Самураи и европейские рыцари. Самурай и европейские рыцари Презентация на тему самураи в японии

Введение

Условно эпоху Средневековья ученые и историки датируют периодом от конца V века до начала XVI в.в. Таким образом, средние века занимают в истории человечества около тысячи лет. Этот исторический период в нашем сознании тесно связан с понятием «Темные века»: он ознаменовался социальными, политическими и экономическими преобразованиями в обществе, междоусобными войнами, сменой рабовладельческого строя на феодальный, колоссальными изменениями в общественной жизни и другими явлениями, которые характеризовали Средневековье как один из самых мрачных периодов всемирной истории.

Рыцари и самураи

Из различных книг, литературных произведений и учебников по всемирной истории мы уже немного знакомы с этими двумя понятиями. Прежде всего, эти два сословия средневекового общества ассоциируются в нашем сознании с такими понятиями, как благородство, отвага, честь, долг и др. нравственными идеалами.

И хотя эпоха рыцарей и самураев прошла, рыцарская этика и кодекс чести самураев не потеряли своей актуальности в наш век, век современных технологий и прогрессивного мышления. Для нас до сих пор поведение рыцарей и самураев, их идеалы и мировоззрение остаются эталоном для оценки правильности и неправильности поступков.

В этой работе мы попытаемся не только просто рассмотреть, описать и найти сходства и различия между рыцарями и самураями, но мы поставим перед собой более глубокую задачу: найти причины и понять разные и одинаковые проявления этих двух сословий в феодальном обществе. Говоря общим языком, мы попытаемся сравнить Запад и Восток, Европу и Азию, проникнуть вглубь веков и понять идеологию самураев и рыцарей.

Этимология слов «рыцарь» и «самурай»

Слово «рыцарь» происходит от немецкого слова «Ritter», что означает «всадник». Широко слово «Ritter» стало использоваться лишь в конце эпохи Средних веков. Другое же происхождение понятия «рыцарь» можно проследить от латинского слова «miles», дословно переводящегося как «воин».

Рыцарем во времена Средневековья называли военного или любого мужчину, официально находящегося на военной службе у короля. Карл Мартелл, вошедший в историю как военный реформатор из династии Каролингов и освободитель Европы от арабов, придал дополнительное значение понятию «рыцарь». При его правлении словом «miles» стали называть представителей военной знати, которые имели средства на приобретение рыцарского вооружения и боевого коня. При этом Карла не волновало происхождение поступившего к нему на службу воина.

Поэтому «рыцарем» или «конным всадником» (caballarius) назвался любой свободный человек, имеющий возможности и силы служить в элитных частях каролингской армии – кавалерии. Однако в число рыцарей также могли входить и представители низших, зависимых сословий, особо отличившиеся в междоусобных боях.

В эпоху Карла Великого - внука Карла Мартелла (кстати, Мартелл означает «Молот», так его прозвали из-за его характера и тактики боев), латинское слово «miles» перешло в разряд титулов, и рыцарство стало одним из сословий общества.Теперь статус рыцаря предполагал благородное происхождение человека. Первоначально рыцарство представлялось светским воинством, чье мировоззрение резко расходилось с взглядами церковной верхушки. Однако по мере усиления и распространения христианской религии, церковь распространила свое влияние и идеологию на представителей рыцарства.

Среди рыцарей были представители различных рангов и сословий, от королей и герцогов до обедневших странствующих рыцарей. Последних, начиная с XII века, становилось все больше и больше, а рыцарство как привилегированный класс стало элитной кастой в системе социальных отношений.

Понятие «самурай» («сабурай») образовалось от глагола древнеяпонского языка «сабурахи», что означает «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина». На письме японцы использовали китайский иероглиф, читающийся как «цзи». Он состоит из двух радикалов (ключей), «жэнь» - человек и «си» буддийский храм. Многие говорят о том, что этот иероглиф обозначает «людей, служащих в буддийских храмах».

Однако я не совсем с этим согласна, поскольку «кодекс чести», по-японски канон Бусидо, переводящийся как «Путь воина/самурая», содержит некоторые буддийские мировоззренческие взгляды на устройство мира. И сам ключ «си» в иероглифе в переносном смысле, на мой взгляд, означает не сам буддийский храм, а хранилище буддийской мудрости. Сделав некоторое отступление, мне хотелось бы отметить, что иероглифы, как китайские, так и японские, всегда несли сакральный смысл, за ними стояла долгая история образования, поэтому в энтомологическом плане не нужно понимать иероглифы буквально. Этот иероглиф у японцев, видимо, означал людей не просто военных, а воинов с внутренним «кодексом чести».

Но вернемся к понятию «самурай». Этим термином в японском обществе было принято называть служивого человека при знатном лице даймё, которого можно сравнить с крупным князем. Самурай являлся слугой феодала, который охранял имущество и служил его интересам. Другими словами, он был телохранителем своего сюзерена.

