Конспект урока обучения грамоте буква д. Обучение грамоте

Знакомство с новым звуком и буквой, которой он обозначается;

Овладение умением давать характеристику звукам;

Формирование навыка осознанного чтения слов, предложений с изученными буквами.

2) Развивающая:

Способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами

Развивать фонематический слух, творческое воображение.

3) Воспитательная

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения

Способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей

УДД:

Личностные:

формировать положительное отношение к учёбе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.

Познавательные:

учить принимать информацию, представленную в схематичной форме; сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

учить анализировать свою работу.

Коммуникативные:

формировать умение работать в парах, малых группах, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ХОД УРОКА

1.ОРГ.МОМЕНТ

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Всем доброе утро!!!

Дети присаж.за парты, проверка посадки:

Руки? – На месте!

Ноги? – Вместе!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

Молодцы!

Ученица приветствует гостей стихотворением: Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Кто-то увидел знакомые лица. Давайте, покажем как мы умеем работать и чему мы научились.

Мне интересно узнать у вас, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Поднимите светофоры..! Замечательно! Я надеюсь, что к концу урока у всех будет отличное настроение.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

А начнем нашу работу с повторения. Глазки на ленту букв!

На какие группы делятся звуки в русской азбуке?

Что вы можете сказать о гласных?

Называем!

Что вы можете сказать о согласных?

Называем!

3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

У нас есть ребята, которые подготовили для вас загадки. Ребята загадают, а вы постарайтесь их отгадать.

Вот какой забавный случай В нем живет моя родня

Поселилась в ванной туча. Мне без неё прожить нельзя

Дождик льется с потолка В него иду всегда и всюду
Мне на спину и бока. К нему дорогу не забуду.

До чего ж приятно это! Я без него дышу с трудом,

Дождик теплый, подогретый Мой кров, родимый, теплый …..(дом)

На полу не видно луж,

Что же это? Это……..(душ)

Его весной и летом Я удобный, очень мягкий,

Мы видели одетым, Вам нетрудно угадать –

А осенью с бедняжки Любят папы, взяв газету

Сорвали все рубашки (дерево) Посидеть и полежать (диван)

Какая новая буква встречается в каждом слове? (Д)

Как вы думаете, о чем речь пойдет на уроке?

Что бы вы хотели узнать об этой букве? И чему научиться на уроке?

4.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Ну, что ж начинаем искать ответы на поставленные вопросы!

Предлагаю работу в группах!

Но, прежде чем работать в группе, давайте повторим правила работы в группе!

1.Уважай своего товарища.

2.Умей каждого выслушать.

3.Не согласен – предлагай!

А теперь группы получают задание!

I гр - проанализировать слова ДУШ ДОМ ДЕРЕВО ДИВАН

Выяснить, какой звук нам дает буква Д,гласный или согл? Привести доказательства!
IIгр - проанализировать словаВыяснить, звук, который дает буква Д,звонкий или глухой? Объяснить как доказывали!
IIIгр - проанализировать словаВыяснить, звук, который дает буква Д,твердый или мягкий? Ответ обосновать! Проверка работы!!!И так, подведем небольшой итог:

    Буквой Д обозначается, какой звук? -СОГЛ Этот звук звонкий -Может быть твердым и мягким
-В какой карманчик мы должны поместить эту букву?-Как вы думаете на какое место?-Что заметили?
ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко их бери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Ребята, а чтобы лучше запомнить букву, предлагаю поработать в парах!У вас на партах есть набор счетных палочек! Сконструируйте букву Д из счетных палочек!-На что она похожа?
-Назовите слова, в которых встречается звук д или д!-Посмотрите в азбуке у нас две буквы Д? Для чего нужны две буквы?-Встаньте, пож-та, дети в чьих именах есть звуки д или д!ДЕНИС ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИР
-А кто знает названия рек, которые начинаются с буквы Д?- А назовите муз.инструм. на букву Д!-А назовите дни недели в написании, которых встреч. буква Д!-Млекопит.живет в море!
5.СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ СЛОГОВ
На доске запись: Д Д Д Д Д Д Давайте, превратим эту запись в слоги!Читаем слоги вместе!Читают выборочно слабочит.дети!Моделируют схемы!Что заметили! Еще раз делают вывод (о мяг и тверд согл зв)
А теперь я меняю положение гласных!Читают слоги вместе!Читают слабочит!Моделируют схемы!Почему в слоге ЕД зв>бук?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
6.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Ребята, чтобы прочитать текст, который нам предлагают авторы учебника, давайте прочитаем трудные слова, которые нам встретятся в текстеПОДВОДНЫЕ ВОДОЛАЗ ТРУДНА (выходят слабочит.читают,затем хором)
-Назовите слово, которое обозначает профессию людей!-Какие вы еще знаете профессии?-Самост.чтение. Кто понял о чем рассказ. В тексте?-Чтение уч-ся. Какую работу выполняли родители Димы и Нади?-А сейчас, вы услышите продолжение этого рассказа и ответите мне на вопрос….-Названия каких профессий присутствуют в этом рассказе?
«Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.»
Мы с вами продолжим разговор о профессиях на следующем уроке!
7.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы в начале урока ставили перед собой вопросы, на которые должны были найти ответы.Мы ответили на эти вопросы?Тогда, закончите мои предложения:Сегодня на уроке: Я узнал……. Я научился….. Я испытал затруднения…… Мне понравилось…..
Оцените каждый свою работу!Оцените работу класса!С каким настроением мы заканчиваем урок? Покажите!
Молодцы! Всем спасибо за хорошую работу!

