАМКИН НАГРАЖДЕН НЕ БЫЛ, ХОТЯ, ПО ВОСПОМИНАНИЯМ ВЕТЕРАНОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПОЛК ОТПРАВЛЯЛ

Упомянутая публикация в «Комсомольской правде» за 11 февраля 1965 года известила об имеющемся в архиве Министерства гражданской авиации документе, подтверждающем сообщения ветеранов полка: «При этом представляю материал на присвоение посмертного звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА гвардии лейтенанта МАМКИНА Александра Петровича. Приложение: На 6 листах и 7 фотокарточек в адрес. На 2 листах в дело». На справке стоит дата – 28 июня 1944 года.

За прошедшие с 1965-го полвека помнящие о подвиге однополчане и партизаны несколько раз обращались в правительство СССР с просьбой рассмотреть вопрос о награждении героя званием Героя. В 1990-м в ответ на обращение народного депутата И.Ф. Клочкова секретариат Верховного Совета СССР обнадежил наконец письмом за подписью первого заместителя начальника Главного управления кадров Минобороны СССР генерал-полковника Арапова: «Минобороны СССР полагает возможным рассмотреть вопрос о награждении… по представлению Министерства гражданской авиации». Но вскоре страна под названием СССР перестала существовать. И Министерство гражданской авиации – тоже.

В начале 2000-х земляки Александра Мамкина, жители Репьевского района Воронежской области, собрали средства на установку в селе Репьевке бюста герою. Открыли небольшой музей. Несколько раз обращались с письмами-ходатайствами за подписью сотен человек к президенту, в правительство, Министерство обороны.

Но письма пересылаются в Главное управление кадров Минобороны РФ, а оттуда приходил дежурный отказ на основании того, что материалы на представление к званию Героя, приложенные к письму подполковнику Лавренову, в архиве не сохранились. Но ведь их дубликаты присутствуют в архиве!

Все эти дубликаты я приложила к письму начальнику Главного управления кадров Минобороны, начиная с главного документа – «Акта расследования причин летных боевых потерь…» – и описания подвига.

Была удивлена, когда получила неграмотный по незнанию истории Великой Отечественной войны ответ от 20 декабря 2011 года:

«Из представленных Вами материалов следует, что гвардии лейтенант Мамкин Александр Петрович в годы Великой Отечественной войны проходил службу в составе 2-го отдельного и 105-го гвардейского авиаполков ГВФ. Указанные части в состав Красной Армии (Военно-морского флота) не входили. Учитывая изложенное, в Министерстве обороны Российской Федерации правовых оснований для внесения представлений о присвоении А.П. Мамкину звания Героя Российской Федерации (посмертно) не имеется».

Ни исполнитель, ни подписавший очередной смертный приговор летчику начальник Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенант В.П. Горемыкин, видимо, не знают, что приказом наркома обороны СССР от 9 июля 1941 года «личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию» (РГАЭ. Ф. 9527. Оп. 1. Д. 13. Л. 64). Кстати, изумил и вопрос одного из сотрудников наградного отдела, молодого офицера, спросившего у меня: «А что такое ГВФ?».

Сформированный на базе 2-й особой авиагруппы 105-й авиаполк гражданского воздушного флота за полеты к окруженным частям, помощь в выводе их к своим и налаживание воздушного сообщения с партизанами удостоен звания гвардейского, ордена Александра Невского, наименования Паневежский – за участие в освобождении Литовской ССР.

После такого отказа вновь поднимать вопрос о ненаграждении героя званием Героя показалось бессмысленным. Сейчас, когда отгремел 70-летний юбилей Победы, поняла, что неправа.

Утешает одно. У Александра Петровича Мамкина не было детей, но спасенные им ребята-сироты называли себя детьми Мамкина, а своим детям, внукам Мамкина, часто давали имя Александр. Недавно внук Владимира Шишкова, самого взрослого из спасенных Мамкиным детей, сообщил, что в его семье в Петербурге растет уже праправнук Мамкина! Светлая память и продолжение жизни героя!

И все-таки… Не должен быть герой ненагражденным! Каждый год 1 июня мир отмечает Международный день защиты детей. В России этот день не связывают с каким-либо подвигом во имя спасения детей. А подвиг такой есть!

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь.

Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы.

Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры?

Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович Форинко предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала.

Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.

