Сад в восточном стиле (японский, китайский, корейский) своими руками – оформление. Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока Основные элементы китайского сада

Китайский сад - это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора - прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Карьерный сад

Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

Сад Чжаньюань В Нанкине

Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу - узкий, чжоу - морщинистый, лоу - продырявленный, тоу - проникающий, сю - красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

Юхэюань - Парк Безмятежного отдыха

Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

Парк Бейхай

Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

Сад Лю Юань

«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn

Вангшиюань

Еще одно название - «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

Речной парк Хаутан в Шанхае

Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

Сад Юй-Юан

Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

Сад Хе юань в Янчжоу

Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net

Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.

Типы садов

Условно различают 6 типов китайских садов - императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.

Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина. Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.

В отличие от императорских, частные сады , столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.

Особенности планировки и использование основных ландшафтных компонентов

По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.

Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада - способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», - пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента - воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в то время как струящаяся вода - символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».

Другой непременный элемент китайских садов - камни . Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии - воду, деревья - и создания рук человеческих - архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались искусственные горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.

Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья . Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны - символ благородства, «деревья счастья» - персик и слива - и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки - символ благородства и жизненной стойкости.

Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов». Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов - лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений - символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна - долголетие и силу характера, пион - богатство и знатность, яблоня - широту души.

Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.

По материалам журнала «Стильный сад» и книг:
Неухоженко Н.А., «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры» СПб, 2004;
Ожегов С.С., «История ландшафтной архитектуры» М, 1993

Для того, чтобы выращивать у себя в оранжерее цветущее растение нужно соблюдать тонкости разведения. Садоводы уважают экзотические растения. Тонкости разведения многих классов цветов различны. Экзотическое растение требует кропотливого обеспечения условий. В данной подборке мы попытались привести подборку советов, для того чтобы избежать разочарования при культивации экзотического цветка . Важно уяснить для определения правильных процедур, к какому семейству относится купленное растение.

Садовое искусство в китайской культуре

Более двух тысяч лет садоводство играло очень важную роль в китайской культуре, как при дворе императора, так и в жизни простых людей. Роскошный сад какого-нибудь вельможи и миниатюрная садовая композиция скромного человека одинаково считались ценными как способы выражения подлинной красоты вещей.

В садах Китая всегда должны были присутствовать элементы природного мира - земля, камень, вода, растения. Главное достоинство сада - это его естественность. Садовый участок должен гармонично дополнять жилой дом. Дома обычно представляют собой угловатые конструкции и состоят из множества линий и поворотов. Садовый участок должен уравновесить все эти недостатки с помощью текучих форм и плавных изогнутых линий.

В Китае есть традиция при любой возможности отдавать предпочтение извилистым тропинкам, круглым клумбам и лужайкам неправильной формы. Существуют также особые элементы. Это может быть маленький фонтан, садовая скамейка, частично замаскированнная решеткой и вьющимися растениями или беседка в тихом уголке.

Традиционный китайский сад отличается богатой и разнообразной растительностью. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами . Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев. На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты.

Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья" - сливу и персик, плакучие ивы, стройные тополя, пышные магнолии и банановые деревья. Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные. Внимание привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживающий в Китае титул "царя цветов". Китайцы вывели более сотни сортов пиона, среди которых лучшим считался "танцующий львенок", лепестки пастельных тонов, листья "как яшмовые бабочки", а семена "как Золотой Павильон".

Хризантема - символ покоя и долголетия. Среди хризантем самыми красивыми считались те, у которых лепестки "были подобны разноцветным перьям цапли". Повсюду в Китае разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи . Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненого роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для "грязи и тины" суетного мира. Цветы в китайских садах высаживали и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках.

Китайский сад не знает чистых травяных газонов. Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с пронизывающим китайское садоводство духом эксперимента, со стремлением испытать свойства растений и выявить возможности их роста и развития.Источник: http://www.florets.ru

Дом, сад-огород

Сад в китайском стиле: приемы создания гармонии от азиатских мастеров

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Принципы организации китайского сада

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы , определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало — энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами . Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе .

Белая стена — отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» — отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд — традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Создаем китайский сад – открываем душу миру

Видео-экскурсия по саду в китайском стиле

Ищем вдохновение в природе

С чего нужно начинать? С полного релакса, желательно на фоне прекрасных природных пейзажей. Как известно, на духовную жизнь жителей Китая очень мощное воздействие оказывает буддизм. Его философия призывает черпать силы для ума и духа в природе. Поэтому китайские сады являются идеальными ландшафтами, воплощенными в миниатюре.

Здесь можно встретить горы и озера, деревья и кустарники . Все это соединяется в единую гармоничную картину, пропитанную энергетикой создателя. Единственное требование к ландшафту – чтобы он естественным образом сливался с жизненным пространством человека.

Гармония китайского сада

В таких пейзажах не найти английские газоны или другие элементы, нарочито пропорциональные, правильной геометрической формы. Потому что в Китае настоящим мастерством считается умение создать сад таким образом, чтобы не возникло сомнений в его естественности.

Совет Необходимо найти и принести в сад «нужный, правильный» камень, и не менее важно – точно и в нужном месте его расположить, создавая таким образом свой «микромир в конкретном месте».

Китайцы говорят: «Одна горка камней способна вызвать в душе несчётные отклики; камень же даже размером с кулак рождает многие чувства», или ещё: «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы». Сама природа – вот неисчерпаемый источник вдохновения и основа магической философии восточных садов.