История возникновения рыцарства и самурайства

А теперь давайте вернемся к тому времени, когда рыцарство стало формироваться как самостоятельное военное сословие. В научном сообществе единого мнения относительного времени образования рыцарства как касты не существует: одни считают, что рыцари появились во времена первых крестовых походов (VIII в.), другие - в эпоху правления Карла Мартелла (VII в.), а третьи и вовсе относят его к векам еще более далеким.

Самая распространенная точка зрения - рыцарство как военно-земледельческое сословие возникло у франков в VIII веке, что было связано с преобразованиями в армии: переход от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Однако на становление рыцарства как исторического явления также повлияла социальная обстановка в Х, XI и XII столетиях в Европе. Этот период истории был временем смуты и «трех веков варварства и мрака», когда признавалась только власть силы. Вторжение новых варваров под именем норманны принесло в Европу грабежи, убийства, пожары и хаос.

Некогда великая империя, основанная Карлом Великим, быстро рушилась как карточный домик: тут и там вспыхивали революции, а древний мир превращался в мир феодальный. Многочисленные виконты, герцоги и графы повсюду старались прибрать к себе земли, при этом каждый поступал так, как хотел, так как считал себя хозяином. Неудивительно, что это порождало конфликты между представителями аристократии, ненависть, произвол и беспорядки. Особенно распространённым было такие явления, как насилие, жестокость и несправедливость сильных мира сего по отношению к слабым и беззащитным. Больше всего страдали вдовы и дети, потерявшие мужа и отца: семейство, оставшееся без хозяина дома, подвергалось грабежу и насилию.

Таким образом, в связи с вышеперечисленными явлениями появились воины, возмущенные подобным произволом, они выступили в качестве союзников и защитников угнетенных, они боролись за их права. А подобное отношение вызывает ответную благодарность, преимущественно у слабого пола, поскольку в силу своей слабости женщины неспособны защитить себя. Это побуждало воинов поступать более благородно и храбро по отношению к обездоленным и уязвимым представителям низших классов.

А церковь, в свою очередь, видя в рыцарях заступников слабых и бедных, а также защитников веры, начала рассматривать их как представителей священного войска. Таким образом, духовенство взяло их под свое покровительство. С тех пор посвящение в рыцари как ритуала стало неотъемлемой частью становления настоящего рыцаря. Рыцарь как бы наделялся божественной силой, и его деятельность носила священный характер. Это побуждало воинов делать благородные поступки, быть смелыми и скромными, всегда защищать людей притесняемых сословий.

Так под влиянием церкви и общественного мнения, в рыцарстве выработался нравственный и эстетический идеал воина. Рыцари приобрели собственный Кодекс чести, а во время Крестовых походов они стали представителями наследственной аристократии.

Закончив обзор истории возникновения рыцарства в средневековой Европе, мы можем перейти к самурайству, находя уже различия и сходства между двумя этими военными сословиями.

Начало образования самурайского сословия, мелкопоместного военно-служилого дворянства, относят примерно к VI - VII вв. В это время происходит борьба за власть двух аристократических домов: Сумэраги и Накотоми, которая кончилась победой 36-го императора Японии Котоку. Этот период в истории получил название «переворот Тайка», в это время формировалось раннефеодальное монархическое государство. Собственность сельской общины переходит в собственность императора. Он мог отдавать ее крестьянам во временное пользование. Представителей этой прослойки общества позже стали называть «рёминами».

Помимо этого сословия, существовал и более могущественный класс – знать, чьи наделы были гораздо больше. Они стремились захватить крестьянские земли, облагали крестьян налогами, всячески эксплуатировали их. Это не могло не вызвать недовольство у притесняемого класса, поэтому крестьяне стали использовать одну из форм протеста – побег. Беглых крестьян стали назвать «ронинами». Многие из них образовывали разбойничьи шайки, которые промышляли грабежом, другие же шли на службу к той же знати, становясь уже служилыми людьми.

Владельцы поместий также нуждались в ронинах, так как им нужно было защищать свои поместья не только от беглых крестьян, которые время от времени устраивали восстания и набеги, но и от своих соседей-феодалов, которые также стремились прибрать к своим рукам все больше земли. Такое положение дел в стране способствовало образованию нового сословия – класса самураев или буси (воины).

Начиная с X века, в Японии происходят крупные политические и социальные изменения: в разных провинциях развивается сепаратизм, возникает политическая раздробленность, власть феодалов на периферии усиливается. Поэтому мелкие землевладельцы оказались перед угрозой того, что их земли будут поглощены более могущественными противниками - крупной знатью. Они также становились уязвимыми перед крестьянскими отрядами.Поэтому представителям малого дворянства приходилось устраиваться на службу к более могущественным и крупным феодалам.

Это явление имело существенное значение для становления сословия самураев, придавая ему дополнительное значение: самураи – вооруженные воины, которые за свою службу получали от сюзерена содержание.

Другим фактором образования класса буси была непрекращающаяся борьба на северо-востоке Японии с айнами, потомками древнейшего племени на местных островах. На границах создавались отряды из зажиточных крестьян, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука и верховой езды. Кроме них, на границы стекались беглые крестьяне, которые спасались от феодального произвола.

