Варианты использования икт в развитии речи детей. Применение икт в детском саду для развития речи детей

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него.

В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

Каковы причины данного явления? Одна из причин, от которых часто зависит уровень развития связной речи наших детей является неумение учителя эту речь сформировать.

Следующая причина: нельзя не учитывать особенности современной культуры, в которой пребывает сегодня любой человек. Такая культура, по мнению французского социолога А. Моля, определена как мозаичная, складывающаяся из отдельно взятых фрагментов, связанных между собой бессистемно, случайными связями.

Средства массовой информации дают человеку невероятный поток информации, который не успевает перерабатываться в его сознании. Поэтому в памяти человека "остаются лишь мимолетные впечатления и осколки знаний-идей". В данной ситуации трудно говорить о глубине полученных знаний, можно лишь судить о невероятном количестве всякой информации, поступающей извне: телевидения, радио, Интернета.

Нельзя закрывать глаза на существующее и достаточно прочно укоренившееся в современном обществе клиповое сознание, имеющее прямое отношение к мозаичной культуре. Клиповое сознание проникло во все сферы деятельности человека и связанные с ним проблемы личности. Клиповое сознание хаотично, разорвано, оно не дает представление о целостности мира. Но оно существует как факт, от которого нельзя избавиться. Сейчас без клипового сознания - никуда, потому что визуальная картинка работает на все наше восприятие жизни. Мы иногда не верим словам, но верим глазам.

Происходит переориентация культуры, связанная с ролью слова и изображения в пространстве формирования культуры восприятия художественных произведений.

Если клиповое сознание уже укоренилось в мире, то надо находить выход: открывать и осваивать новые способы заговорить с аудиторией на другом языке. И поставить этот язык на службу современному процессу обучения.

Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям информационных компьютерных технологий весьма эффективно и целесообразно.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа с машинами.

  • В рамках занятия открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций художественных и "наложенные на изображение" музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоение учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Например, по методике Ткаченко выполнена презентация схем-описаний. Составление описательных рассказов один из самых сложных видов речевой деятельности информационно-коммуникационные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера
  • Возможность использования новых методов не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле. Есть возможность использования мультимедийной продукции, а также самостоятельного создания учителем тестовых заданий с помощью программы "Генератор тестов".
  • Энциклопедичность содержания (используемого как учителем, так и обучающимися), развивающего эрудицию пользователя в различных предметных областях (следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий).
  • Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения: не отрицая необходимости в операции письма формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Хорошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различные виды грамматического разбора и орфографической проверки. Разработкой данной проблемы в коррекционной педагогике занимается О.И.Кукушкина. Созданные для взрослых компьютерные программы, объединенные под общим названием "Текстовые редакторы", рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. Автором описан подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере.
  • Включение компьютера в процесс урока позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В компьютерных программах предусматриваются задания по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который им доступен. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  • Создается особая обстановка, позволяющая обучающемуся пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым и т. п. Учитель имеет возможность включать в урок игровые программы, в которых в качестве средства обучения используются интерактивные игры.
  • Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях. Почерпнуть новые знания, получить интересующую информацию ребенок может, воспользовавшись электронными энциклопедиями или возможностями сети Интернет.
  • Применения компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации к достижению поставленных задач.
  • Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Всякое коррекционное или развивающее воздействие начинается с определение актуального уровня развития ребенка, его интеллектуального багажа, уровня развития всех компонентов речи. Учитель-логопед начинает данный вид деятельности с диагностических мероприятий.

Учитель, владеющий соответствующими технологиями, может использовать ЭВМ, как средство:

  • создания электронных каталогов и баз данных;
  • средство создания дидактических материалов;
  • проведения мониторингов.

Для выявления уровня актуального речевого развития учащихся первой ступени обучения, мной выбрана методика Т. А. Фотековой "Тестовая методика диагностики развития речи младших школьников". С целью оптимизации процедуры проведения диагностических исследований мной разработан комплекс пособий. В данной работе огромную помощь оказала заместитель директора школы по информатизации Н. В. Семенова. Подготовлены следующие материалы:

  • Протокол логопедического обследования, куда фиксируются материалы в ходе диагностики.
  • Презентация с использование звукового сопровождения "Диагностика уровня развития речи младших школьников". Она позволяет возвращаться к любому моменту обследования, многократно повторять отдельные задания, если в этом возникает необходимость, продвигаться в темпе доступном для ребенка, при этом снимается нагрузка с учителя-логопеда, освобождает время для фиксации результатов.
  • Мониторинг в программе Ехсе1, куда вносятся результаты исследования, обработка результатов проводится автоматически и не требует много временных затрат. Дает возможность длительного хранения и проведение сравнительного анализа на начало и конец учебного года, а также за несколько лет обучения если в этом возникает необходимость.

