Анализ и самоанализ логопедического занятия. Самоанализ логопедического занятия Самоанализ индивидуального занятия постановка звука л

Тема занятия: Дифференциация звуков С – З (Сь – Зь) .

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв З-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Ззакреплять знания о звуках З-С.

2.Дифференцировать парные согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

3.Соотносить звуки и буквы с символами.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематическое восприятие и совершенствовать навыки письменной речи.

2. Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать самоконтроль и умение работать в парах и коллективно.

2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

3. Воспитывать любовь к животным и к родному краю.

Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Для активизации познавательной деятельности детей занятие проводила в форме игры «Д.А.» .

Использовала логопедические методы и приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Метод обсуждения изучаемого материала - активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, которые были необходимы в работе, что привело к правильному результату.

Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление детьми артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями.

На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод - использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению с целью психологической настройки, побуждения к учению.



Методы контроля и самоконтроля з а эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. (Мультимедиа компонент вводится при повторении пройденного, закреплении изученного материала, во время выполнения практической работы, так как он помогает:

· улучшить восприятие информации;

· развивать визуальное восприятие;

· улучшить память, внимание;

· усилить мотивацию к образовательному процессу.)

На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения логопатов, реализацию его природного потенциала:

· здоровьеразвивающая;

· информационно-коммуникативная технология;

· личностно-ориентированного подхода;

· элементы проблемно-диалогической технологии;

· технология сотрудничества;

· технология объяснительно-иллюстративного обучения;

Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и задачами, которые были поставлены.

На данном занятии дети отрабатывали механические навыки движения руки, используя методы: письмо в воздухе, письмо глазами, тактильные ощущени.

К ожидаемым результатам можно отнести:

· повышение активности учащихся на уроках в классе;

· улучшение результатов обучения;

· использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

В основу проведения занятия было заложено сотрудничество всех участников процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности .

При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему занятия.

· способ «Письмо в воздухе»- закрепление образа через развитие координации движений руки;

· способ «Письмо глазами»- закрепление образа через зрительную гимнастику;

· способ «Письмо на спине»- закрепление образа через тактильные ощущения

В занятие для снятия усталости и напряжения была включена динамическая пауза «Игра с мячом», «Колокольчики» которая внесла эмоциональный заряд на занятие и совершенствовала общую моторику.

Этап дифференциации букв з-с в словах был проведён через игру «Помоги животным» на компьюторе.....На этапе самостоятельной работы «записать названия животных» учащиеся показалихороший уровень усвоения правильного написания слов с буквами з-с.

Дифференциация букв з-с в предложении проходила через развитие мышления, памяти, словаря и развитие речи.

В конце занятия проведена рефлексия. Выявлено их эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другую.

На занятии сочетались индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности.

В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. На каждом этапе занятия использовался метод поощрения учащихся.

Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

Индивидуальные планы с работы с учащимися младших классов, имеющими нарушения устной и письменной речи

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР

Этапы Содержание работы
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.
Развитие фонематической стороны речи -выделить определенный звук из ряда других звуков; -определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове; - повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками; - самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком; - называть ряд слов, содержащих определенный звук. - воспроизводить заданные ритмические рисунки; - сочетать отстукивания ритма и проговаривания; - производить элементарный звуковой анализ и синтез.
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - заучивать наизусть рифмованные фразы. - читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы; - отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Совершенствование фонематического анализа и синтеза. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: - установление последовательности событий; - совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика.Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Постановка и коррекция звука Знакомство с артикуляцией звука Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т); присоединение голоса(.д - д - д.);. выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., ЖжжЖ., чаще дддд, (упражнение “Балалайка”). Специальные упражнения для звука [Л]: - вызывание межзубного [Л]: “Улыбка”; прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса - постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: “Качели” (для губного [Л]); “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ыыыы”. - механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Коррекция звука. 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки. Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова. 2) Формирование фонематического анализа З) Развитие семантической деятельности 4) Развитие фонематических представлений 5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. 1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков. 1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом “Доскажи словечко” 3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком 1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. 2)Введение звука в самостоятельную речь.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика. Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений Работа на логопедических занятиях Самостоятельная работа дома Игровые приемы и упражнения Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Знакомство с артикуляцией звука. Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное - с нижнего подъема “т-т-т”); с присоединением голоса(“д -д – д”); выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”. 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”). Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р. Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений
1. Узнавание звука на фоне слога, слова. 2. Формирование фонематического анализа. 3. Развитие синтетической деятельности. 4. Развитие фонематических представлений. 5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. Составить из названных звуков слог, слово. Дать полный ЗБА слова. 1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук. 1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам;
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Анализ результатов индивидуальной работы с детьми 2 класса зачисленных на логопедический пункт(Артем П. и Вика М.)