Отличительная черта именно китайского сада – это искусственное создание «естественных» ландшафтов, при виде которых возникает ощущение, что они появились без участия человека. «Смотри вокруг, смотри в себя» – вот краеугольный камень восточной философии и основной ориентир при создании китайского сада, который должен, с одной стороны, отражать любовь человека к природе, а с другой – вызывать покой в его собственной душе. Для восточного человека сад – это место медитации, релаксации, отдохновения. Чтобы этого достичь, нужно годами формировать своё собственное пространство, прислушиваясь к себе и пристально всматриваясь в окружающий мир.

Миниатюрный китайский сад можно создать даже на дачном участке в шесть соток, а обладатели значительных земельных площадей могут выбрать второй вариант. Главное – это чтобы пребывание в таком саду дарило вам ощущение абсолютного покоя, умиротворённости и единения с природой.

Основная идея китайского паркового дизайна заключается в создании иллюзии «безграничности», чтобы человек, гуляющий по саду, из каждой новой точки обзора видел не один, а несколько ландшафтов, сменяющих друг друга. При этом все элементы садовой композиции находятся в абсолютной гармонии друг с другом – ничто не должно выглядеть слишком ярким и броским или, напротив, казаться незаметным, «потерянным».

Поэзия камней

Камням в китайском садовом искусстве уделяется едва ли не самое важное место. Камень может быть один. Большой, но очень красивый, расположенный на отдельной подставке. Но чаще это целая композиция из предметов самого разного размера, цвета, фактуры и т. д. Особо ценны камни с переливами, узорами и вкраплениями разнообразных оттенков. Здесь и эстетика, и философия, и влияние на чувства человека. На такие камни не просто смотрят – их видят, слушают, созерцают.

Ботанического сада Ботанического института им. В. А. Комарова РАН

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Китайские сады прочно входят в моду последние несколько лет. Особую популярность они обретают в связи с расширением зон, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство. Китайский сад можно разбить и спроектировать даже на уклонных участках.

Сад в китайском стиле и его фото

Сад в китайском стиле устроен по определенным канонам, уходящим вглубь веков. В центре сада всегда вода, которая часто занимает более его половины, замкнутые дворики и тенистые уголки, расположенные по периметру водных устройств, это самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга. Главное достоинство китайского сада - его естественность, в нем невозможны симметрия и прямые линии, все то, что отсутствует в природе. Непременным элементом китайского сада являются камни. Они могут стоять в одиночестве или группой, их дополняют , они могут находиться или .

Немыслим китайский сад и без архитектурных сооружений, разбросанных по усадьбе, каждое со своим, строго определенным назначением. Для прогулки по саду существует маршрут, связывающий садовые композиции в единое целое, раскрывающий перед гостем садовые картины одну за другой в определенной последовательности, - это своеобразный сценарий садового спектакля. Китайские садовые устроители мудро советовали учиться у природы, впитывать какие-то идеи, путешествуя по окрестностям. Не стоит слепо копировать окружающую красоту, поучитесь у нее, вдохновитесь и придумайте что-то свое.

Посмотрите сад в китайском стиле на фото, которые иллюстрируют проект в целом и его составные элементы:

Фотогалерея

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Пример воплощения проекта, в основу которого положен китайский стиль в ландшафтном дизайне.

Используемые элементы сада:

1. палисадник.

2. древесно-кустарниковая композиция.

3. плавательный бассейн.

6. пионы, посаженные в модули мощения.

7. китайская беседка.

Начинается сад с палисадника, расположенного между домом и подъездной дорогой, к которой примыкает лес за забором. Сортовые сирени да лесные сосны с елями, растущие перед домом, помогают саду влиться в природное окружение. Здесь же левее палисадника находятся вход и въезд на участок, место для стоянки автомобиля. Широкий дом играет роль своеобразной ширмы, отгораживающей сад от улицы.

Несколько водоемов плавно перетекают один в другой, их ограничивают потрясающе красивые линии, вдоль которых расположились выразительные композиции из камней и хвойных растений. На западном берегу построен большой птичник из частой металлической сетки, он состоит из двух частей по обе стороны от беседки по китайским мотивам, к которой примыкают. Фазаны отлично зимуют здесь под открытым небом.

Ландшафт в китайском стиле

Можно сначала посмотреть на фото китайские сады, чтобы понять, что подобный стиль минимализма позволяет обустраивать даже самые неприглядные территории:

Фотогалерея

Ландшафт в китайском стиле включает в себя несколько необычных элементов. Еще одно строение в китайском духе — это смотровая башня на восточном берегу для созерцания красивых видов сада - отсюда они открываются просто потрясающие. Кроме того, она отвлекает внимание от слабо декоративного соседского дома, расположенного позади нее. Башня занимает совсем немного места на земле, около полутора квадратных метров (1,5 м в ширину, 1 м в глубину). Наверх можно подняться по удобным деревянным ступеням винтовой лестницы и уже со второго этажа насладиться видом окрестностей. Построенная на удачном месте, выкрашенная в коричневый цвет, легкая и воздушная, башня стала фокусом восприятия и украшением всего сада. Один из ее главных элементов - крыша. Большая, покрытая красно-коричневой гибкой черепицей, благодаря изогнутым и приподнятым кверху углам крыша летит в небеса, придавая саду особую экспрессию.

Вдоль береговой линии искусственных водоемов, составляющей 120 м, проложены дорожки, прогуливаясь по которым можно любоваться водой и рассматривать интересные растительные композиции.

Вдоль длинных сторон участка часто посажены самые разные деревья и кустарники, изолирующие с двух сторон участок от соседей. Эффектно, когда берег выложен камнями, как в этом саду.

Какую-то часть берега водоема неплохо украсить растениями, но не стоит заполнять растениями весь периметр, часть берега должна быть свободной от них. С камнями органично смотрится мощение. Если нужно «провести» по галечному берегу тропинку, то подойдет и вплотную уложенный, и пошагово размещенный плитняк. Красиво, когда к какой-то части берега вплотную подходит

mob_info