И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.

Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали…

На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики. В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов.

Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все.

Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы.

Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы.

К моменту событий, о которых идёт речь, Александр Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами – не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции (она называлась «Звёздочка») не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан.

Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться.

И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать.

И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.

Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить:

«Дети живы?»

«Товарищ лётчик, не беспокойтесь! Я открыл дверцу, все живы, выходим…»

И Александр Петрович Мамкин потерял сознание. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости?

Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание? Похоронили героя в деревне Маклок в Смоленской области. С того дня все боевые друзья Александра Петровича, встречаясь уже под мирным небом, первый тост выпивали:

«За Сашу!»…

За Сашу, который с двух лет рос без отца и очень хорошо помнил детское горе. За Сашу, который всем сердцем любил мальчишек и девчонок. За Сашу, который носил фамилию Мамкин и сам, словно мать, подарил детям жизнь.

Биографическая справка:

Александр Петрович Мамкин , гвардии лейтенант. Родился в 1916 г. в селе Крестьянское Воронежской обл. С 1931 г. работал в колхозе, в 1934 поступил в Орловский финансово-экономический техникум. В 1936 в составе 9-го набора поступил в Балашовскую школу ГВФ. В 1938 стал кандидатом в члены ВКП(б). После школы работал в Таджикском управлении ГВФ.

С 1942 года в составе 105 гв. ОАП ГВФ совершил не менее 70 ночных вылетов в немецкий тыл к партизанам на самолёте Р-5.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 посадил горящий самолёт с эвакуированными из немецкого тыла (10 детей, 3 взрослых) на своей территории; умер от ожогов 17 апреля. Награждён орденом Красного Знамени (посм.), орденом Отечественной войны I ст., медалью «Партизану Отечественной войны» I ст. Похоронен в г. Велиж Смоленской обл.

Награды Александра Петровича Мамкина:

К ордену « Отечественной войны 1 степени» был представлен 22 августа 1943 года. В ходатайстве, в разделе «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги» имеется следующая запись:

«За время Отечественной войны совершил 74 боевых вылетов из них 15 вылетов ночью с посадкой у партизан и 22 вылета ночью на сброс с посадкой на своей территории. Доставил партизанам 3240 кгр. Боеприпасов, 16 человек в/сл., и вывез 24 человека раненых партизан. Часто подвергался обстрелу со стороны вражеской зенитной артиллерии, летая в сложных метеорологических условиях, всегда выполняет отлично боевые задания, проявляя при этом мужество и отвагу. 26 июля 1943 года выполняя боевое задание штаба Партизанского движения Калининского фронта по переброске к партизанам в район Селявщина радистов с рацией и боеприпасов. Попал в сложную метеорологическую обстановку, сплошной туман, низкая облачность. Отлично владея техникой пилотирования, ведя самолет по приборам, точно над целью пробил облачность и мастерски совершил посадку на партизанской площадке выполнив боевое задание в срок и без происшествий. За время работы на фронте не имеет ни одного происшествия. За проявленное мужество и отвагу при выполнении боевых заданий Командования ходатайствую о награждении тов. Мамкина орденом «Отечественной войны 1 степени» Командир 1 АЭ 2- го ОТД. Авиаполка ГВФ майор Федотов».

К Ордену Красного Знамени Мамкин А.П. был представлен Об этом также свидетельствует запись в наградном листе:

«В феврале, марте месяце 1944 года, выполняя по 3-4 боевых вылета в ночь с посадкой у партизан, выполняя все задания отлично, за что приказом Войскам 1 ПБФ объявлена благодарность. За отличное выполнение боевых заданий командование по связи с партизскими бригадами в тылу противника, за личное мужество и отвагу проявленные при выполнении этих заданий Мамкин А. П. — достоин награждения орденом Красного Знамени».

Приказом войскам, Первого Прибалтийского фронта № 000 от … года Мамкин А.П. награжден Орденом Красного Знамени.

Основание: ЦАМОРФ, ф 33 оп. д 4022, №16.

«В копии письма начальника Штаба 105 ОГАП ГВФ начальнику отдела кадров ГУ ГВФ от 01.01.01 г. № 000 значится гвардии лейтенант Александр Петрович Мамкин, представленный к званию Героя Советского Союза (посмертно)».