Тема урока: Звуки [д] – [д, ]. Буквы «Д д».

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая (Образовательная):

− познакомить детей с согласными звуками [д], [д"], буквой д;

− вырабатывать навыки осознанного чтения;

Развивающая:

 способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

 развивать произвольное внимание;

Воспитательная:

− способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Сейчас у нас урок обучения грамоте.!

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать её, но не только её, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.

2. Актуализация знаний.

Чтение с доски:

3.Знакомство с новыми звуками и буквой.

1.)-К нам на урок пришёл в гость

Сейчас прослушайте отрывок из сказки

Догадались, кто к нам пришёл? (« Доктор Айболит»

Учитель показывает портрет и рассказывает, какие ещё произведения он написал.(Краденое солнце, Муха цокотуха, путаница, Федорино горе, Мойдодыр ит.д)

Доктор Айболит нам предлагает сегодня познакомиться с новыми звуками и буквой.

А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

Называется (дуб)

На дубе сидит (дятел)

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

Из тучки пошёл… (дождик).

Назовите только те слова, которые вы добавляли.

Какие первые звуки услышали в этих словах?

Что вы можете о них сказать?(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).

Звуки [д] – [д, ] обозначаются буквой Д

Вот так выглядит буква Д.

Послушайте стихотворения о букве.

Д- с высокой крышей дом.

В этом доме мы живём.

На что похоже печатная буква Д?(печка,дом и т.д)

Помогите собрать букву.

У вас на парте лежат полоски составьте с помощью них букву Д.

2. Чтение слогов с буквой Д.

Откройте учебник стр.109.

Прочитаем слоги с новой буквой.

3. Физ. минутка.

4. Чтение слов, предложений.

Закройте глаза и послушайте шум моря

Мы очутились на море.

Ведь морской воздух нам даёт здоровье, и не только,откройте глаза

Откройте учебник рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы видите? (Водолазы, сокровища).

Значит, на дне морском у нас может быть сокровища.

Посмотрите, что за странные люди под водой?

Кто знает, кто это?

Люди, которые плавают под водой их называют водолазы, они разыскивают сокровища и не только, изучают морское дно.

2. Чтение слов на стр.109.

Прочитаем слова в столбик.

Прочитаем текст

Откройте кассу букв и напечатайте слово.

Дом, Дима

4. Загадки. Деление отгадок на слоги.

Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)

Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)

Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

Итог урока.

- Доктор Айболит даёт нам совет, как правильно следить за своим здоровьем.

Послушайте его.

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не ленится-

На зарядку становится?

Чистить зубы, умываться,

Закалятся, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

Сними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай. К врачу тебе пора.

Понравился вам совет Доктора Айболита.

− Что нового узнали, чему научились?

Самооценка собственной деятельности на уроке.

− Как вы сегодня поработали?

− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

− Что интересного было на уроке?

Тема: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д д.

Цели :

познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д д;
научить вычленять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, составлять сюжетный рассказ по картинке;

развивать умение давать звукам [д], [д’] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: Управление поведением партнера, контроль; сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения.

Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков, буквы на магнитах, учебник «Азбука».

Ход урока

    Включение в учебную деятельность.

Начинается урок.

