Внеурочное занятие «Русские народные пословицы и поговорки. Внеклассное занятие «Праздник пословиц и поговорок этап – проведение конкурсов

МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Творческий проект
«
Пословицы и поговорки »

3 «Б» класс

(руководитель Левченко З.Н.)

с. Головчино

Тема внеурочного занятия: « Пословицы и поговорки»

Цели:

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Ход занятия:

этапа

Содержание этапа

Продолжительность

Организация работы : эмоциональный настрой

Делу время – потехе час.- Как это понимать?

1 мин.

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

Группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

Группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

Группа 3 – найти пословицы народов мира;

Группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения заданий.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

35 мин.

Ученики самостоятельно работают с информа цией ндивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала

Ученики выступают перед одноклассниками

Рефлексия

- Какая пословица подходит к нашему сегодняшнему занятию? Почему?

4 мин.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

  • Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Ко рова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

2. Собери части пословицы.

сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

Тема занятия : «Пословицы и поговорки».

Цель занятия : воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.

Задачи:

Образовательные:

    пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них;

    учить детей работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Коррекционно-развивающие:

    Корригировать и развивать ВПФ(память, внимание, мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие);

    Развивать связную устную речь.

Воспитательные:

    Воспитывать интереса к фольклору, к народному творчеству;

    Формирование и развитие эстетических качеств.

Здоровьесберегающие:

    Планировать объем материала с учетом психо — физических особенностей детей;

    Следить за правильное посадкой и осанкой детей;

    Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование : раздаточный материал, наглядный материал: картинки

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

    Организация начала урока

Добрый день.

    Следить за правильной посадкой и осанкой учащихся.

    Актуализация опорных знаний

Словарная работа: пословицы, поговорки.

Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей

(в школе, дома)? Как вы думаете зачем мы используем их в речи?

Работа со словарем.

Слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы.

    Сообщение темы занятия

Я думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить. Тема нашего занятия: «Пословицы и поговорки».

Слушают воспитателя.

    Введение в тему занятия

Величайшее богатство народа – это язык! Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают её живой и остроумной. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Слушают воспитателя.

Работа со словарем.

    Корригировать и развивать слуховое восприятие.

    Корригировать и развивать зрительное восприятие.

    Корригировать и развивать память.

    Корригировать и развивать интерес к устному народному творчеству.

    Изучение нового материала

Знакомство с правилами игры.

Проведение игры (см приложение1)

Слушают воспитателя.

Выполнение заданий в соответствии с инструкцией.

    Корригировать и развивать внимание.

    Корригировать и развивать память.

    Корригировать и развивать мышление.

    Корригировать и развивать ответственности за порученное дело.

    Корригировать и развивать умение работать в группах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками

    Закрепление нового материала

Сегодня на уроке многое узнали о пословицах.

Что такое пословица? О чём они бывают? Какие пословицы запомнили? Для чего мы используем их в речи?

Слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Корригировать и развивать мышление и память.

Корригировать и развивать связную устную речь.

    Подведение итогов

Закончить наш урок я хочу такой пословицей «Кончил дело, гуляй смело».

Слушают воспитателя.

Корригировать и развивать слуховое и эмоциональное восприятие.

Приложение 1

Тема занятия: «Пословицы и поговорки».

Величайшее богатство народа – это язык!

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и

поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.

Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Все вы знаете много пословиц и поговорок, поэтому я приготовила для вас игру, в которой вы вспомните уже знакомые вам крылатые выражения, а так же познакомитесь с новыми.

Правила игры:

Для участия в игре формируются две команды

Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием конкурса;

Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле;

Победителем игры считается команда, которой удастся за время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три своих знака. Это основная суть настоящей игры в «крестики-нолики»;

Если командам не удастся во время игры выстроить в один ряд три своих знака, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «х». Побеждает та команда, у которой знаков на игровом поле больше.

    Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.

С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело … гуляй смело.

В гостях хорошо, ……а дома лучше.

Готовь сани летом, …..а телегу зимой.

Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. При солнце — тепло………при матери — добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

    «Назови пословицу по предмету».