В архивной справке Министерства Обороны Российской Федерации полученной из города Подольска от 01.01.01 года за № 11/72804 имеется следующая запись:

«Совет ветеранов 105 гв. отдельного авиаполка вышли с ходатайством о присвоении звания Герой Советского Союза Мамкину А. П. посмертно. От присвоения звания Героя Советского Союза отклонен, в х.632г».

Из воспоминаний однополчанина Е. М. Ширшова

В статье «Мгновение подвига», напечатано воспоминание о подвиге Александра Петровича Мамкина его однополчанина, парторга эскадрильи Е. М. Ширшова, который принимал личное участие в выполнении боевых заданий. В ходе одного получил тяжелое ранение, в результате которого ему была ампутирована рука. Из воспоминаний Е.М. Ширшова стало известно:

«В годы учебы в финансово — экономическом техникуме ГК ВЛКСМ внес в жизнь комсомольца Мамкина свои коррективы. В соответствии с постановлением ЦК ВЛКСМ А. П. Мамкин был отобран в группу лучших комсомольцев города и направлен для обучения в летную школу».

Так в 1936 году с путевкой комсомола переступил порог школы пилотов Александр Петрович Мамкин и стал одним из ее лучших курсантов. Этому подтверждение воспоминания однополчанина. Вновь читаю в статье:

«Здесь в летной школе мне и довелось впервые встретиться с А. П. Мамкиным. Это был двадцатилетний деревенский парень, среднего роста, широкоплеч, казалось, что сложен он из каких-то сверхпрочных кирпичей.

Учебные дела шли успешно. Являясь отличником учебы, он справедливо служил примером для своих товарищей. Особенно ему легко давались технические предметы. Бывало, на уроках самоподготовки он так увлекался, что невольно становился консультантом по техническим дисциплинам. Вокруг него всегда толпились курсанты учебной группы. Не считаясь со временем, он всегда помогал тем, кто отставал, брал их на буксир и выводил в число успевающих по техническим предметам. Про него так и говорили: у нашего Мамкина всегда душа на распашку.

Был щедрым человеком в большом и малом – во всей своей жизни».

Из воспоминаний также узнали, что:

«Самым знаменательным событием в моей жизни, — как об этом говорил Мамкин, — был день, когда мне секретарь городского комитета партии вручил кандидатскую карточку за № 000..»

Это тоже свидетельство отличной учебы, общественной деятельности. В то время немногие из курсантов, удостаивались такой высокой чести и доверия партийного коллектива. Доверие нужно было еще завоевывать отличной учебой, ударным трудом, активным участием в общественной жизни школы, высокой дисциплиной. Словом, нужно было быть примером во всем.

«Требования были высокими и не все из нас в ту пору могли достичь их вершин» — написал однополчанин.

Также из воспоминаний Е. М. Ширшова стало известно, что Александр Петрович не искал в жизни легких путей. Несмотря на то, что ему, как отличнику предоставлялось право широкого выбора места работы. Вновь возвращаюсь к воспоминаниям однополчанина:

«В выпускной аттестации летной школы отмечалось, что курсант Мамкин Александр Петрович Родине предан. Может служить образцом примера. Морально устойчив, бдителен. Работает над повышением своих политических знаний. Словом и личным примером нацеливает товарищей на решение стоящих задач. В общественной жизни активен, пользуется деловым авторитетом. Является застрельщиком проведения теоретических конференций. По характеру решителен, инициативен. Учится отлично. Может быть инструктором».

В этом сохранившемся до наших дней, предельно сжатом документе дана деловая и политическая характеристика Александра Петровича. Нет более высокой оценки для учлета, чем «может быть инструктором». Это была высшая оценка выпускника летной школы. Александр Петрович не воспользовался правом выбора места работы.

На вопрос комиссии по распределению летного состава, куда он просит направить его на работу, Мамкин, не задумываясь, ответил:

«Направьте туда, где я нужен».

Так после окончания летной школы в 1939 году он назначается работать в Таджикское управление Гражданского Воздушного Флота. Мне кажется, что именно комсомольская путевка сделала поворот в его жизни, стала тем событием, которое круто повернуло жизнь, став как бы главной точкой отсчета его жизни.