Он ребятам пойдёт впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости прилетел Мудрый Дятел. Он отправляется вместе с вами в страну Знаний, чтобы познакомиться с новой буквой русского алфавита. (Слайд 1)

Но сначала вспомните изученные буквы и распределите их на группы. (Слайд 4)

Назовите гласные буквы.

Назовите согласные буквы.

Назовите согласные буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

Вы справились с этим заданием и мы отправляемся в путь за новыми знаниями.

    Актуализация знаний.

Мудрый Дятел приготовил для вас иллюстрацию. Составьте предложения но этой иллюстрации. (Слайд 5)

Дети составляют следующие предложения:

Это дом. На крыше дома труба. Из трубы идёт дым. Около дома стоит дедушка. Во дворе растёт дуб. На дубе сидит дятел.

Какой звук повторяется чаще всего в предложениях? (Звук [д]).

    Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с буквой Д и звуками, которые она обозначает.

    Работа по теме урока.

1.Знакомство со звуками [д], [д’].

Сколько окон в доме дедушки? (Два)

Проведите слого - звуковой анализ слова «два». (Слайд 6).

Дети с помощью карточек составляют схему слова «два».

Вывод: в слове «два» звук [д]- согласный, звонкий, твёрдый.

С помощью чего дедушка скрепил кормушку? (Дедушка скрепил кормушку с помощью гвоздей)

Проведите слого- звуковой анализ слова «гвозди».

Дети с помощью карточек составляют схему слова «гвозди».

Вывод: звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий.

2.Знакомство с буквами Д д (учитель выставляет буквы на магнитах).

Чтение слогов. (Слайд 7).

Назовите слоги с твёрдым согласным звуком [д].

Назовите слоги с мягким согласным звуком [д’].

3. Чтение слов в «Азбуке» сначала хорошо читающим учениками, а потом более слабыми (с.105).

4.Беседа по иллюстрации «Водолазы ищут клады». (Слайд 8)

Как называются люди, которые работают на морском дне?

Что увидели водолазы в море?

Каких морских обитателей они встретили?

Какие сокровища могли оказаться на морском дне?

5.Чтение учениками текста о водолазах в «Азбуке» (с.105).

Кем работает папа Димы и Нади?

Что делали водолазы на дне реки?

Для чего нужно следить за состоянием опор мостов?

    Физкультминутка.

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди.

Сверху мостик – погляди.

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

    Продолжение работы по теме урока.

1.Работа с многозначными словами.

Мудрый Дятел приготовил вам ещё несколько заданий.

Посмотрите на картинки и определите, какое значение имеет слово «звезда»? (Слайд 9)

Составьте предложения с этим словом.

Дети составляют предложения:

На дне моря лежит звезда.

Коля нарисовал пятиконечную звезду.

В ночном небе появилась яркая звезда.

2. Работа со скороговоркой. (Слайд 10)

Прочитайте скороговорку.

Назовите слова со звуком [д].

Назовите слова со звуком [д’].

Почему дятел лечит дуб?

3 .Игра «Найди слова в слове». (Слайд 11)

В слове «дубок» спрятались слова: дуб, бок, бук, док, куб, код.

    Подведение итогов урока.

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и справились со всеми заданиями Мудрого Дятла. А сейчас продолжите предложения, которые видите на экране:

На уроке я узнал …

Я научился …

Самое трудное на уроке …

Литература:

1.Азбука от А до Я:иллюстрированное учебно-методическое пособие/ Сост. И.А.Гимпель. Минск: Асар, 2004.

2.Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. –М.: Просвещение.1991.

3.Физкультурные минутки: / О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: Астрель; АСТ, 2006г.

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность, формировать правильное, выразительное, осознанное чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕМА: "Звуки [д], [д"], буква Д,д"

Задачи:

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить детей давать характеристики звукам; способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор, воспитывать любознательность; формировать плавное, выразительное, сознательное чтение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать буквы Д,д и обозначаемые ими звуки
  • характеризовать данные звуки по алгоритму

Метапредметные:

  • понимать и принимать поставленную учебную задачу, самостоятельно составлять план работы на урок, оценивать свою работу на уроке
  • составлять алгоритм работы
  • находить нужную информацию (в том числе в дополнительной литературе)

Личностные:

  • осознавать смысл пословицы Терпение и труд все перетрут.

Ход урока:

  1. Мотивация познавательной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайся всё понять -

Будешь грамотно писать.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Фонетическая зарядка

Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)

Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (динь-динь-динь)

Какие звуки слышим в начале этих слов?