Яблоко Время

Ложка Смех

Рыба 100 рублей

Перо Хлеб

    Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Найди лишнюю пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Терпенье и труд все перетрут.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Не боги горшки обжигают.

За морем теплее, а у нас светлее.

Дал бог здоровья, да денег нет.

Жить – Родине служить.

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Дело мастера боится

Не бойся работы, пусть она тебя боится

Не спеши языком – торопись делом

Язык до Киева доведет

    Узнай по тексту.

Чтение первого текста

Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

Чтение второго текста

За столом сидит ученик и выполняет домашнее задание. К нему подходит девочка со скакалкой и зовёт поиграть. Ученик отказывается. Девочка уходит. Затем к нему подходит мальчик с мячом и тоже зовёт поиграть. Ученик снова отказывается. Закончив работу, мальчик закрывает тетрадь и идёт играть.)

    «Распавшиеся пословицы». (Приложение 2)

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

Во, приходит, время, аппетит, еды.

Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

    Найди конец!

Весна красна цветами, а два лучше.

Семь раз отмерь а осень снопами.

Красна птица пером, а человек – умом.

Ум хорошо, а при матери добро

При солнышке тепло, а один отрежь

    «Животные».

В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Командам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.

голоден, как …………(волк)

труслив, как (заяц)

изворотлив, как…….(уж)

нем, как …………….(рыба)

упрям, как……….. (осел)

болтлив, как………(сорока)

хитер, как……….. (лиса)

здоров, как………..(бык)

надут, как…………… (индюк)

грязный, как………(свинья)

мокрый, как……….. (курица)

бегать, как (белка в колесе)

колючий, как……..(еж)

работать, как (лошадь)

Игровая программа для 3-4 класса «Здравствуй, пословица, привет, поговорка!»

Данное творческое дело позволяет детям проявить высокую активность в играх и выполнении заданий, связанных со знанием русских пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Мероприятие расширяет словарный запас, развивает речь, прививает любовь к устному народному творчеству.

Актуально для учащихся 3—4 классов.

Ведущий . Русский язык особенно богат пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Их десятки тысяч. Это наше величайшее богатство.

Они делают речь необычайно красивой, выразительной, образной и меткой.

Конечно же, вы слышали и сами не раз произносили выражения: «семь пятниц на неделе», «голоден как волк», «без труда не вытянешь и рыбку из пруда», может быть, даже не подозревая, что они живут в народе уже сотни лет, передаваясь из поколения в поколение.

Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, и, может быть, они станут вам еще ближе.

Начнем с разминки . Закончите пословицу или поговорку.

♦ Друга ищи, а нашел — ... (береги).

♦ Не родись красивой, а родись... (счастливой).

♦ Семь бед — один... (ответ).

♦ Любишь кататься, люби и саночки... (возить).

♦ Делу время, потехе — ... (час).

♦ Шила в мешке не... (утаишь).

♦ Один в поле не... (воин).

♦ У страха глаза... (велики).

♦ Что посеешь, то и... (пожнешь).

♦ В тихом омуте черти... (водятся).

♦ Не в свои сани не... (садись).

♦ Своя рубаха ближе к... (телу).

♦ После дождичка в... (четверг).

♦ При солнышке тепло, при матери... (добро).

♦ Семь раз примерь, один раз... (отрежь).

♦ Капля камень... (точит).

♦ Гол, как осиновый... (кол).

♦ Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

♦ Лучше поздно, чем... (никогда).

Ведущий. А теперь давайте поиграем с пословицами.

♦ Волков бояться — в лес не ходить.

Ведущий. Для выполнения этого задания потребуется несколько желающих, построенных в одну линию.

Ведущий. Попробуйте произнести предложения, не показывая зубов, обращаясь к соседу, стоящему слева.

♦ В тесноте, да не в обиде. А ты как думаешь? Ведущий. В следующем задании поговорки «шутят». Исправьте ошибки.

♦ Два сапога — тара.

♦ Голод — не щетка.

♦ Жди у горя погоды.

♦ Толочь в ступе Соду.