Правительство было не против такого положения дел, так как поселенцы, получавшие поддержку и оружие по распоряжению императора, были более пригодными и ловкими бойцами в борьбе с айнами, нежели воины правительственных армий.

Поэтому появление вооруженных поселенцев содействовало появлению самурайского класса на севере острова Хонсю. Однако поселенцы не только вели войну с айнами, они также проводили время от времени культурный обмен с ними.

Подводя итоги истории образования рыцарства и самурайства, нельзя не заметить существенных различий. Оба сословия формировались постепенно, в результате социальных, экономических и политических изменений. Оба прошли длинный путь становления как сословия, причем сословия уважаемого и привилегированного. Для того, чтобы заслужить уважение и почет в обществе, рыцарям и самураям нужно было соблюдать «кодексы чести».

И в Европе, и в Японии, происходили набеги могущественных противников: в первом случае – норманны (варвары), во втором случае – монголы со своим огромным флотом и могущественной армией.

В это время, в эпоху междоусобных войн, реальная власть в стране принадлежала не королю/императору, а политической аристократии/военному правительству. Монарх не имел «никаких реальных прав и властных функций». Король и император исполняли в стране символическую роль, являлись «посланниками Бога на земле», они были воплощением «единства нации».

В обоих случаях почти стихийно, под влиянием общественных потрясений и политических реформ возникает сложная социальная иерархическая структура. В Европе - это «верховные владельцы, вассалы и подвассалы, и связанные с ними все классы, все личности, от монарха - высшего властителя - до крепостного земледельца».

В Японии император никакой власти в стране не имел, она была сосредоточена в руках военного правительства – бакуфу, во главе которого стоял сёгун, ему подчинялись даймё, которые имели большие земельные наделы и собственных воинов – самураев, являющихся представителями военно-дворянской знати. Также внутри каждого сословия существовало свое подразделение. Помимо военной знати также существовали классы ремесленников, горожан, крестьян и торговцев.

Все вассалы короля в Европе, в чьих руках была сосредоточена власть, (графы, виконты, герцоги и др.), и представители военного правительства (сёгун, даймё, байсин и др.) в Японии постоянно находились в борьбе между собой за лучшие земли. Каждый из них стремился получить лучший кусок, поскольку земли для них – это источник пропитания и содержания их воинов. Их привилегии измерялись как раз размером земельных наделов, которые находились в их владении. Мы можем и дальше находить сходства в общественном, политическом и экономическом положении обоих регионов, однако, ограничимся вышеизложенным. Зададим себе вопрос, почему же мы находим столь много одинаковых явлений в жизни таких разных, казалось бы,стран? Прежде всего,важную роль здесь играют исторические закономерности. Каждая страна, каждая нация и каждый регион проходит циклический круг: возрождение, становление, развитие и упадок. Вся мировая история уже наглядно нам показала, что эти исторические закономерности – не плод воображения и не абстрактная теория, а действительная реальность в человеческом обществе. Наверное, если бы не было подобных циклических круговоротов, то и не было бы никакого развития человечества. Если подумать, все в нашем мире находится в подобном циклическом круговороте, от человека до самой вселенной: мы рождаемся, вырастаем, живем и умираем, общество также зарождается, проходит путь эволюции, развивается и погибает (об этом говорят доисторические цивилизации: майа, Лемурия, Атлантида).

Идеология и кодекс чести

Рыцарь. Фото с dunastu.wordpress.com Теперь давайте обратимся к кодексам чести рыцарей и самураев. Они играли важную роль для обоих сословий, поскольку следование им не только возвышало их в их глазах других людей, но также являлось внутренним стержнем стойкости, смелости и благородства.

У самураев существовал этический кодекс - Бусидо, что переводилось как «путь коня и лука», а позже получило значение «путь воина/буси»1. Для самураев это было неким «кодексом чести».

Бусидо был образован на основе философии буддизма и синтоизма (религия в Японии), а также учения Конфуция и Мэн-цзы. Главной особенностью Бусидо было то, что истинный самурай должен был «постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы принять новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги, что он должен умереть».

Подобный взгляд на жизнь позволял воину не мелочиться, спокойно относиться к человеческим страстям и не бояться смерти. Это не значит, что самураи обязательно стремились умереть или покончить жизнь самоубийством. Восточная философия рассматривала жизнь человека как одну из частиц мироздания. Поэтому в глазах японцев жизнь человека – это лишь мимолетный всплеск в бурном потоке реки. Человек приходит в человеческий мир и уходит из него. «Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина».

Что же касается рыцарей, то в христианском учении считалось, что цель человеческой жизни – делать благодеяния, нести людям добро и быть праведным. Поэтому главной задачей рыцаря была защита слабых и бедных. Рыцари не заглядывали так далеко в будущее, они были более практичными, и поэтому сильно не задумывались о более глубоком смысле жизни.