Можете ли вы сейчас дать характеристику этим звукам? (Мы еще не знакомы с ними)

Что вам нужно было сделать? (дать характеристику звукам [д, д , ])

Значит, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Сформулируйте тему нашего урока.

Составьте план своей работы.

  1. Актуализация знаний

Что вы видите на картинке?

Выделение звуков и звуковой анализ слов ДЕРЕВО и ДОМ

Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки. (даем характеристику, составляем схемы, ставим ударение)

Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д"]?
− Покажите букву Д. Назовите её место в алфавите.
- На что похожа буква Д?

Д-это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мои зайчишки!

У детей карточки зелёные и синие.

Послушайте стихотворение. Услышав звук [д], поднимите синюю карточку, услышав звук [д"] -зелёную:

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

День долбил, два долбил-

Дырку в дубе он пробил.

Организация познавательной деятельности

Письмо элементов строчной буквы д.

− Чем отличается письменная буква от печатной?

− Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлей внизу ).

− В каких буквах встречались эти элементы? (а, о, у ).

− Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки )

Пальчиковая физминутка. (Подготовка руки к письму)

Письмо строчной буквы д на доске с объяснением учителя.

«Сказка про букву Д»

Буква «Д» была похожа на домик. И все вокруг старались поселиться в этом домике. Однажды буква «Д» уснула в лесу среди травки, на солнышке, а когда проснулась, то внутри нее, как в домике, уже сидела птичка и вила себе гнёздышко. Пришлось букве «Д» достать гнёздышко и переложить его на дерево вместе с птичкой.

Однажды в букву «Д» залез маленький щенок и уснул, пока она сидела, отдыхала. А когда буква «Д» пошла, а надо сказать, что она очень быстро везде бегала на своих маленьких ножках, переваливаясь с бока на бок, то щенок испугался и завизжал от страха. А буква «Д» тоже испугалась и тоже завизжала от страха. А потом, когда она поняла, что во время отдыха к ней залез щенок, то она и все вокруг очень долга и весело смеялись!

Вот такие весёлые истории происходили с буквой «Д».

Однажды буква «Д» задумалась о том, как бы ей сделать какое-нибудь слово. И она пошла к букве «А», ведь буква «А» всё знала и должна была ей помочь. И вот буква «Д» пришла к букве «А» и говорит:

– Буква «А»! Помоги мне! Мне хочется составить слово, но с какой буквой мне подружить, чтобы получилось слово, я не знаю. Подскажи!

– Как? – удивилась буква «А», – ты не знаешь разве самое простое и нужное слово, которое начинается с тебя? Я тебя научу, не расстраивайся. Тебе нужно подружиться со мной.

Буквы взялись за руки и вот мальчик (…) стал читать: ДА! ДА! ДА!

– Что это за слово? – удивилась буква «Д». – Ах, да! Да это же слово «ДА»! Оно означает согласие! ДА! Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, то, если ты согласен, то отвечаешь «ДА», если не согласен, то отвечаешь «Нет»!

– Ну теперь ты поняла? – спросила буква «А».

– Да! – ответила буква «Д».

– Сейчас ты пойдешь гулять?

– ДА! – снова ответила буква «Д».

– А потом ты придёшь домой и будешь спать-отдыхать?

– ДА! –ответила снова буква «Д», ей так понравилось это слово, что она весь вечер потом ходила и всем отвечала только «ДА».

И потом довольная, что с неё начинается такое важное слово, пришла домой и легла спать.

И снился ей большой дом, рядом дуб, на дубе сидел дятел, который стучал клювом по дереву и говорил: ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!

Тема: Звуки [д] и [д"]. Буква Дд.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"]. Формирование умений различать звуки [д] и [д"]. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.

Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).

Логопед. Сегодня мы будем строителями, будем строить дом. Напрягите мышцы, покажите, какие вы сильные. (Дети напрягают и расслабляют мышцы рук.)

Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим мы умываем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Разомнем их мягко, не задев ногтями.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».

3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д"].

Логопед показывает картинку большого дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)

Логопед показывает картинку маленького дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д"] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д"] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.

  1. Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д"].)

Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д"]. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.

Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.

5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.

Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.

6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)

В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

7. Игра «Доскажи словечко».

Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).

Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].

Мою подругу зовут …(Даша).

Машина едет по …(дороге).

Из трубы идет…(дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил …(дом).

Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.

8. Игра с мячом «Все на букву Д».

Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.

9. Работа с буквой Д.

Логопед. На что похожа буква Д?

Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном.

Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д"] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).

Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)


mob_info