После диагностических исследований ведется собственно коррекционно-развивающее воздействие.

Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания реализуются в определенной последовательности.

  • Программирование смысловой структуры высказывания.
  • Установление связности и последовательности высказывания.
  • Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждения, передача содержания текста).

Основной акцент в применении ИКТ в логопедической практике делается на мультимедиа продукцию. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

2. Как сопровождение объяснения учителя.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

3. Как информационно-обучающее пособие.

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Опыт организации коррекционно-развивающего процесса по описанным моделям использования ИКТ в логопедических занятиях позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Литература.

  1. Ф.Г. Золотавина. Компьютеризация учебного процесса.
  2. А.И. Горемычкин. Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения.
  3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов Дефектология - М., 2001. - № 3.
  4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду - Л., 2006. - № 6
  5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду - Л., 2005. - № 5-6.
  6. С.Ю.Селянина. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Попова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 1 "Родничок"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 07.04.2016
Раздел: дошкольное образование

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр

развития ребенка – детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях

МР «Горный улус» РС (Я)

Доклад на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий как

средство по развитию речи детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель Попова Ольга Васильевна

Содержание
I. Введение II. Теоретическая часть. Информационно-коммуникационные технологии 2.2. Использование ИКТ в ДОУ ………………………………………………..7 3
III. Основная часть. 3.1. Роль педагога в процессе внедрения ИКТ в ДОУ………………………….10 3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста…………………………….............14 Заключение………………………………………………………………………………19 Использованная литература…………………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир без информационных ресурсов. Включение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации – одна из актуальных задач для дошкольной педагогики. Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость.
Теоретический аспект.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н Иванова, Н.П. Чудова и др).
Основная идея -
заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи детей. 4

Практическая

значимость.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:  Предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей.  Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.  Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.  Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы.  Развивать у детей исследовательское поведение.  Расширять творческие возможности самого педагога. Практической значимостью выбранной темы является авторская разработка электронных пособий, мультимедийных презентаций.
Новизна
– использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми по развитию речи.
Цель:
развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Осуществление, которой мы видим через следующие задачи:
Изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми Создать банк (каталог) компьютерных дидактических и методических материалов (мультимедийные сказки, стихотворения, развития и обогащения словаря, упражнения для артикуляционного аппарата, речевого дыхания и.тд)

Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи дошкольников
I. Информационно-коммуникационные технологии