После успешного окончания летной школы Александр Петрович три года летал в Таджикском, а затем в Узбекском управлениях гражданского воздушного флота. Несмотря на сложные условия полетов в республиках средней Азии, он быстро освоился, вошел в строй пилотов. Уже в первый год работы он заслужил положительный отзыв. За неполные три года работы он сумел налетать 1700 часов без летных нарушений и перевести свыше двухсот тонн почты и грузов. За этим стоял большой упорный труд. Александр Петрович вышел победителем соревнования. Его труд был оценен как ударный, а фотография помещена на стенде передовиков соревнования летного подразделения.

«Это было первое признание его небольшого вклада в выполнение предвоенной пятилетки» — читаю в воспоминаниях однополчанина.

Из воспоминаний однополчанина Георгия Ивановича Синиченкина

Из воспоминаний ветерана 105 –го авиаполка Георгия Ивановича Синиченкина от 01.01.01 узнали, что в первые годы войны Александр Петрович Мамкин был на фронте в составе 120-го отдельного Гвардейского ордена Александра Невского Инстенбургского авиаполка Г. В.Ф. на летной работе, а Георгий Иванович на технической. Впоследствии А. П.Мамкин и другие его товарищи были переведены на службу в 105 отдельный Гвардейский ордена Александра Невского Паневежский авиаполк Г. В.Ф., входивший в состав 3-й Воздушной Армии.

Однополчанин написал:

«Как в капле воды отражается солнце, так и в подвиге пилота Мамкина отразилась боевая работа нашего авиаполка. Летчик – коммунист Александр Петрович Мамкин совершил семьдесят ночных вылетов в тыл противника, к партизанам. Он доставил народным мстителям двадцать тысяч килограммов боеприпасов и вывез на «Большую землю» двести восемьдесят тяжело раненных партизан».

Он переживает каждую новость с фронта, болит душа у него за будущее страны. Невольно, вновь вспоминаются его слова «Тревожные сводки с фронта жгли мое сердце».

Из архивной справке Министерства Обороны Российской Федерации от 01.01.01 года

№ 1.2.23-97ГА:

В донесении командира первого транспортно-бомбардировочной авиаэскадрильи 105 ОГАП ГВФ командиру о боевой работе за апрель 1944 г. в разделе «Боевая работа летного состава» указано:

«гв. лейтенант Мамкин А. П. – отличный летчик, скромный товарищ. Совершил более 70 боевых вылетов с посадкой у партизан.»

«11 апреля ночью на самолете Р-5, возвращаясь на базу с партизанской площадки Вечелье, не долетая линии фронта был подбит зенитным огнем. Самолет загорелся в воздухе на большой высоте. Лицо, руки и ноги Мамкина жгло пламя, охватившее его одежду. На борту самолета был парашют, которым мог воспользоваться, но он не допустил этой мысли, в самолете находились 13 советских людей, которых он взялся вывезти из тыла врага – 2 раненых партизана вез лечиться, а женщину с 10 маленькими ребятами, освобожденных партизанами от верной смерти в немецком рабстве, нужно было доставить на родную землю невредимыми. Под вражеским огнем на горящем самолете, обгорая сам, он долетел до своей территории, снизился и произвел посадку».

Воспоминания воспитательницы детского дома Валентины Степановны Латко.

План операции по спасению около двухсот детей и взрослых из детского дома был детально разработан в штабе Полоцко – Лепельского партизанского соединения. Операция получила название «Звездочка».

Операцию по спасению детей поручили отрядам имени Щорса и Чапаева партизанской бригады имени Чапаева. Операция проводилась в несколько этапов. Вначале детей предстояло переправить в партизанскую деревню, а затем на Большую землю. Эвакуировать нужно было срочно, так как немцы к осени 1943 года стали проявлять особый интерес к Полоцкому детскому дому.

Комендант города Демель интересовался количеством воспитанников, их возрастом, здоровьем, национальностью. Партизанская разведка узнала, что детей планируют использовать донорами для раненных немецких солдат и офицеров. В детском доме было много малышей. Нести их пришлось на руках.

По договоренности с Москвой в день эвакуации над Бельчицами несколько раз пролетали советские самолеты, отвлекая немецкий гарнизон. Операция была проведена под покровом темноты и прошла успешно. Детей привезли в партизанскую деревню Емельянники. Немного подкормили и перевезли в деревню Ушачу, а потом самолетами на Большую землю.

Доставить детей на Большую землю было поручено опытным летчикам Дмитрию Кузнецову и уроженцу хутора Крестьянский Репьевского района Мамкину Александру Петровичу.