Служба

Если самурай своей главной задачей считал преданную службу своему сюзерену, то рыцарь совершал подвиги во имя своей дамы, господина или христианской веры. Самурай, служа своему даймё, уже не считал, что его жизнь принадлежит ему самому, поэтому он всегда держал в строгости свой дух и тело. В этом отношении рыцарь существенно отличался от самурая, он мог делать то, что он хочет, конечно, при этом не отступая от кодекса чести и не нарушая верности тому, кому он поклялся служить. То есть, если рыцарь мог где-то проявить инициативу, то самурай такой свободы действий не имел, да и не считал нужным иметь. Для него слово господина было законом.

Одежда

Что касается внешнего вида, как самураи, так и рыцари должны были следить за тем, чтобы одежда была чистой и соответствовала ситуации. Одежда должна быть простой и удобной. Однако если рыцари исходили из того, что чистая одежда – это символ «спокойствия духа и здоровья тела», через которые они могут «вернуться к Творцу», то для самураев чистота их одежд – это стиль жизни.

Образование

Самураи воспитывали детей по правилам самурайской этики. Поскольку самурай управлял тремя сословиями общества: торговцами, ремесленниками и крестьянами, то ему необходимо было получить хорошее образование, чтобы понимать глубинные связи и причины тех или иных явлений и событий. В семь или восемь лет ребенка начинали знакомить с тремя основными книгами мудрости: «Четверокнижием», «Пятиканонием» и «Семикнижием». Также будущий самурай был обязан освоить искусство каллиграфии, чтобы он мог писать и читать. В возрасте пятнадцати-шестнадцати лет молодого воина начинали обучать боевому искусству: стрельбе из лука, верховой езде, фехтованию и другим воинским искусствам. Заметим, что обучение проходило в самой семье самурая без отрыва ребенка от родителей. Проявление чувств у азиатов считалось слабостью, недостатком, проявлением слабоволия. Людей, которые не умели контролировать свои эмоции, считали грубыми и необразованными.

Но в случае с рыцарями дело обстояло иначе. Рыцарем мог стать только молодой человек дворянского происхождения. Однако одного происхождения было недостаточно, будущий рыцарь должен был доказать свою пригодность, мужество и доблесть. Поэтому, начиная с юных лет, с помощью подвижных игр и занятий в ребенке развивали воинский дух. Эти игры имитировали войну или турнирные бои. Позже из женских рук дитя переходило в руки мужские, и, по заведенному обычаю, родитель отсылал свое чадо к главным рыцарям, с которым он имел дружеские или родственные связи.

На первых порах будущий воин получал должность пажа: «сопровождал патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, был на посылках и даже служил за столом - почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился подчиняться и повелевать. Также во время пребывания в должности пажа юноша получал уроки религии от хозяйки. Из пажей он переходил в оруженосцы, где получал навыки стойкости, ловкости и мужества, поскольку обязанности оруженосца были непростыми: он помогал своему господину во время турниров: «подавал новое оружие, отражал удары, поднимал его, подводил к нему коня. Если оруженосец мог доказать своим поведением отвагу и мужество, то его могли посвятить в рыцари.

Как мы видим, специального теоретического образования в естественных или гуманитарных науках будущие рыцари не получали, главный упор делался на развитие в юноше силовых качеств и умения бороться. Почему же ребенка отдавали в чужие руки? Считается, что европейцы, в отличие от азиатов, были более свободными в проявлении своих чувств: они не считали слабостью проявлять их. Наоборот, это поощрялось, европейцы рассматривали это как признак искренности и чистосердечности. Поэтому «обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на справедливом опасении, что любящие родители не решатся подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые предстоят ему во время рыцарской службы».

Отношение к женщинам

С распространением христианства в Европу пришло поднятие статуса женщины в обществе. Христианство «указало человеку его настоящее достоинство и превратило жену из рабы в подругу». Особый взгляд на женщин сформировался у людей германских народов: они видели в ней «существо, наделённое даром пророчества и нравственной силой, создание высшее, чем мужчина». Поэтому неудивительно, что женщина у рыцарей стала объектом не только обожания, но и поклонения. Животная страсть к противоположному полу сменилась великодушной любовью и верностью под влиянием христианского вероучения. Обычно происходило так: рыцарь избирал для себя «даму сердца», которою в будущем он хотел видеть как свою подругу, и старался заслужить ее благосклонное внимание с помощью подвигов и доблестей.

Желание получить восхищение и поощрение в глазах своего объекта любви побуждало рыцаря находиться в поисках новых подвигов и являлось тем мотивом, который удваивал его храбрость и заставлял отбрасывать все страхи перед трудностями и опасностями. Однако помимо верности к даме своего сердца (la damme de ses pensees), рыцарь также был обязан защищать и других представительниц слабого пола. В то время женщины довольно часто были угнетаемы, и они были не в силах защитить не только себя, но и свое имущество. Поэтому столь важно было для них покровительство этих мужественных защитников слабых и бедных. Одной из статей рыцарского кодекса чести было правило «не злословить женщинам и не дозволять этого никому в своем присутствии».