Коррекционно-логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, осуществлялась на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Основная цель фронтальных занятий – первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях, развитие устной и письменной речи.

Основная цель индивидуальных занятий – выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.

Планирование работы осуществлялось по программам: «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», Г.А.Каше, Т.Б.Филичева; «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В.Нищева: «Учим говорить правильно», Т.А.Ткаченко.

Занятия проводились на основании предварительно проведенной диагностики и в соответствии разработанного коррекционного плана работы на период практики. Для детей с общим недоразвитием речи были составлены индивидуальные планы коррекционной работы. У детей, имеющих ФФНР, ФНР, наблюдались нарушения в произношении звуков. При устранении нарушений звукопроизношения к детям был применен индивидуальный подход. Лексический материал при изучении звуков был насыщен, и доступен детям с учетом их речевых возможностей.

При обследовании двух детей 2 класса Артема П. и Вики М. были выявлены ФНР, ФФНР, ОНР. Дети имеют нарушения в звукопроизношении и несформированность фонематических процессов. Это проявляется заменами букв, нарушениями слоговой структуры и звуконаполняемости слов, а также нарушениями употребления лексико-грамматических категорий и ошибками в построении предложений.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи по преодолению нарушений в устной речи детей:

Коррекция произношения;

Развитие фонематического слуха;

Подготовка к обучению грамоте;

Развитие навыков анализа звукового состава слова;

Обогащение лексического запаса;

Овладение синтаксическими конструкциями;

Развитие связной речи.

Логопедическая работа с детьми начиналась с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывалось внимание к звуковой стороне речи: - умение вслушиваться в речь; - различать и воспроизводить отдельные элементы речи; - удерживать в памяти воспринятый на слух материал; - слушать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки.

По мере овладения новыми звуками дети на занятиях постепенно знакомились с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Второклассники с ОНР, имеют нарушения в произношении звуков, которые сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Характеризуя словарный запас этих детей, следует отметить не только ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов, особенно тех, которые редко используются в обиходе. Слова, понимание которых обусловлено контекстом, часто воспринимаются недостаточно дифференцированно и полно, т.к. дети не полностью осознают смысловую общность значений слов, что приводит к своеобразному их употреблению, частым заменам, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень способности строить предложения. Отставание в развитии языковых средств (произношения, словаря, грамматического строя), не может, естественно, не оказать определенного влияния на формирование более сложных видов речевой деятельности.

Основными направлениями коррекционной работы с этими детьми были:

1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводилась не только на слух, но и закреплялась зрительно с использованием схем.

2. Формирование фонематического восприятия проводилось с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществлялась работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Проводилась на материале правильно произносимых детьми звуков.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. На протяжении всех занятий расширялся, уточнялся и закреплялся словарный запас детей. Большая работа проводилась по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков.

Основными задачами этого этапа являлась работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, серии сюжетных картин и работа над деформированным предложением и текстами.

В результате проведения фронтальных и индивидуальных занятий у детей повысился уровень развития устной и письменной речи.

НАЗОВИ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ. СКОЛЬКО ЗВУКОВ В ЕЕ НАЗВАНИИ?