♦ Нашла коза на камень.

♦ Мы сами сушами.

♦ Первый клин комом.

♦ В здоровом теле здоровый пух.

♦ Крутится, как булка в колесе.

♦ Не делай из мухи слова.

♦ Купить кита в мешке.

♦ Положить губы на полку.

♦ Пять пятниц на неделе.

Ведущий . Расшифруйте поговорки. (См. приложения № 1, 2.)

Ответы: сердце не камень; бить баклуши.

Ведущий . Доскажите недостающие во фразеологизмах слова:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не... (разольешь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и... (поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле... (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу

Окажешь медвежью... (услугу).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, ... (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши... (вянут).

О том, кто в чем-то преуспел,

Мы скажем: он собаку... (съел).

Уже три дня я вспоминаю

Слова из детской песни,

И вспомнить их я не могу,

Ну не могу — хоть... (тресни)!

Вот смотрит удивительно кто-то,

Ну, как баран на новые... (ворота).

Я волнуюсь, беспокоюсь,

Как-то мне неловко.

Впору о себе сказать:

Сижу как на... (иголках).

Попытался провести

Учителя Алеша.

Но оказался... (в дураках),

То есть, сел в... (калошу)!

Ведущий. А эти пословицы перепутались. Наведите в них порядок!

♦ Москва, платежом, верит, красен, слезам, не, долг.

Ответы: Москва слезам не верит. Долг платежом красен.

♦ По, познается, считают, в, друг, цыплят, осени, беде.

Ответы: Друг познается в беде. Цыплят по осени считают.

Ведущий. Узнайте пословицу по двум предметам. (См. приложения №3, 4.) Ответы: Яблоко от яблони недалеко падает. Знает кошка, чье мясо съела. Пуганая ворона куста боится. Дареному коню в зубы не смотрят. Посади свинью за стол, так она и ноги на стол. Что написано пером, то не вырубишь топором. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ведущий. Послушайте сказку, сочиненную вашей ровесницей, и попробуйте закончить ее подходящей по смыслу пословицей.

ПОТЕРЯ ГОЛОВНОГО УБОРА

В одном очень приятном водоеме жили рыбы. Среди них были две подружки — Гита и Зита.

И вот шестого марта по рыбьему календарю на

ступил день рождения Гиты. Ей подарили много цветов и головной убор в виде лилии. Гите некуда пока было надевать подарок, и она засунула его подальше.

Через месяц ее подруга выходила замуж, и Гиту с Зитой пригласили на свадьбу. Гита, разыскивая замечательный головной убор, который так подходил к этому случаю, перевернула свою норку с ног на голову. Все было напрасно. А Зита, идя к подруге в гости, увидела его висевшим на водорослях и поспешила отнести Гите. Заглянув в норку подруги, она спросила:

— Гита, что ты ищешь?

— Свою шляпку...

Зита отдала Гите головной убор и сказала: ...? («Что имеем — не храним, потерявши — плачем».)

Крикало Настя, 3 класс.

Ведущий. И — последнее з адание: изобразить пословицы и поговорки, записанные на карточках, с помощью жестов и мимики. (В скобках указано количество человек, необходимых для участия в постановке.)

Зрители угадывают.

КАРТОЧКИ

Заблудиться в трех соснах, (4). Аппетит приходит во время еды, (1—2). Семеро одного не ждут, (8). Одна нога здесь, другая там, (1). От горшка два вершка, (1). За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь, (3). Лежачего не бьют, (минимум 2). Семимильными шагами, (1).

Ведущий. Всем спасибо!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Тема нашего творческого проекта:

«Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Группа делится на 4 подгруппы, которые получают задания:

    группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

    группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    группа 3 – найти пословицы народов мира;

    группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Воспитатель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри. Составляют вопросы к викторине.

    Выступление первой группы. Теоретический материал о пословицах и поговорках:

Пословицы - Пословица - жанр фольклора. Термин «пословица» - русский. Он говорит о том, что эти изречения употребляются в живой разговорной речи. В пословице наиболее ярко проявляются общие признаки фольклора: коллективность творчества, так как она создается многими и многими людьми; традиционность, т. е. устойчивость, так как текст пословицы, как правило, редко изменяется; устность, так как пословица более других жанров связана с устной, разговорной речью. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение. Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения.

Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа...» Эти обобщения могут касаться и важных явлений и жизненных мелочей.

В пословицах отразились социальные противоречия: крестьянин - помещик, бедняк- богач, крестьянин - поп. Пословицы всегда дают резкую оценку угнетателям и обирателям народа. В них постоянны сатирические фигуры барина-пана, купца, судьи, попа: «Купцы собираются, чтобы обирать людей», «Всякому засуха, а попу сноп», «Увидели у слепого один глаз и тот хотят у него вынуть».

Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь».

Веками формировался фонд народных пословиц. «Различны эпохи, породившие пословицы. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». (М.Шолохов.)

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах:

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

    Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Выступление третьей группы:

Пословицы народов мира.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Выступление четвертой группы. Составление и проведение викторины.

Внеклассное занятие по теме:

«Пословицы-народная мудрость».

Учитель: Ярмушкина Н.Г.

Цель : познакомить с новыми пословицами, поговорками;

учить задумываться над их смыслом;

учить кратко и последовательно выражать свои мысли с помощью пословиц и поговорок;

воспитание ответственного отношения к любому делу.

Ход занятия:

Учитель: Сегодня мы поговорим о пословицах и поговорках, подумаем вместе о содержании некоторых из них.

А что такое пословица? Что о них вы знаете?

(ответы детей)

Учитель : Пословицы-это меткие выражения, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей. В них отразились все стороны жизни. Они заставляют задуматься, в них выражается отношение к какому-либо событию.

1 зад.

Объясните, какая пословица самая древняя? Почему вы так решили?

А) Человек без друзей, что дерево без корней;

Б)Любишь тепло-терпи дым;

В) Человек без Родины, что соловей без песни;

2 зад.

-Петя-петушок принёс какие-то слова.(выставляю). Всё понятно? Новерно, их нужно поставить на свои места

Делу кончил гуляй время

Час потехе дело смело

А тут, по-моему, вообще не хватает слов. Составьте пословицы и объясните их смысл.

А) Труд-……..,лень…….

(Труд лечит, лень портит)

Б) Языком………, торопись ……..

(Языком не спеши, торопись делом)

4 задание;

-Какие пословицы подходят к данным ситуациям:((показ инсценировок)

А) Дома у Саши не работает компьютер. Брат повозился и ничего не смог исправить. Пришёл мастер и быстро устранил неполадку. (Дело мастера боится)

Б) Девочка хотела получать «4» и «5», а сама лишний раз книжку не откроет, домашние задания делает кое-как. Вот ей подруга и говорит:…..(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

В)Несколько дней Петя не выполнял домашние задания и получал «2». Все ребята от него отвернулись. А Сергея все учителя хвалили, так как он всегда был готов отвечать на уроке.(По труду и честь)

5 задание:

Придумайте и обыграйте в группах ситуацию, к которой подойдёт пословица:

«Поспешишь-людей насмешишь»

6 задание:

Доскажите конец пословиц. Как вы их понимаете?

Кто много читает-…..

Не плюй в колодец-…

С кем поведёшься- …..

Лучше хорошо поступить-…..

Где труд-……..

7 задание:

А какие пословицы знаете вы, ребята? В какой ситуации вы бы её применили?

Рефлексия:

Что запомнилось? Зачем нужно знать пословицы? Используете ли вы при разговоре с кем-либо пословицы и поговорки? В каких случаях? (ответы детей)

Учитель:

Знание пословиц и поговорок обогащает ум, речь человека, развивает память. Зная пословицы, можно применить их в своей речи для того, чтобы кратко,ёмко и точно выразить свою мысль, своё отношение к происходящему.

Я бы очень хотела, чтобы вы не забывали о нашем разговоре, и думали, прежде чем что-то сказать или сделать. Ведь не зря говорят: «Семь раз отмерь –один раз отрежь» или так «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь»

mob_info