Что касается самурайского общества, то женщина там не имела такого статуса, как в европейском феодальном обществе. Она была обязана подчиняться мужу, как только входила в его дом. Брак обычно заключался при согласии двух семей. У женщины не спрашивали согласия, поэтому в японском обществе женщина находилась в подчинении у мужа. Однако, согласно Бусидо, самурай должен уважительно относиться к своей жене. Если он был недоволен каким-то ее поступком, то должен был разумными аргументами ее переубедить. Если доводы не помогали, и жена продолжала и дальше плохо поступать, то самурай мог развестись с ней и отослать жену обратно к ее родителям.

Истинному самураю не полагалось опускаться до бесполезных споров с женой, он должен был проявлять по отношению к ней великодушие и снисходительность. Истинному самураю не подобало поносить свою жену «оскорбительными выражениями, хвататься за меч или грозить ей кулаком», так как это считалось проявлением трусости, самого презираемого в японском обществе качества. «Храбрый самурай никогда не угрожает тому, кто слабее его», так говорится в самурайской этике Бусидо. Однако в феодальном обществе Японии существовало такая прослойка общества как букэ-он-онна – женщина-самурай, принадлежавшая к сословию самураев и обладающая навыками владения оружием. Конечно, от такой женщины не требовали, чтобы она реально участвовала в боях наравне с мужчинами-самураями. Однако такая женщина должна была уметь в случае необходимости защитить себя и дом, так как на нее возлагалась ответственность за сохранность семейного очага. Ее также обучали основным положениям Бусидо, развивали в ней стойкость, мужество и силу, не говоря уже о мастерстве владения оружием.


Возникновение самурайства Возникновение самурайства не представляет собой исключительного явления в социальной истории народов мира. Сословия и касты профессиональных воинов существовали во многих государствах Европы и Азии в эпоху господства феодализма. В Японии появление сословия воинов было тесно связано со становлением феодализма, который развивался в общих чертах по тем же классическим законам, что и феодальный строй Западной Европы. .


Постоянные войны с аборигенами Японских островов - айнами - вели к проникновению японцев из южных и центральных областей Хонсю на северо-восток страны, сопровождавшемуся захватом айнских земель. Эта экспансия делала возможными распределение территории айнов между японскими даймё, которые становились хозяевами айнской земли. Возникали сильные и постоянные дружины для защиты владений от вторжения в них айнов и войск других княжеств, а также для подавления крестьянских восстаний


В XII в. после победы коалиции под предводительством феодалов из рода Минамото над другой мощной группировкой во главе с родом Тайра в Японии установился режим военной диктатуры, при котором власть в стране находилась в руках верховного военачальника - сёгуна. Подобная форма правления отодвигала императора, лишённого фактической власти, на задний план и позволяла князьям более эффективно эксплуатировать крестьян и другие низшие слои населения, удерживая их в подчинении силой оружия.


Наибольшей ценностью для самурая был меч - и как вооружение профессионального воина, разящее врага и защищающее одновременно жизнь его обладателя, и как символ сословия воинов, эмблема доблести, чести, могущества и храбрости, неоднократно воспетый в легендах, рассказах, песнях и стихах. С глубокой древности меч рассматривался японцами как священное оружие - подарок "солнечной богини" своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места; приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы.


Одним из древнейших видов оружия были лук и стрелы. Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300–350 м) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику.


Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Совершая харакири, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми.


Воспитание самураев Звание самурая в средневековой Японии было наследственным. Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства, и оставался в том феодальном клане, членом которого был его родитель. Поэтому в самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе бусидо.


Основной задачей наставников молодого буси была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии самурая, т.е. воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса.


Сын самурая с самого рождения окружался исключительной заботой. Он являлся продолжателем рода, хранителем и наследником его традиций. Он имел право совершать религиозные обряды по отправлению культа предков. Исходя из этого, рождение ребёнка мужского пола в японской семье считалось праздником. С особым вниманием относились к первому сыну, так как он по закону уже с момента рождения считался наследником дома, всего состояния семьи и имени самурая. Кроме того, сын наследовал землю или рисовый паёк, за который служил у феодала его отец. Поэтому, если самурай без наследника в семье (в 1615 г. самураям было разрешено усыновление наследников из среды их родственников, носящих то же родовое имя) почему-либо не мог взять себе наложницу или если последней не удавалось родить ему сына, феодал конфисковывал у буси его надел и лишал родового имени.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Культура и Искусство"

Готовые презентации по культуре, искусству, фото и т.п. можно скачать нашем сайте. Красочные слайды с пояснениями, картинками, портретами, фотографиями содержат информацию о истории, тенденциях и перспективах развития мировой художественной культуры, развитии фотографии и фотоискусства.

«Рыцари Руси» - Рассказать о том, кто такие рыцари. Олег – первый князь киевский из рода Рюрика. С 879 г. Княжил в Новгороде. Александр Невский «Ледовое побоище». Рассказать о внутренних помещениях замка. Дмитрий Донской. Работа в группах. Болезни и войны. Описание внешнего вида замков. Тема: Где и как жили рыцари.