I.I.Использование ИКТ в ДОУ.
5
1. ИКТ как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые должны соответствовать программным требованиям. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. 2. ИКТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организация педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов. 3. Использование педагогами ЭОР (электронные образовательные ресурсы). Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению мотивации воспитанников. 4. Техническим средствам на базе ИКТ относят:  Компьютеры  Мультимедийные проекты  Интерактивные (электронные) доски  Планшеты  Сканер  Принтер  Цифровой аппарат  Камера При внедрении ИКТ, как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находиться за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. При сравнении с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;  компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 6
 постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;  компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.  Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха» Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Особого внимания требует организация занятий с использованием компьютеров. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагоналииспользование информационно-коммуникационных технологий 59-69 см. Высота установки 1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 мин. Гигиеническая рациональная организация рабочего места, соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Нельзя оставлять ребенка один на один с ПК. Необходимо чтобы партнером по игре дошкольника был взрослый, а компьютер только средством. В репертуаре ребенка-дошкольника не должно быть игр, сочетающих высокую динамичность с разрушительно-деструктивным содержанием. Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам школьной информатики и вычислительной техники. Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса. Таким образом, использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развития личности. Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют современной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии 7
внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
2.1.Роль педагога в процессе внедрения ИКТ технологии в ДОУ.
Мы в своей работе активно используем информационные технологии во всех направлениях работы ДОУ:  в управлении,  в воспитании и образовании,  во взаимодействии с родителями воспитанников. В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждается в обществе. «Использование компьютера в ходе образовательной деятельности в ДОУ» - тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители детей, представители науки и средств массовой информации. По данным опроса наших родителей, практически у всех семей имеются дома персональные компьютеры и ноутбуки. У 40% включены к сети Интернет дома. Дети с малых лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте от 3 лет ежедневно играют в компьютерные игры дома, сами включают и отключают ПК, умеют работать с планшетами, сотовыми телефонами. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются детям уже с 3-летнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и речь. И как бы, мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:  Идти в ногу со временем  Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий  Быть наставников в выборе компьютерных игр для детей и их родителей  С ф о р м и р о в а т ь о с н о в ы и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и (ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – знания и навыки эффективного пользования информацией – предполагает умение быстро находить и правильно применять нужную информацию). Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационных технологий. ИКТ становится 8
основным инструментом, который человек будет использовать не только в своей работе, но и в повседневной жизни. В нашей группе мы приобрели ноутбук, проектор с экраном, телевизор. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из презентаций не обходится без мультимедийной презентации. При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определенную среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно в строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок- дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91. Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволить избежать зацикливания дошкольников на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации». Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер – это средство решение основныхпсихолого–педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно – компьютерных технологий,их обучение по данной тематике организуется на разных уровнях. На уровне ДОУ работают творческие группы по различным проблемам. Я являюсь руководителем творческой группы по проблеме «Компетенция педагогов по ИКТ». Разработали план по обучению ИКТ, для педагогов, не владеющих компьютерной технологии. 9
В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разработали рекомендации, приобрели соответствующие пособия, проводим практические занятия. В итоге наши педагоги 80% владеют ПК. Так, в ИРОиПКобразования проводятся курсы и семинары по теме «Использование современных информационно – компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ», целью которых является знакомство практиков с методической применения в новых информационных технологий. В центре внимания педагогов на данных курсах и семинарах находятся следующие вопросы: 1. Компьютерный подход к использованию информационных технологий в системе традиционной работы ДОУ. 2. Компьютерно – опосредованная деятельность в сочетании с детской продуктивной деятельности. 3. Психолого – педагогические требования к компьютерным программам для дошкольников. В практике работы ДОУ мы используем разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ- компетентности, в частности: - мастер – классы; - обучающие семинары - педагогические мастерские и наставничество; - недели педагогического мастерства; - тематические семинары и др. Эффективной является деятельность творческой группы педагогов ДОУ по разработке методических рекомендаций, занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий. В современном мире предъявляются высокиетребование к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
II. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по

развитию речи детей дошкольного возраста.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам – дошкольникам 10
следует адаптироваться к новому информационному веку. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. Сегодня воспитатели используют компьютеры как для самообразования, поиска новой информации, обмена опытом, так и на занятиях для обучения детей. Одной из немаловажных целей работы воспитателя – это научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Хорошая речь ребенка – это залог успешного обучения в школе. Роль развития речи ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Любая задержка в ходе развития – это плохое понимание того, что говорят окружающие люди. Бедный запас словаря затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Высокий уровень сформированности речи является гарантом успешности общения и взаимопонимания. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением ФГОС. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует с необходимостью расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. На сегодняшний день необходимость использования ИКТ- технологий для самого педагога, для детей в работе с родителями актуальна. Информационно-коммуникационные технологии можно широко использовать в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как педагога, работающего с дошкольниками, большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи детей. Современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их в диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особойвыразительностью. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто, отсутствует интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации развития речи 11
дошкольников. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольника в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и современной. Поэтому одной из основных целей моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных технологий в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста. Психолог отмечают, что у современного ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, ДВД, СD, аудизаписей ит.д. В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую различные варианты:  Артикуляционная гимнастика  Классификация предметов  Обогащение словарного запаса  Составление рассказов по картинке  Рассказы сказок  Игры по звукопроизношению  Рассказы по серии сюжетных картинок Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей. Особое внимание в применении ИКТ уделяется на мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации. Информационно-коммуникационные технологии на непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи включают в себя:  Система мультимедийных презентаций  Компьютерные игры
Система мультимедийных презентаций
одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных 12
обучающих продуктов является программа PowerPoint – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой. В процессе работы мною созданы презентации «Чтение стихов с помощью картин», «Фрукы», «Овощи», «Времена года», «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательным, «Любимые сказки» итд.
Компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики: - подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшео развития ребенка; - делать «видимыми» проблемы развития ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. - посмотреть на работу педагога с позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и навыками. В процессе использования дидактических игр решаются следующие задачи: - развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков; - развитие мотивационной сферы: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах; - развитие эмоциональной сферы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные воспитательно-образовательный процесс, преодолевают интеллектуальную пассивность дошкольников. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний. 13
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Экран притягивает внимание, которого порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Заключение
Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий – облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес. Организация воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ по развитию речи может способствовать высокой степени развитию речи детей. Использование ИКТ в развитие речи детей позволит расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Компьютерные технологии можно использовать в разных видах деятельности с детьми. Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:  Индивидуальные занятия  Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)  Интегрированные (мультимедийные проекты) 14
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Педагогическую диагностику по программе «Радуга» каждый год отслеживаем развитие речи воспитанников. (См. приложение 1.)
Использованная литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. – М., 1994г 2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004 г 3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских М.В.. Барнаул: БГПУ 2006 4. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 5. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет сост. В. В. Баранова. – Волгоград: Учитель 2016. – 83 6. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для педагогов. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с. 7. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Габдуллина З.М.; Волгоград, 2010 г 8. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 9. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2014 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 10. Справочник старшего воспитателя № 11, ноябрь/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 11. Справочник старшего воспитателя № 5, июль/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 15