Самоанализ

открытого индивидуального логопедического занятия

Логопед: Павлова Е.В. Февраль 2014

Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

Занятие проводилось с ребенком c диагнозом ФФНР. Занятие по теме автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях, в тексте.Занятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии была поставлена следующая цель: автоматизировать звук л в слогах, словах, предложениях, тексте.

На занятии были поставлены следующие задачи:

1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Животные», формировать окончания существительных в косвенных падежах)

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать силу силой и продолжительностью выдоха , развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут

Весь материал в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнка
Речевой материал соответствует целям и задачам занятия.
На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение на развитие мимики, эмоционально-волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, формирование падежных окончаний дательного падежа существительных. Развитие связной речи на материале лексической темы:»Животные».

На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.

САМОАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Учитель-логопед: Вологина Екатерина Александровна.

Дата проведения: 22.11.2016.

Особенность занятия: открытое.

Группа учащихся :1 класс, логопедическое заключение –общее недоразвитие речи,3 уровня. Количество человек- 8 человек.

Форма занятия : подгрупповое.

Тема занятия:

Логопедическая тема : закрепление изученного материала по темам « Слово» , «Предложение».

Лексическая тема: домашние животные и птицы

Грамматическая тема: образование прилагательных от существительного, составление связного текста по картинкам.

    Анализ цели и задач занятия.

Тема, цели и задачи занятия соответствует особенностям программного материала, перспективному плану работы группы, речевому профилю. Достаточный уровень подготовленности группы. Единство образовательной, коррекционной и воспитательной целей прослеживалась на протяжении всего занятия.

    Анализ структуры и организации занятия.

Структура занятия соответствует его целям и задачам. Присутствует логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия. Целесообразное распределение времени между этапами занятия и рациональность выбора форм обучения. Наличие эстетично оформленного дидактического материала и оборудования. Рациональная организация работы учителя – логопеда и детей от простого к сложному.

    Анализ содержания занятия.

Содержание занятия соответствует требованиям программы для детей с ОНР, 3 уровня. Изложение изучаемого материала было доступным.Прослеживалась связь нового с ранее изученным. Были задания и на развитие речевого дыхания, т.к. еще идет этап постановки звуков- а у всей группы учащихся -ротацизм. У этой группы детей плохо развито пространственное ориентирование, поэтому в занятие было включено задание на определение сторон(лево-право-вверх, вниз). Также были задания на развитие связной речи (составление рассказа по опорным картинкам), пополнения словарного запаса по лексической теме «Домашние животные и птицы», а также крылатыми выражениями –афоризмами. Задания на развитие фонематического восприятия анализа и синтез- деление слов на слоги, определение первого звука в словах. Для профилактики дисграфии была индивидуальная работа на карточках – дифференциация букв и-у.Были включены задания на развитие высших психических функций(Выделение лишнего), развитие общей мелкой моторики- пальчиковая гимнастика и физминутка. Была организована и самостоятельная работа и по необходимости учителем-логопедом была оказана помощь детям. Все занятие со стороны логопеда велся контроль за четкостью и внятностью речи. Была хорошая эмоциональная подача материала.Дети активны, проявляли интерес. Со стороны учителя-логопеда проводилась работа над ошибочными ответами учащихся.Применялись разнообразные приемы и методы.Смена видов деятельности.Была создана атмосфера доброжелательности.Также элементы творчества самого педагога.

Считаю цели и задачи поставленные мной были достигнуты.

Оценка проведенного занятия – удовлетворительно.

ЕЛЕНА ВАРФОЛОМЕЕВА
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Цель звука [Р . ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Коррекционно-развивающие задачи :

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность.

Оборудование : презентация, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия:

1. Мотивация

Логопед : Сегодня у нас не совсем обычное занятие . Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?

Ребенок : Будем помогать Роме.

Логопед : Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.

2. Упражнение на развитие общей моторики

По морю плыл корабль (ладони лодочкой) .

Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками) .

В небе летали чайки (имитирующие движения) .

Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения) .

Впереди он увидел остров.

На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь) .

Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз) .

На пальме сидела обезьяна,

И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)

Капитан рассердился,

И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу) .

Так они и дразнили друг друга –

Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук) .

Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.

Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения) .

Сейчас мы будем тренировать язычок.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

«Чьи зубы чище?» :

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр» :

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположенный край стола.

«Пощелкать кончиком языка» :

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье» :

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк» :

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики» :

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

4. Изолированное произношение звука [ Р ] .

К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р» . При произнесении звука Р губы раскрыты , зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Слайд 3)

5. Проговаривание прямых и обратных слогов .

Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4) .

6. Проговаривание слов со звуком [Р] .

В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5) .

7. Определение звука в словах

Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах : в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6) .

8. Упражнение на дыхание.

На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь (Слайд 7) .

9. Зрительная гимнастика.

Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7) .

10. Мы продолжаем наше путешествие.

Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8) .

11. Физминутка.

Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.

Налили бензину (имитирующие движения)

Сели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой)

Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки) .

12. Деление слов на слоги.

Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран) . Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9) .

13. Проговаривание рифмующих слов.

Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10) .

14. Проговаривание чистоговорок.

Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко» . Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11) .

Ра – ра – ра - высокая гора.

Ро – ро- ро – потерял петух перо.

Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.

Ор – ор – ор - красный спелый помидор.

Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.

15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)

И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения) .

Две ладошки, друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх) .

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. – (имитировать движения волн и рыбок) .

16. Составление и чтение слов из слогов . Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова , прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12) .

17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме) . Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] . К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13) .

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [Р] «Морское путешествие с Ромой» .

Занятие было проведено с ребенком подготовительной логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно , в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

Закреплять умение находить место звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Закреплять навык согласования существительного с числительными;

Закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;

Закреплять умение делить слова на слоги;

Закреплять навык чтения двухсложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия . Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.) . Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь : привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации) . Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «По морю плыл корабль…» . Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Лодочка» . Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на : проговаривание прямых и обратных слогов , проговаривание слов со звуком [Р] , определение звука в словах , согласование существительных с числительными, деление слов на слоги, проговаривание рифмующих слов, проговаривание чистоговорок, составление и чтение слов из слогов . В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза.

На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия , появление на экране интерактивной доски новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) .

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Общие сведения

Разрабатывая конспект занятия, прежде всего, учитывались речевые заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста школы VII вида, индивидуальные возможности каждого ребенка.

На занятии присутствовала подгруппа учащихся 3-х классов (2 человека) с общим недоразвитием речи III уровня. Обучаются в школе VII вида первый год по направлению городской ПМПК. Эти учащиеся испытывает трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы. У детей развитие высших психических функций ниже возрастной нормы. Недостаточно сформированы фонематические процессы. Вследствие этого наблюдается недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, предпосылок к успешному овладению грамотой, трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок совместно с неусвоением орфографических правил).

При письме, особенно под диктовку, часто встречаются пропуски, перестановки и добавления букв и слогов. Наблюдаются искажения структуры предложения: слитное написание отдельных слов в предложении или неправомерно раздельное их написание, необозначение или произвольное обозначение границ предложений. Лексический запас, в основном, в рамках обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Грамматический строй ниже возрастной нормы, ошибки в спонтанной речи на согласование и управление.

Следовательно, в целом нарушен лексико-грамматический компонент речевой системы, поэтому дети недостаточно понимают учебные задания, указания, инструкции, испытывают трудности овладения учебными понятиями, терминами, трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы. Отмечается недостаточное развитие связной речи. У данных детей на письме встречаются элементы оптической дисграфии. Дети неправильно воспроизводят пространственное соотношение буквенных элементов. Встречается зеркальное написание букв, недописывание элементов или добавление лишних элементов, замены рукописных графически сходных букв: и-у, п-т, ц-щ, о-а, т-ш, у-д, д-б .