«Рыцари и замки» - Рыцарские мечи. Знак воинской доблести Краткое изречение, объясняющее смвсл герба. Палица- тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом. История средних веков 6 класс. Донжон- главная башня. Турниры-военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Кольчуга. Каждый воин-…- был вооружён… и… . Замки строили на острове посреди реки или озера.

«Литература рыцарей» - Тяжелое вооружение и боевой конь - необходимые атрибуты настоящего воина. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами. Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства. Идеальный образ рыцаря. Песнь о Роланде. Рыцарская лирическая поэзия интересно исполнялась, часто под музыку.

«Рыцарь в замке» - Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарь. Укрепленный замок - точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие копьем, как турниры, где всадника с победитель избирал королеву любви и красоты. Когда начали строить замки. В замках, возводившихся на равнинах, архитектурные принципы были примерно такими же: внутри кольца стен строили высокую башню, которая называлась донжоном.

«Рыцари в средние века» - Кто, согласно легенде, основал город Рим? а) Рем; б) Ромул; в) Марс. Какая эпоха в истории называется Средними веками? Рыцари и замки. Тест

Слайд 2

Самурай (яп. 侍, бу́си яп. 武士) - в феодальной Японии в широком смысле - светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении - военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Также, в некоторых определениях, самурай - это японский рыцарь. Само же слово «самурай» происходит от глагола «самурау», в дословном переводе означающего «служить вышестоящему лицу»; то есть самурай - служилый человек. Самураи - не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё (см. ниже), и в то же время его слугами в повседневной жизни. Самая почётная должность - смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».

Слайд 3

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната - правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.

Слайд 5

В эпоху междоусобных войн произошло некоторое размывание границ сословия, так как удачливый простолюдин мог, подобно Тоётоми Хидэёси, не просто стать самураем, а сделать головокружительную карьеру (сам Тоётоми Хидэёси, будучи сыном простого крестьянина, не мог стать сёгуном, но был им без титула). Размыванию границ сословия также способствовало то, что многие полководцы в ту эпоху использовали в качестве вспомогательных воинских сил непрофессиональных солдат, завербованных из крестьянских семей. Ещё более подорвали систему традиционного самурайства законы о рекрутских повинностях, введённые Ода Нобунага.

Тоётоми Хидэёси

Слайд 6

Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально - «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.

Слайд 7

Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872-1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - всё это стало составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Слайд 8

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») - бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» - воин, самурай; «до» - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой. Таким образом, бусидо - это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

Слайд 9

Требования бусидо

  • Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.
  • Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» ДайдодзиЮдзана:
  • Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  • К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
  • Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
  • Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
  • В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
  • Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.
  • Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  • Слайд 10

    • На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
    • Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
    • Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
    • Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
    • Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
    • Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
    • Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
    • Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
    • Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.
    • Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело
  • Слайд 11

    История доспеха.

    Самые ранние японские доспехи представляли собой сплошные металлические панцири, сделанные из нескольких секций из пластинок – часто имевших форму, близкую к треугольной – которые были плотно сошнурованны вместе и обычно покрывались лаком против ржавчины. Нет ясности, как их называли на самом деле, некоторые предлагают термин кавара, означающий “плитка", другие считают, что это был просто ёрой, означающий “доспехи". Этот стиль брони стали называть танко, что значит “короткий доспех". Доспехи имели петли на одной стороне, либо даже были без петель, закрываясь за счет упругости, и открывались по центру передней части. Расцвет танко приходится на период с четвертого по шестой век. Различные добавления приходили и уходили, включая состоящую из пластин юбку и защиту плеча.

    Танко медленно выходил из обращения и замещался новой формой доспехов, прототипом которой, похоже, были континентальные модели. Эта новая форма доспехов затмила танко и установила образец на следующую тысячу лет. Конструкция была пластинчатой. Из-за того, что сплошной танко опирался на бедра, а новая пластинчатая броня висела на плечах, историографическим термином, данным ей, стал кэйко (висящая броня).

    Общий контур имел вид песочных часов. Кэйко обычно открывался спереди, но так же были известны модели, напоминающие пончо. Не смотря на раннюю датировку (с шестого по девятый век), кэйко был более сложным типом брони, чем поздние модели, поскольку в одном комплекте могло использоваться шесть или более разных типов и размеров пластинок.

    Слайд 12

    Раннее средневековье

    Классический японский доспех, тяжелый, прямоугольный, коробчатый комплект, сейчас называют о-ёрой (большая броня), хотя на самом деле он назывался просто ёрой. Старейший сохранившийся о-ёрой сейчас стал просто полосами, сделанными из пластин, прошнурованных вместе. Доспехи, хранящиеся теперь в ОямадзумиДзиндзя, были изготовлены в два первых десятилетия десятого века. Эти доспехи демонстрируют единственный сохранившийся пережиток из конструкции кэйко: шнуровку, идущую прямо вниз вертикальными линиями.