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми;

С родителями;

С коллегами;

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме. Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей. Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Применение ИКТ усиливает:

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка):

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми. Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы:

1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая. Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности. Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас. Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

МБДОУ БГО ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 18.

Выступление на педагогический совет.

Тема: «Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

воспитатель

подготовительной к школе группы

Паршикова Е.А.

Борисоглебск

Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками.

С детьми ИКТ я использую в процессе ООД по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

ООД с использованием ИКТ может быть:

Фронтальной;

Индивидуальной;

Групповой .

Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Так как ИКТ имеет ряд преимуществ.

ИКТ имеют ряд преимуществ:

Практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход;

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.

В случае применения ИКТ нужно выполнять следующий ряд требований:

При использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

После завершения занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.

Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.

Положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.

Ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них.

На занятиях детей с компьютером обязательно должен присутствовать воспитатель .

В нашей группе формируется банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя в развитии речи детей по следующим направлениям:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка: формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений), развитие словаря.

3. Развитие связной речи (диалогической и монологической речи).

4. Подготовка детей к обучению грамоте.

Приведём примеры использования ИКТ по каждому направлению работы.

Опыт использования ИКТ в развитии речи детей.

1. Работу над ЗКР начинаю с восприятия неречевых звуков, аудио-техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д. Для развития дикции, правильное звукопроизношение использую скороговорки, представленные в виде мнемотаблиц.

2. Для активизации и обогащения словаря использую электронный вариант картинок «Противоположности», данная игра учить ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы). Интерактивная игра «Путешествие Тани» позволяет формировать умение называть действия героев, увеличивает глагольный словарь. Для отработки употребления предлогов в самостоятельной речи используется интерактивная игра «Где птичка?». Отдельного внимания заслуживают игры направленные на формирование грамматических представлений - навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много» по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды».

3. Развитие связной речи.

При составлении описательных рассказов использую опорные картинки в виде слайдов презентации. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов использую электронный вариант мнемотаблиц.

Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

4. Для овладения элементами грамоты мы используем электронный вариант пособия Е.В. Колесниковой «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», а так же интерактивный тренажер «Учим гласные звуки и буквы (звуки [а] [у] [о])», «Собери слово по слогам», «Звукарик», включающий в себя такие игры как «Найди слова с заданным звуком», «Твёрдый-мягкий», «Измерь слово», «Гусеница», «Подбери слова».

Эти игры помогают, упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие, упражнять в определении первого и последнего звука в слове, развивать навыки звукового анализа слов, дифференциации звуков на гласные, твёрдые и мягкие согласные.

Так же используем электронный вариант пособия Н.П. Кочугова «Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова».

Таким образом, использование ИКТ позволяет проводить занятия:

На высоком научно-познавательном, эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

Обеспечивает наглядность;

Позволяет использовать большое количество дидактического материала, в целом, способствует повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 666-669.]

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников»

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) .

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Свои навыки я применяю в работе:

С детьми

С родителями

С коллегами

В методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Актуальность- проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Применение ИКТ усиливает:

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

Обеспечивает наглядность;

Привлекает большое количество дидактического материала;

Способствует повышению качества образования.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

ПМК по «Развитию речи» А. Ю. Коркиной используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

1. использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия;

2. формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;

3. развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;

4. наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения.

Программа включает следующие разделы:

1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.

2. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.

3. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

4. развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста)

5. специальный «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи и др., так и по развитию познавательно - исследовательской и практической деятельности.

Использование мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой! » разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал. «Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.


mob_info