Психологические особенности данной группы: учащиеся с задержкой психического развития, неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие способностей к переключению, словесно-логическому мышлению, к запоминанию словесного материала, к самоконтролю, преимущественно в области языковых явлений.

Учитывая всё это, были намечены цель, задачи, содержание занятия, определена форма проведения, подобраны методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Дата проведения 15.01.2014 г.

Тема занятия: «Дифференциация строчных букв и-у».

Цель занятия: совершенствовать умения дифференцировать кинетически сходные строчные букв и-у.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умение дифференцировать строчные буквы и-у путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
  • развивать орфографическую зоркость.
  • коррекционно-развивающие:
  • развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • развивать конструктивную деятельность;
  • активизировать и расширять словарный запас;
  • развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений.

Воспитательные:

  • воспитывать уверенность в своих силах;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование
  • игровых приёмов;
  • воспитывать умение радоваться успехам товарищей;

Здоровьеразвивающие:

  • создавать атмосферу успешности каждого ученика;
  • создавать благоприятный психологический климат;
  • предупреждать утомляемость детей.

Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов:

  • принцип обратной связи - проведено обследование учащихся с выявлением проблемы, проведён эмоциональный настрой, подготовительная работа, где определена степень участия детей в занятии;
  • принцип успешности - созданы условия для самореализации логопатов через разнообразные формы работы. Прослеживается наличие интереса и желания успеха у учащихся, эмоциональный контакт у учителя-логопеда и логопатов. В процессе занятия каждый ребёнок имел возможность самовыражения и самореализации;
  • принцип индивидуализации - к каждому ученику был индивидуальный подход, зависящий от его психофизических характеристик;
  • принцип развития и коррекции высших психических функций - реализовывался через ввод специальных приёмов и упражнений для развития и коррекции психических процессов и функций: зрительное внимание, слуховое восприятие, слухо-зрительное восприятие, память вербальная, зрительная, двигательная, слуховая;
  • объём внимания, логичность мышления, аналитико-синтетическая деятельность и т.д.;
  • принцип взаимосвязи речи с другими ВПФ- прослеживается на протяжении всего занятия;
  • принцип активности и сознательности осуществлялся через формирование сознательного понимания учебного материала;
  • принцип продуктивной обработки информации - обучение организовано так, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации с занятия в жизнь, тем самым формируя и развивая механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
  • принцип доступности предлагаемого материала - все задания подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Логопедических принципов:

  • принцип развития - в процессе подготовки занятия были выделены задачи, этапы, трудности, которые находятся в зоне ближайшего развития у данной подгруппы учащихся; организация логопедической работы осуществлялась с учётом ведущей деятельности данных детей;
  • принцип системности - опираясь на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, на занятии оказывалось воздействие на все стороны речевой функциональной системы.

Тип и структура занятия

Подгрупповое занятие. Закрепление полученных навыков.

Структура занятия полностью соответствует типу занятия:

1. Организационная часть, приветствие - 1 минута.

2. Актуализация знаний — 2 минуты.

3. Основная часть — 30 минут:

  • введение в тему - 1 минута;
  • пальчиковая гимнастика - 1 минута;
  • дифференциация звуков «и-у» - 1 минута;
  • соотнесение звука и строчной буквы - 2 минуты;
  • гимнастика для глаз — 2 минуты;
  • дифференциация строчных букв и-у - 4 минуты;
  • дифференциация строчных букв и-у в ряду букв - 2 минуты;
  • динамическая пауза - 2 минуты;
  • дифференциация строчных букв и-у в словах — 5 минут;
  • дифференциация строчных букв и-у в предложении и тексте — 5 минут;
  • самостоятельная работа — 5 минут.

4. Рефлексия - 2 минуты.

Оборудование занятия

  • Мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • мультимедийная презентация в программе PowerPoint;
  • индивидуальные карточки;
  • рис, фасоль, вода;
  • зеркала;
  • смайлики.