    Важная особенность о-ёрой то, что в поперечном разрезе при взгляде сверху корпус образует букву C,поскольку он полностью открыт с правой стороны. Три больших, тяжелых набора пластин юбки из полос кодзанэ свисают с него – один спереди, один сзади и один слева. Правая сторона защищена сплошной металлической пластиной, называемой ваидатэ, с которой свисает четвертый набор юбочных пластин. Два больших квадратных или прямоугольных наплечника, называемых о-содэ, крепились к плечевым ремням. Небольшие закругленные выступы торчали из плечевых ремней, чтобы придать дополнительную защиту со стороны шеи.

    Две пластины, висящие на передней части доспеха и, якобы, защищающие таким образом подмышки, назывались сэндан-но-ита и кюби-но-ита. Самые ранние о-ёрой, по-видимому, имели на один ряд меньше пластин в передней и задней панелях юбки, что, без сомнения, делало их более удобными при верховой езде. Более поздние модели, начиная примерно с двенадцатого века, имели полный набор пластин юбки, но нижний ряд впереди и сзади был разделен по середине, чтобы обеспечить такой же комфорт.

    Слайд 13

    Ранние воины носили только один бронированный рукав (котэ) на левой руке. По существу, главным его предназначением было не защитить, а убрать мешковатый рукав одежды, надеваемой под доспехи, чтобы он не мешал луку. Только в тринадцатом столетии, или около того, пара рукавов стала распространенным явлением. Котэ надевался раньше доспехов, и привязывался длинными кожаными ремнями, идущими вдоль тела. Следующей надевалась отдельная боковая пластина для правой стороны (ваидатэ). Воины обычно носили эти два предмета, защиту горла (нодова) и бронированные наголенники (сунэатэ) в районе лагеря, как своего рода “полуодетую" броню. Вместе эти предметы называются “когусоку" или “маленькая броня".

    Слайд 14

    Различные о-ерой ранеего средневековья

    Слайд 15

    Высокое средневековье

    Во время периода Камакура (1183-1333) о-ёрой был главным типом доспехов для тех, кто имел положение, но самураи сочли до-мару более легкими, более комфортными доспехами, чем о-ёрой и начали надевать их все более часто. К середине периода Муромати (1333-1568) о-ёрой встречался редко.

    В ранних до-мару не было подмышечной пластины, как и в ранних о-ёрой, но около 1250 года она появляется во всех доспехах. До-мару надевались с огромными содэ, такими же, как в о-ёрой, в то время как харамаки по началу имели на плечах лишь маленькие пластины в форме листа (гёё), служащие сполдерами. Позже, они были перенесены вперед, чтобы прикрывать шнуры, удерживающие плечевые ремни, заменяя сэндан-но-ита и кюби-но-ита, а харамаки стали комплектоваться содэ.

    Защита бедра, названная хаидатэ (лит. “щит для колена") в форме разделенного передника из пластинок, появилась в середине тринадцатого века, но не спешила завоевать популярность. Разновидность ее, появившаяся в начале следующего века, имела форму хакама длинной до колен с небольшими пластинками и кольчугой спереди, и больше всего походила на мешковатые бронированные шорты-бермуды. В течении столетий хаидатэ в виде разделенного передника стали доминирующими, понижая статус вариации в виде коротких хакама до сувенира.

    Чтобы удовлетворить потребность в большем количестве доспехов, требовалось более быстрое производство, так появилась сугакэодоси (редкая шнуровка). Известно несколько комплектов доспехов, имеющих торс со шнуровкой кэбики, а кусадзури (тассеты) - со шнуровкой одоси, не смотря на то, что вся броня собрана из пластинок. Позже, в первой половине шестнадцатого века, оружейники начали использовать сплошные пластины вместо полос, набранных из пластинок. Часто в них проделывались отверстия под полную шнуровку кэбики, но не редко отверстия делались и под шнуровку сугакэ.

    Слайд 16

    Слайд 17

    Период позднего средневековья

    Последнюю половину шестнадцатого столетия часто называют СэнгокуДзидай, или Эпоха Сражений. В течении этого периода почти не прекращавшихся войн, множество даймё соперничали за власть и преобладание над соседями и соперниками. Некоторые из них даже хотели добиться главного приза – стать тэнкабито, или властителем страны. Только два человека в течении этого времени смогли добиться чего-то, близкого к этому: Ода Нобунага (1534-1582) и ТоётомиХидэёси (1536-1598).

    Эти пять десятилетий видели больше усовершенствований, новшеств и переделок в доспехах, чем все предшествующие пять веков. Доспехи подверглись своего рода энтропии, от полностью прошнурованных пластинок к редко шнурованным пластинкам, к склепанным большим пластинам, к сплошным пластинам. Каждый из этих шагов означал, что доспехи стали дешевле и быстрее изготавливались, чем модели до них.