За их «головы» гитлеровское командование обещало большое вознаграждение в размере 50 тысяч марок, поместье с большим наделом земли и крестьянами, а также боевой орден – «железный крест».

Валентина Степановна вспоминает, что прежде чем совершить полет Александр Петрович Мамкин пришел познакомиться с детьми, подбодрить. Обращаясь к Валентине Степановне, сказал:

«Не беспокойтесь, все будет хорошо. Я вас благополучно доставлю на Большую землю. Прекрасно понимаю, что везу детей. Сам рос сиротой. Обещаю вам сделать все возможное, чтобы детей доставить на место невредимыми».

Александр Петрович обучил старшего мальчика Володю Шишкова как открывать люки, производить высадку пассажиров. Затем поместил Володю в задней кабине, а Валентину Степановну и девять детей в фюзеляже, двух раненых партизан – в кассетах, похожих на торпедные аппараты. Володя Шишков, сидевший в задней кабине потом рассказал о том, что было в воздухе. Неожиданно впереди вспыхнуло пламя, и оборвало шум мотора. Видимо, снаряд перебил бензопровод, и двигатель начал гореть. Пламя все ближе к кабине. Огонь и едкий дым мешают ориентироваться.

Александр Петрович так же был еще и ранен в руку, Одежда на пилоте горит. Нечеловеческие усилия нужно было сделать, чтоб посадить самолет. Тишина и огонь. Это то, что увидела Валентина Степановна, когда вылезла из люка, который открыл Володя Шишков. Он сказал, что Александр Петрович Мамкин теряя сознание, успел крикнуть:

«Бегите от самолета!»

«Ох, как пригодилось то, чему учил ребят на тренировках перед полетом пилот Мамкин. Быстро высадили малышей и побежали к темнеющему лесу. Только добежали до леса самолет взорвался».

Когда нашли Александра Петровича Мамкина, он был без сознания, на нем еще в некоторых местах горела одежда. Он был отправлен в госпиталь.

«Пять суток полк жил надеждой на жизнь товарища. В те апрельские дни политотдел полка организовал ежедневный выпуск специального бюллетеня. Бюллетень размножался и в тот же день доставлялся во все эскадрильи полка. Из него личный состав узнавал о состоянии здоровья А.П. Мамкина, о спасенных им детях, о раненых партизанах, о силе человеческого духа и о значении подвига героя. В одном из бюллетеней говорилось:

«Напрягая все силы, превозмогая мучительную боль от тяжелых ран и ожогов, товарищ А. П. Мамкин уверенно вел горящий самолет и сумел его посадить».

В те скорбные дни командир писал:

«Героический поступок Александра Мамкина учит летный состав полка высокому мужеству, преданности Родине».

Эти строки читаем в воспоминаниях однополчан. Спасти летчика не удалось. Его похоронили в селе Чухинино.

В 50 х прах летчика перенесли в город Вележ, Смоленской области. Перезахоронили на мемориальном воинском кладбище на Ледова горе в братской могиле воинов Советской Армии, павших смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. На озере Болныря, на месте где произвел посадку самолет Александра Петровича Мамкина скромный монумент на нем выведено.

«Товарищ, помни! Здесь 12 апреля 1944 года в 03 ч. Летчик 105-го гвардейского авиаполка Александр Петрович Мамкин совершил подвиг. Погибая сам, спас 13 человек детей и партизан. Вечная слава Герою»

Воспоминания детей, участников «Огненного рейса»

В газете «Комсомольская правда» от 01.01.01 года нашли воспоминания участников «Огненного рейса». В статье «Слово – спасенным» читаем следующие строки.

«Я та самая воспитательница, что летела вместе с детьми на самолете Александра Мамкина.

Образ и подвиг Саши сохранятся навек не только в моем сердце. Его образ, будет жить всегда в сердце моего сына Анатолия, который летел вместе со мной. Сейчас он уже имеет свою семью и часто рассказывает сыну о своем спасителе.

Да, этот человек пожертвовал всем для спасения нас. В тот момент, когда загорелся самолет, он мог спрыгнуть с парашютом. Но довел самолет, горевший, как факел, до Большой земли.

О его подвиге я рассказываю своим школьникам. Стараюсь, чтобы они были такими же скромными, честными, чуткими к людям, каким был Саша Мамкин – настоящий герой войны».