В ходе занятия использовались общепедагогические и логопедические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Выбранные методы полностью соответствовали цели и задачам занятия. Метод обсуждения изучаемого материала- активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, необходимых и достаточных для компетентного участия в работе, что привело к правильному результату.



Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление логопатами сложных изменений артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями и эмоциональной окрашенности.

Из серии практических методов был выбран метод упражнения, так как он является наиболее эффективным по выработке умений и навыков, по закреплению знаний. Данный метод применялся в виде планомерного организованного многократного сознательного повторения умственных и практических действий с целью формирования правильного артикуляционного уклада изучаемых звуков и отработки практических действий по запоминанию оптического образа букв.

На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод - использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению с целью психологической настройки, побуждения к учению.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. Мультимедиа компонент вводится при повторении пройденного, закреплении изученного материала, во время выполнения практической работы, так как он помогает:

  • улучшить восприятие информации;
  • развивать визуальное восприятие;
  • улучшить память, внимание;
  • усилить мотивацию к образовательному процессу.

Для закрепления оптического образа букв и отработки правильного направления руки применялся метод «влажное письмо» пальцем на бумаге. Активный метод обучения «Мой смайлик» помог определить эмоциональное состояние учеников на начало и конец занятия.

На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения логопатов, реализацию его природного потенциала:

  • здоровьеразвивающая;
  • информационно-коммуникативная технология;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • элементы проблемно-диалогической технологии;
  • технология сотрудничества;
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения;
  • технология исследования и мониторинга интеллектуального развития;
  • технология креативного мышления.

Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и задачами, которые были поставлены.

Место занятия в системе занятий по данному разделу. Связь занятия с предыдущими и последующими в теме. Представленное логопедическое занятие «Дифференциация строчных букв и-у» спланировано в соответствии с перспективным и тематическим планированиями для детей с нарушением чтения и письма и содержит сведения по теме «Дифференциация гласных» с учётом вхождения в лексическую тему «Земноводные». По очерёдности является вторым. Оно органично связано с предыдущим занятием и опирается на него, являясь подготовительным к следующей теме. На занятии логопатам для работы потребовались знания, умения и навыки, приобретённые на предыдущем логопедическом занятии, где они повторили артикуляционные и акустические признаки звуков и-у, работали над развитием пространственных представлений.

На данном занятии дети отрабатывали механические навыки движения руки, используя методы: письмо в воздухе, конструировали строчные буквы и-у из фасоли и рисинок, «влажное письмо» на бумаге, обучались навыкам различения строчных букв и-у с помощью символов, их заменяющих (направление стрелки, сигнал руки) в ряду строчных букв, в словах, предложениях и тексте опираясь на зрительный анализатор.

На следующем занятии по приобретённым знаниям будет продолжена работа по дифференциации строчных букв и-у через отработку механического навыка движения руки в словах, предложениях и текстах, опираясь на слуховой и зрительный анализаторы.

К ожидаемым результатам можно отнести:

  • повышение активности учащихся на уроках в классе;
  • улучшение результатов обучения;
  • повышение положительных результатов выполнения домашнего задания;
  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

В основу проведения занятия было заложено сотрудничество всех участников процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

Организационный момент создал положительный настрой на обучение, пробудил интерес к познанию нового, помог включить детей в работу с первых минут занятия. Использование активного метода обучения «Мой смайлик» помог определить эмоциональное состояние учащихся на начало занятия. На этапе актуализации знания через развитие кинестетического анализа и произвольного внимания дети в игровой форме вспомнили и уточнили артикуляционные профили изучаемых звуков, которые необходимы для правильного определения направления написания строчных букв и-у.

Основной этап занятия содержит все необходимые части для этого типа занятия. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности. При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему и цель занятия.