    Одним из самых важных факторов, влиявших на доспехи в этот период, были аркебузы с фитильным замком, называемые в Японии тэппо, танэгасима или хинава-дзю (первый термин, вероятно, был самым часто встречающимся в то время). Это создало потребность в тяжелых, пуленепробиваемых доспехи у тех, кто мог себе их позволить. В конце появились сплошные панцири из тяжелых, толстых пластин. Многие сохранившиеся экземпляры имеют многочисленные отметины от проверок, доказывающих мастерство оружейников.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Новое время

    После 1600 года оружейники создали множество доспехов, полностью непригодных для поля боя. Это было во время Мира Токугава, когда война ушла из повседневной жизни. К несчастью, большинство сохранившихся до сегодняшнего дня в музеях и частных коллекциях доспехов датируются этим периодом. Если вы не будете знакомы с появившимися изменениями, легко по ошибке реконструировать эти поздние привнесения. Чтобы избежать этого, я рекомендую стараться насколько возможно лучше изучать исторические доспехи.

    В 1700 году ученый, историк и философ АраиХакусэки написал трактат, прославляющий “древние" формы доспехов (определенные стили, относящиеся ко временем до 1300-го года). Хакусэки порицал тот факт, что оружейники забыли, как их делать, а люди забыли, как их носить. Его книга вызвала возрождение старейших стилей, правда, прошедших сквозь призму современного восприятия. Это породило несколько изумительно эксцентричных и множество просто отвратительных комплектов.

    В 1799 году специалист по истории доспехов СакакибараКодзан, написал трактат, призывающий к боевому использованию брони, в котором он порицал тенденцию к изготовлению антикварных доспехов, делающихся лишь для красоты. Его книга вызвала второй поворот в дизайне доспехов, и оружейники снова начали изготовлять практичные и пригодные для боя комплекты, обычные для шестнадцатого века.

    Посмотреть все слайды

    Самураи – одни из самых известных и колоритных персонажей истории

    Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

    Влияние просуществовавшего более тысячи лет военного сословия было настолько велико в Японии, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

    Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином- профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

    Идеальный самурай на протяжении всех 13 веков становления, развития и упадка этого воинского сословия должен был служить воплощением канонических конфуцианских добродетелей наделенным, однако, силой и свирепостью ни о, "стражей ворот" в буддийской храмовой скульптуре. Идеальный самурай должен был стать и порой действительно становился сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова.

    Душой его был меч, профессией - война, постоянным занятием - воинские искусства, а нередко также изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь под сводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием. Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов таким был настоящий самурай. "Меж цветов красуется сакура, меж людей самураи",-гласила пословица.

    Самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформились владетельные самурайские роды.

    К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей "Путь Самурая" - Бусидо.

    Четко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы философом Дайдодзи Юдзана:"

    Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть когда правомерно умереть.

    К смерти следует идти с ясным сознанием того,что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

    Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

    Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

    В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

    Уважать правило "ствола и ветвей".Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели. Родители - ствол древа, дети - его ветви.

    Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным.

    Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.

    Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат

    Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.

    Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой. Работа Николая Цеда полностью посвящена им. В его книге рассмотрены история становления самурайства, философские и религиозные основы их мировоззрения, этика, боевые искусства, культура и многое другое. Видно, что автор знает и любит предмет своего повествования, он прекрасно показывает нам Японию, её историю, её традиции и обычаи и, конечно же, то без чего рассказ обо всем этом будет неполным – самураев.

    Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения. Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в отношениях между людьми.

    Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими, существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии. Самураи – одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

    Влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

    Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

    Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. В то же время мы понимаем, что военное сословие Японии не было бы таким, как его можно наблюдать сквозь призму пройденных веков без специфики их религии. А конкретно, без учений сект дзэн, синто, без влияния конфуцианских догм. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой.

    Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.

    Хотя формально самурайство и было отменено во второй половине 19 века, фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков.

    Именно поэтому данный аспект и сегодня интересует многих исследователей. Проблема самурайства получила определенное историческое освещение в трудах отечественных историков. Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т. Г. “Культ императора в Японии”. В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

    Особый интерес представляет работа Спеваковского А. Б. “Самураи – военное сословие Японии”. Это наиболее полное и точное описание жизни самураев времен образования данного сословия, а также здесь мы можем наблюдать проблемы наследия самураев сегодня. Помимо обычных, общеизвестных фактов Спеваковский рассматривает и подробно объясняет особенности самурайской идеологии, обрядовую специфику, систему военной подготовки.

    Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е. М. “Японский милитаризм”. Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно монументально, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

    История формирования идеологии самураев весьма подробно нашла свое отражение в монографии Мещерякова А. Н. “Древняя Япония: буддизм и синтоизм: проблема синкретизма”. Здесь рассказывается о национальной японской религии, а также о пути проникновения буддизма на религиозную почву страны Восходящего солнца. Приводятся как проблемы соприкосновения двух религий, так и пути их решений, которые были найдены.

    Целью же данной работы является максимально полное и точное рассмотрение проблемы самурайства. Для достижения ее необходимо осветить следующие вопросы: начальные этапы становления самурайства, самурайство в период междоусобных феодальных войн, кодекс самурайской чести Бусидо, харакири, религиозные воззрения самураев. Так же необходимо понять проблему самурайского наследия в Японии наших дней.

  • mob_info