В. Гировка. Деревня Ореховко, Витебской области:

«Я, участник этого полета, один из раненых, находился под левым крылом самолета, который вел Саша Мамкин. Я был тяжело ранен и поэтому не помню лица этого отважного человека. Нов сердце моем неугасимая память и неоплатная благодарность герою».


Форин слесарь – ремонтник Минского завода тракторных запчастей:

«Александр Мамкин. Как жаль, что я едва помню человека, которому обязан жизнью. Мне было тогда пять лет.

Помню снег, самолет, страшный треск и удар о землю, озаренные пламенем кусты. Потом землянка. И обгоревший человек. Бредит, рвется куда – то. Я не понимал, что он умирает, совершив прекрасный подвиг. Много позже я узнал, что русский летчик Александр Мамкин геройски погиб, спасая жизнь белорусским ребятам — детдомовцам, у которых гитлеровцы собирались выкачать в буквальном смысле слова кровь для своих солдат.

А теперь немного о тех, кто так же как я, живет потому, что жил на свете мужественный человек Александр Мамкин. Обе мои сестры получили педагогическое образование и преподают в школе. Другие участники «огненного рейса»? Думаю, отзовутся и они, потому что нам бесконечно дорога память об Александре Мамкине – человеке, который всегда будет жить в наших сердцах».

Чем больше мы узнавали о летчике – герое, тем сильнее, было обидно за слова «какой же он герой». Да нужно было просто добавить «Он верный сын своей Отчизны».

А на днях пришло письмо от ветерана Великой Отечественной войны гвардии подполковника Авакумова Анатолия Ивановича. Он прислал тетради с копиями писем от детей летевших на самолете Александра Петровича Мамкина.

Дети писали своей воспитательнице летевшей с ними Валентине Степановне Латко. Во всех письмах дети благодарят Александра Петровича. Хочется привести строки из письма Владимира Шишкова, мальчика, которого учил летчик, как действовать на случай непредвиденных ситуаций. Именно это и помогло спастись малышам.

«Я летел в этом самолете Александра Петровича Мамкина. Я, Валентина Степановна, сидел за спиной летчика, один единственный открытый, то есть Александр Петрович и я. Он погиб и да же пришел в сознание, это я знаю. Но он настоящий герой, я это все видел, я видел его мужество, силу воли, его энергичность и все, только для того, чтобы посадить самолет на землю и спасти нас. Я видел, как его ранило, как он был объят пламенем, но он сделал все, чтобы мы были живы, хотя у него был парашют. Да, все стирается с памяти понемногу, кроме полета, я думаю Вы, ваш сын и все, кто летел и сейчас жив не забудут до смерти. И вот, Валентина Степановна, я думаю, что наш дорогой Александр Петрович действительно заслуживает звания Герой Советского Союза. Я думаю, что нам надо этому способствовать, ведь мы о нем и его полете рассказать можем очень многое. Вы были взрослые в том полете, а я старший из детей, и был не закрыт один я, Мамкин сам о себе не расскажет. Нам надо рассказать».

Это письмо Владимир писал уже взрослым, имея детей. Оно написано 31 марта 1965 года. Страна встречала 20-ый победный май. 20 лет срок не малый. Сколько любви мы видим в этих строках, а сколько боли? Много лет прошло с того «Огненного рейса», а спасенные дети передают глубокую любовь и чувство благодарности своим детям, внукам. Это дорогого стоит.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

А. Твардовский

Их расстреляли на рассвете…

Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:
Чулочки тоже снять мне, дядя?

Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже» -и смятеньем на миг эсесовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос,
Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном произнес.

Охвачен он невольно дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Вот здесь, вот так твоя легла…
Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…

Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей…
Шагал эсэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
Чулочки, дядя, тоже снять?»
Муса Джалиль

В годы Великой Отечественной войны сотни наших отважных пилотов, подобно Николаю Гастелло, совершали огненные тараны. Они направляли свои горящие машины на скопления вражеских войск и техники, на фашистские транспорты, мосты, корабли, железнодорожные станции… Мы можем только догадываться, как горящая живая плоть отзывалась на решение мозга - идти на таран! Ведь, как это ни ужасно, отчаянный поступок становился избавлением от боли и мучений…