Пальчиковая гимнастика проведена с целью развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук в сочетании с выработкой собственных кинестетических и слуховых ощущений с развитием фонематического восприятия по отношению к звукам «и-у» и буквам и-у. Следующим этапом была дифференциация звуков «и-у» через развитие слухомоторных координаций совместно с просодической стороной речи. Правильно выполненное учащимися задание позволило перейти к соотнесению звуков и строчных букв через анализ зрительного образа букв.

В целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения была проведена, как один из приёмов оздоровления, офтальмологическая пауза (гимнастика для глаз) с использованием ИКТ с соблюдением лексической темы («Лягушонок»), а затем саморасслабляющая «Послушные глазки», которая одновременно в стихотворной форме позволила вспомнить дифференциацию букв и-у по описанию. При подборе гимнастики учитывались возраст, состояние зрения и быстрота реакции детей.

Далее учащиеся закрепляли дифференциацию строчных букв и-у через закрепление звукобуквенных связей с правом выбора предметов для отработки темы. Использовались разные виды закрепления оптического образа букв путем выработки четкой зрительно-моторной координации:

  • способ «Письмо в воздухе»- закрепление образа через развитие координации движений руки;
  • способ «Недостающий элемент»- закрепление через развитие фонематического слуха на данные звуки с соотнесением оптического образа букв;
  • способ «Собери букву»- через развитие мелкой моторики с закреплением правильного движения руки.

Этап дифференциации строчных букв и-у в ряду букв проходил через развитие устойчивости зрительного внимания. Одновременно была проведена связь с темой «Твёрдые и мягкие слоги».

В занятие для снятия усталости и напряжения была включена динамическая пауза «Лягушонок», которая внесла эмоциональный заряд на занятие, совершенствовала общую моторику и способствовала выработке чётких координированных действий во взаимосвязи с речью. Так же она отражала лексическую тематику занятия и являлась схемой-опорой правильного артикуляционного образа дифференцируемых звуков. Одновременно динамическая пауза являлась переходным моментом к следующему этапу занятия.

Этап дифференциации строчных букв и-у в словах был проведён через развитие зрительно-моторных координаций с использованием символов и через развитие словаря путём подбора слов-антонимов. Дифференциация строчных букв и-у в предложении и тексте проходила через развитие мышления, памяти, словаря и развитие речи. При затруднении отгадывания загадки была предложена подсказка в виде слайда с серией предметных картинок с необходимостью доказательства своего выбора отгадки. На этапе самостоятельной работы логопаты показали свой уровень усвоения правильного написания строчных букв у-и. В конце занятия проведена рефлексия с непринуждённым закреплением отработанной темы в стихотворной форме и через активный метод обучения «Мой смайлик» выявлено их эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить пресыщаемость и утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другую. Считаю наиболее эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений, которые прослеживаются на основной части занятия.

На занятии сочетались индивидуальные и парные формы организации учебной деятельности. В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. На каждом этапе занятия использовался метод поощрения учащихся.

Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям ученика с повышенной отвлекаемостью для привлечения его внимания к беседе. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах - подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей. Некоторые задания предполагали право выбора.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Система работы учителя-логопеда соответствует общепедагогическим и логопедическим требованиям. Учитель-логопед правильно определил объем учебного материала и время для выполнения заданий, формировал умения дифференцировать буквы и-у на разных этапах занятия, обогащал словарный запас, развивал звуковую сторону речи в комплексе с фонематическим восприятием. Большое внимание на занятии учитель-логопед уделял здоровьеразвитию учащихся. Своевременно и качественно проводил динамическую и офтальмологическую паузы. Микроклимат, созданный учителем-логопедом на занятии, способствовал спокойной, плодотворной работе. В конце занятия была проведена рефлексия. Характер общения на уроке - демократический, учитель-логопед поэтапно поощрял работу учащихся.

Общие результаты занятия оправдали ожидания - занятие прошло на высоком уровне, в необходимом темпе. Учащиеся продемонстрировали сформированные умения и навыки по теме. Для достижения лучших результатов с учащимися будет продолжена коррекционная работа на следующих занятиях индивидуально и в подгруппе.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

mob_info