Но Александр Мамкин, везущий в своем горящем самолете детей от партизан на Большую землю, был лишен возможности враз прекратить свои страдания. Языки пламени лизали все его тело, но он знал, что должен держаться до конца, должен довести свой бесценный груз. В истории Великой Отечественной войны его подвиг остался беспримерным…
В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года, лётчик Мамкин возвращался из очередного вылета в немецкий тыл. Ночь была ясной, лунной; немецкий истребитель заметил ползущий к линии фронта Р-5 с бортовым номером 02-03 и обстрелял его. Мотор загорелся, кабину пилота начал заполнять дым, за которым потянулись языки пламени. По инструкции полагалось проверить высоту и прыгать. Лётчик 1-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи 105 гвардейского отдельного авиационного полка ГВФ (Гражданского воздушного флота — то есть Аэрофлота) лейтенант Мамкин инструкцию не выполнил.

… В конце 1943 года командованию Полоцко-Лепельской партизанской зоны стало известно, что немцы нашли рациональное применение находившимся в их власти славянским детям — хоть те и принадлежат к «неполноценным племенам», их кровь вполне пригодна для спасения раненых солдат фюрера. Одним из источников свежей крови должен был стать контингент Полоцкого детского дома, не успевший в своё время эвакуироваться. Ко времени, о котором идёт речь, детей в нём было больше 150, возрастом от 3 до 14 лет.

Однако белорусские подпольщики группы «Бесстрашные» и партизаны отряда имени Щорса из бригады имени Чапаева сумели оставить немцев без детской крови. Руководство детдома убедило местные оккупационные власти, что больных и истощённых детей сначала лучше откормить на деревенских хлебах. В результате детей удалось вывести в партизанские леса.

Весной, воспользовавшись тем, что природа и климат затормозили 1-й Прибалтийский фронт, немцы решили покончить с белорусскими партизанами, сосредоточив огромные силы. Командующий фронтом Иван Христофорович Баграмян распорядился: силами 3-й воздушной армии партизанам помочь, детей вывезти. Развернулась операция «Звёздочка», в ходе которой к своим было вывезено более 200 детей, а также 314 раненых партизан, а сами партизаны получили 90 тонн боеприпасов и спецгрузов.

В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года пилот Мамкин прилетел за детьми в девятый раз. Кинохроника (да, к партизанам были направлены спецгруппы кинооператоров — чтобы фиксировать происходящее для истории и будущих поколений) сохранила кадры погрузки детей в его самолёт. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье, но лёд становился всё тоньше, и надо было торопиться.

Удивительно, но факт: в самолёт Мамкина удалось втиснуть десять детей, их воспитательницу Валентину Латко и двух взрослых раненых партизан. Лётчик поднял машину и повёл её к своим. Но на подлёте к линии фронта попал под огонь немецкого «ночника».

Линию фронта лётчик пересёк на уже горящей машине. Горел мотор, пламя добралось до открытой кабины пилота. Горели унты и комбинезон с парашютными лямками, обугливался шлемофон, в огне начали плавиться стёкла лётных очков. Горящий лётчик подобрал подходящую площадку и успешно посадил самолёт. Первым из него выбрался старший мальчик Володя Шишков. Он и подбежавшие солдаты вытащили из самолёта всех пассажиров; перегородка, отделяющая кабину лётчика, прогорела, и у некоторых из них уже тлела одежда.

Лётчик Мамкин выбрался из кабины сам, но за бортом обугленные до костей ноги отказались ему служить. Прежде чем потерять сознание, он задал единственный вопрос: «Дети живы?» Лётчика доставили в госпиталь, но сделать уже ничего было нельзя. Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание? 17 апреля лётчик Мамкин умер.

Боевые друзья похоронили его у стен церкви в деревне Маклок. Уже после войны его останки были перезахоронены на мемориальном кладбище «Лидова гора» в городе Велиже.

Дети, спасённые в ходе операции «Звёздочка», на аэродроме 105 Гв. ОАП ГВФ.


Кадры кинохроники с лётчиком Мамкиным и детьми вошли в фильмы «Народные мстители», «Дорога без привала», эпопею «Великая Отечественная война» (4-я серия). В седьмом фильме белорусских документалистов цикла «Война. Известная и неизвестная» сюжет, посвящённый Мамкину и детям, начинается на 13-й минуте.

mob_info